Вопрос о смысле жизни — это вопрос о том, стоит ли жить? А если все-таки стоит, то для чего жить? Издавна люди задавались этим вопросом, пытаясь найти логику своей жизни.
Осознание смысла жизни, как главной ее ценности, носит исторический характер. Каждая эпоха в той или иной степени оказывала влияние на смысложизненное определение человека. Существуют различные подходы к решению смысложизненной проблемы, из которых можно выделить следующие: смысл жизни в ее духовных основах, в самой жизни; смысл жизни выносится за пределы самой жизни; смысл жизни привносится самим человеком в свою жизнь; не существует смысла жизни.
В рамках первого подхода существует религиозная версия. Смысл жизни человека был задан Богом уже в момент создания человека. Создав человека по своему образу, наделил его при этом свободой воли. И смысл жизни человека состоит в достижении им заданного подобия с Богом. Смысл человеческой жизни в сохранении и очищении своей бессмертной души. Философия рассматривает нравственный смысл человеческой жизни в процессе совершенствования ее духовных оснований и ее социальной сущности на началах добра. «Смысл жизни в обретении добра» (В. С. Соловьев). Смысл содержится в самой жизни, но, в отличие от религиозной точки зрения, здесь утверждается, что смысл жизни человек находит в ней сам. В. Франкл, к примеру, утверждает, что все имеет смысл, но его надо найти. Смысл жизни состоит из ситуативных, конкретных смыслов, которые индивидуальны, как индивидуальна сама жизнь.
|
|
Второй подход выносит смысл жизни за пределы конкретной жизни человека, происходит экстраполяция смысла существования человека на прогресс человечества, на благо и счастье грядущих поколений, во имя светлых идеалов добра и справедливости.
С точки зрения сторонников третьего подхода, жизнь сама по себе не имеет никакого смысла, а человек сам привносит его в свою жизнь. Человек как существо сознательное и волевое своими способами созидает этот смысл. Еще И. Кант утверждал, что удовольствие не выступает в качестве цели нравственного действия, а являются следствием, к которому оно приводит. И если бы люди руководствовались только принципом удовольствия, то это привело бы к полному обесцениванию нравственных действий.
Отрицание смысла жизни неоднократно проявлялось в истории философской мысли: еще в древности афоризм царя Соломона «Все суета» подчеркивал бессмысленность существования. В современной философии представители экзистенциализма утверждают, что мир хаотичен и абсурден, и существование человека абсурдно и бессмысленно.
Но все-таки попытки найти смысл жизни человека преобладали в истории человеческой мысли: смысл жизни в ее эстетической стороне, в достижении того, что
|
|
в ней величаво, красиво и сильно, в достижении сверхчеловеческого величия (Ф. Ницше);
смысл жизни в любви, в стремлении к благу того, что вне человека, в стремлении к согласию и единству людей (Л. Н. Толстой); смысл жизни в достижении некого идеала человека; смысл жизни в максимальном содействии решению задач общественного развития и всестороннего развития личности (марксизм).
Осуществленный смысл жизни, имеющий ценность не только для живущего, но и для общества, избавляет человека от страха смерти, помогает встретить ее спокойно, с достоинством и чувством исполненного долга
Основная литература
1. Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия: Учебник - М: ИНФРА–М., 2009. [http://znanium.com/catalog.php?item=bookinfo&book=182163].
2. Островский Э.В. Философия: Учебник – М: Вузовский учебник,2009.– [http://znanium.com/catalog.php?item=bookinfo&book=146888]
Дополнительная литература
1. Акишева Н.Б. Проблема человека в философии. Учебно-методическое пособие. Екатеринбург: УрГУПС, 2011. – 48 с. [https://www.usurt.ru/in/files/umm/umm_2639.pdf.]
2. Акишева Н.Б. Проблемные вопросы, задания и криптограммы по философии. Практикум. – Екатеринбург: УрГУПС, 2011. – 40 с. [https://www.usurt.ru/in/files/umm/umm_2798.pdf]
3. Алексеев П. В., Панин А. В. Философия: учебник. – Москва: Проспект, 2010. – 654 с.
4. Канке В. А. Философия. Исторический и систематический курс. Учебник для вузов. – Москва: Логос, 2007. – 366 с
«*» – отмечены источники, которые имеются в наличии в библиотеке университета
Программное обеспечение и Интернет-ресурсы
Э 1.Философия: студенту, аспиранту, философу.
http://philosoff.ru/
Э 2. Антропология
http://anthropology.ru/ru/index.html
·