Философская антропология – раздел философского знания, посвященный всестороннему рассмотрению проблемы человека. Термин «философская антропология» закреплен за современной философской школой, основными представителями которой являются М. Шелер, А. Гелен, Г. Плеснер и др.
Базисной характеристикой человеческого духа М. Шелер считал «открытость миру», способность преодолеть ограничения среды, осознать качественное бытие предметов в их объективном бытии. Важнейшими компонентами человеческого духа являются способность к интеллектуальному познанию мира («априорное видение») и эмоционально-чувственное отношение к миру (любовь). Человеческий дух носит личностный характер. Личность — это сущностно необходимая и единственная форма существования духа. Только на личностной основе существует возможность творческой самореализации духа.
А. Гелен обратил внимание на биологическую неприспособленность и незащищенность человека, несовершенство его природы. Чтобы выжить человек вынужден стать «действующим существом» - совершать действия, создавать орудия труда, выращивать себе пищу и т. п.. Главным принципом существования человека является «принцип освобождения от бремени» - процесс преодоления физических ограничений своего тела, создания вспомогательных культурных средств, обеспечивающих выживание, существование человека. Результатом этого процесса является становление человека как культурного существа, а в основе культуры («второй природы человека») лежит духовное начало.
|
|
Г. Плесснер считал, что человек отличается от животных своей «эксцентрической позицией». Он способен отделять свое «Я» от своего физического существования, осознавать свою духовную неповторимость и себя как личность. Эксцентрическая позиция задает: - структуру внутреннего мира человека; - основные способы реализации человеческого существования, формы отношения человека к бытию, базовые антропологические законы жизни человека: - человек должен сам себя сделать тем, что он есть. - познавательное отношение человека к миру опосредовано его «Я», поэтому человек обладает дистанцией по отношению к миру; - закон утопического места — закон «неукоренности» человека в бытии, его неуверенности, сомнения, который побуждает человека на бесконечные поиски устойчивого бытия.