Источники. Существуют два возможных источника набора:
- внутренний (из работников организации);
- внешний (из людей никак не связанных с организацией).
Внутренние источники. Преимущества. Низкие затраты на привлечение кадров;
Появление шанса для служебного роста;
Претендент на должность знает данную компанию (и наоборот);
Рост производительности труда;
Повышение мотивации.
Недостатки. Ограничения возможности для выбора кадров;
Возможно появление напряженности или соперничества в коллективе;
Появление панибратства при решении деловых вопросов.
Внешние источники. Преимущества. Широкие возможности выбора;
Появление новых импульсов для развития компании;
Прием на работу покрывает абсолютную потребность в кадрах.
Недостатки. Более высокие затраты на привлечение кадров;
Плохое знание компании;
Длительный период адаптации;
Нового работника плохо знают в коллективе.
Методы набора персонала могут быть активные и пассивные. Активные – вербовка персонала (привлечение ценных сотрудников).
|
|
Пассивные – размещение объявлений о вакантных должностях.
Отбор персонала является естественным завершением процесса подбора работников в соответствии с потребностями организации в человеческих ресурсах.
КРИТЕРИИ. Образование, наличие опыта работы по специальности, знание иностранных языков, деловые качества и профессионализм, физические хар-ки сотрудника.
ПРИНЦИПЫ. 1. способы рекрутинга;
2. объявления в Интернете, газетах – наиболее эффективный в современных условиях способ набора персонала;
3. рекомендации уже работающих в организации знакомых, родных;
4. направление службы занятости;
5. встречи со студентами-выпускниками нужной специальности;
6. предложения о переходе на работу работникам других организаций.
Профессиограмма - это научно обоснованные нормы и требования профессии к видам профессиональной деятельности и качествам личности специалиста, которые позволяют ему эффективно выполнять требования профессии, получать необходимый для общества продукт и вместе с тем создают условия для развития личности самого работника. РАЗДЕЛЫ:
1. Предназначение, "миссия" профессии, ее роль в обществе
2. Распространенность профессии (типичные для данной профессии учреждения).
3. Предмет труда в профессии
4. Профессиональные знания как совокупность сведений о сторонах труда в профессии.
5. Деятельности, действия, приемы, умения, способы работы, технологии, техники, применяемые в данной профессии для успешного достижения результата; степень их развернутости, обобщенности, автоматизированности.
|
|
6. Средства труда
7. Условия труда: режим труда и отдыха
8. Организация и кооперация труда
9. Продукт труда (или его результат)
10. Возможные уровни профессионализма и квалификационные разряды в данной профессии, категории и их оплата.
11. Права представителя данной профессии
12.Обязанности представителя данной профессии
13. Позитивное влияние данной профессии на человека
14. Негативные стороны профессии
ЭТАПЫ - Набор, собеседование.
МЕТОДЫ ОТБОРА – тестирование, открытый рекрутинг.
НАПРАВЛЕНИЯ ОБУЧЕНИЯ
Существует два типа программ: 1) программы, которые обеспечивают совершенствование знаний специалистов для выполнения нового вида профессиональной деятельности; 2) программы, существующие для получения дополнительной квалификации.
Исходя из анализа нормативных документов, можно выделить следующие виды профессионального обучения: 1) профессиональная подготовка; 2) профессиональная переподготовка; 3) повышение квалификации; 4) обучение вторым профессиям.
Существуют две основные формы профессионального обучения: на рабочем месте и с отрывом от производства – в учебных заведениях (различного рода центры, школы рабочего мастерства, курсы и др.).
ФОРМЫ – обучение и самообразование.