В состав ВВП

1) Включаются: • конечные товары и услуги****; • стоимость только тех товаров и услуг, которые были произведены для продажи, т. е. рыночная стоимость; • всё, что произведено внутри страны независимо от того, какой стране принадлежали факторы производства; • стоимость только тех товаров и услуг, которые были произведены в данном году.

2) Не включаются: • промежуточные товары и услуги; • финансовые операции (покупка акций, облигаций, проценты по государственным облигациям); • трансферты (от лат. transferre – переводить, переносить) (пенсии, стипендии); • стоимость товаров и услуг, произведённых за пределами страны.

* Национальный доход – вновь созданная стоимость за определённый период.

** Потребительская корзина – минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг (коммунальных, транспортных, медицинских), необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.

*** Эффективность – результативность процесса, определяемая как отношение эффекта, результата к затратам.

**** Конечная продукция – товары и услуги, которые продаются для конечного использования, а не для переработки или перепродажи.

Виды ВВП:

1) Номинальный. Выражен в ценах на данный период времени.

2) Реальный. А) Рассчитывается в сопоставимых ценах базового года как отношение номинального ВВП к индексу цен. Б) Можно использовать для анализа уровней экономического развития страны в разные периоды времени.

2.12. Роль государства в экономике. Основные понятия: экономическая политика государства, экономические функции государства, стабилизационное направление государственной экономической политики, структурное направление государственной экономической политики, общественные блага, внешние эффекты, прямое государственное регулирование экономики, косвенное государственное регулирование экономики, денежно-кредитная (монетарная) политика, учётная ставка процента (ставка рефинансирования), бюджетно-налоговая (фискальная) политика.

Экономическая политика государства – процесс реализации его экономических функций путём разнообразных государственных мер воздействия на экономические процессы для достижения определённых целей.

Наиболее общие экономические цели государства в рыночной экономике: 1) Обеспечение экономического роста. 2) Создание условий экономической свободы. 3) Обеспечение экономической безопасности. 4) Обеспечение полной занятости. 5) Достижение экономической эффективности.

Экономические функции государства: 1) Стабилизация экономики. 2) Защита прав собственности. 3) Регулирование денежного обращения. 4) Перераспределение доходов. 5) Регулирование взаимоотношений между работодателями и наёмными работниками; контроль над внешнеэкономической деятельностью. 6) Производство общественных благ. 7) Компенсация внешних эффектов. 8) Поддержка и обеспечение функционирования рыночной системы.

Основные направления государственной экономической политики:

1) Стабилизационное: направлено преимущественно на оздоровление «заболевшей» экономики; включает в основном бюджетно-налоговую (фискальную) и денежно-кредитную (монетарную) политику.

2) Структурное: направлено преимущественно на обеспечение сбалансированного развития экономики; использует такие методы влияния на экономику, как государственная поддержка особо важных для развития всего хозяйства страны отраслей, производство общественных благ, приватизация, содействие конкуренции и ограничение монополий.

Экономические задачи, наилучшим образом решаемые государством:

1) Защита основ рыночной экономики. Государство разрабатывает и принимает антимонопольное законодательство, препятствующее свёртыванию конкуренции и росту финансовой мощи монополий. 2) Производство общественных благ. Общественные блага – это товары и услуги, предоставляемые государством его гражданам на равных началах (например, оборона, бесплатное образование, общедоступные услуги муниципальных поликлиник, посещение библиотек, парков и др.). → • Одинаково доступны для всех людей. • За пользование ими не взимается плата. • Их производство берёт на себя государство → необходимость в значительных финансовых средствах → сбор налогов.

3) Учёт внешних (побочных) эффектов. Внешние эффекты – связанные с производством или потреблением благ издержки и выгоды для третьих лиц. Экономическая деятельность одних может вызывать такие последствия, которые отражаются на лицах, непосредственно не участвующих в

производстве и потреблении данных товаров. Отрицательные эффекты возникают в случае появления издержек у других лиц (не участвующих в производстве) в результате производства или потребления товара, а положительные – в случае появления у этих лиц выгоды, которая не компенсируется ими производителям товара. Задача государства – исключить отрицательные внешние эффекты и поощрять полезные, используя такие меры, как убеждение, рекламные кампании, субсидирование (для положительных внешних эффектов) и налогообложение (для отрицательных эффектов), разработка стандартов безопасности и др.

4) Разработка и финансирование программ помощи нуждающимся.

Регулирование государством рынка:

1) Прямое: предполагает использование преимущественно административных методов: • законодательная деятельность государства; • расширение государственных заказов; • развитие государственного сектора в экономике; • лицензирование отдельных видов деятельности.

2) Косвенное: предполагает использование преимущественно экономических методов: • денежно-кредитная (монетарная) политика; • бюджетно-налоговая (фискальная) политика. → Принадлежит приоритет в рыночной экономике.

Денежно-кредитная (монетарная) политика – совокупность мероприятий в области денежного обращения и кредита, направленных на регулирование экономического роста, сдерживание инфляции, обеспечение занятости и выравнивание платёжного баланса.

Основная цель: стремление обеспечить устойчивые темпы роста национального производства, стабильные цены, высокий уровень занятости, сбалансированный бюджет государства.

1) Объект политики: соотношение спроса и предложения на денежном рынке.

2) Основный институт, реализующий политику: Центральный банк (См. 2.6. Финансовые институты. Банковская система).

Основные инструменты денежнокредитной политики государства (Наименование инструмента. Его сущность):

1) Операции на открытом рынке. Наиболее весомый и ежедневно применяемый способ контроля государства за предложением цены в стране. Он связан с куплей-продажей ценных бумаг [облигаций федерального займа (ОФЗ), государственных казначейских обязательств (ГКО) и др.] Центральным банком за наличные деньги. Центральный банк продаёт ценные бумаги → он получает взамен денежные средства → сокращение количества денег в обращении, возрастание процента → деньги становятся «дорогими». Центральный банк покупает ценные бумаги падение нормы процента → «удешевление» денег. Таким образом, это приводит к уменьшению или увеличению банковских резервов, а также к увеличению или сокращению денежной массы.

2) Политика учётной ставки (ставки рефинансирования). Позволяет регулировать активность коммерческих банков. Достигается это путём изменения учётной ставки процента. Учётная ставка процента–это норма процента, по которой Центральный банк предоставляет кратковременные кредиты коммерческим банкам. Коммерческие банки для осуществления своей деятельности берут кредит у Центрального банка под определённый процент, т. е. учётную ставку (например, 80%). Банки предоставляют полученные средства своим клиентам под процент, который выше учётного (например, 100%). Центральный банк повысит учётную ставку процента → коммерческие банки поднимут ставку процента своим клиентам. Центральный банк снизит учётную ставку → коммерческие банки снизят ставку процента своим клиентам. Таким образом, Центральный банк воздействует на экономику, проводя политику «дешёвых» или «дорогих» денег, чтобы стимулировать или охладить деловую активность.

3) Изменение нормы обязательных резервов. В соответствии с законом часть средств коммерческие банки обязаны хранить в виде резервов в Центральном банке. Размер этого резерва устанавливает Центральный банк. При его снижении у коммерческих банков расширяются возможности размещать деньги среди своих клиентов, денежная масса в стране растёт. С увеличением резерва предложение денег сокращается, цена на них, т. е. уровень процента, возрастает, деньги становятся «дорогими». Политика резервов, проводимая Центральным банком, является наиболее жёстким инструментом денежно-кредитного регулирования.

Бюджетно-налоговая (фискальная) политика – система мероприятий, направленных на регулирование экономики с помощью государственных расходов и налогов.

Основная цель: обеспечение стабильного развития экономики, занятости населения, предотвращение инфляции. Основные элементы политики: 1) Государственные расходы. 2) Налоги.

2.13. Налоги (См. 5.19. Права и обязанности налогоплательщика). Основные понятия: налоги, прямые налоги, косвенные налоги, федеральные налоги, региональные налоги, местные налоги,

налог на добавленную стоимость, налог на прибыль предприятий и организаций, основные принципы налогообложения, функции налогов.

Налоги – обязательные платежи физических и юридических лиц государству на основе специального налогового законодательства.

Виды налогов:

1) Прямые. Обязательные платежи, взимаемые государством с доходов или имущества юридических и физических лиц [подоходный налог с населения (в России с 1 января 2001 г. он составляет 13%) и налог на прибыль с фирм, налог на имущество, на недвижимость, на дарение, на наследство, на финансовые операции].

2) Косвенные. Устанавливаются в виде надбавок к цене товара и услуг [акцизные (от лат. accidere – обрезать) сборы, налог с продаж, частично налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины, налог на экспорт].

Совокупность налогов в России:

1) Федеральные: устанавливаются Налоговым кодексом РФ, обязательны к уплате на всей территории РФ, поступают в федеральный (государственный) бюджет: • Налог на добавленную стоимость. • Акцизы. • Таможенная пошлина. • Подоходный налог. • Налог на покупку валюты и др.

2) Региональные (субъектов РФ): устанавливаются Налоговым кодексом РФ, законодательными актами субъектов РФ, обязательны к уплате на территории субъектов РФ, поступают в региональные бюджеты (субъектов РФ): • Налог на имущество предприятий. • Лесной налог. • Плата за воду и др.

3) Местные: устанавливаются Налоговым кодексом РФ и нормативными актами представительных органов местного самоуправления, обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований, поступают в местный бюджет: • Земельный налог. • Курортный налог.

• Налог на рекламу. • Налог на содержание жилого фонда и др.

Основные виды налогов, уплачиваемых предприятиями (Наименование вида. Его сущность):

1) Налог на добавленную стоимость (НДС). Является косвенным налогом. Форма изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства. Определяется как разница между стоимостью реализованных товаров (работ и услуг) и стоимостью материальных затрат, отнесённых на издержки производства и обращения.

2) Налог на прибыль предприятий и организаций. Является прямым налогом, т. е. его сумма целиком зависит от конечного финансового результата хозяйственной деятельности предприятия. Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от реализованной продукции (работ, услуг) без НДС и акцизов и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции (работ, услуг).

3) Налог на имущество предприятий. Является региональным налогом. Сумма налога определяется исходя из среднегодовой стоимости имущества предприятия.

4) Налоги в дорожные фонды. Являются источником образования и пополнения дорожных фондов.

Основные принципы налогообложения (Наименование принципа. Его сущность):

1) Всеобщность. Охват налогами всех экономических субъектов, получающих доходы, независимо от организационно-правовой формы.

2) Легитимность. Размер налогов и порядок их взимания законодательно утверждены.

3) Справедливость. Равенство налогов на доходы рыночных структур. Налоги должны быть равными для каждого уровня дохода.

4) Определённость и точность налогов. Размер налогов, сроки, способ и порядок их начисления должны быть точно определены и понятны налогоплательщикам.

5) Удобство взимания налогов для налогоплательщиков. Каждый налог должен взиматься в то время и тем способом, при котором плательщику легче выполнить требования налогообложения.

6) Экономичность (эффективность). Необходимость соблюдения условий, при которых: а) разрыв между расходами по сбору и организации налогообложения и самими налоговыми поступлениями должен быть наибольшим; б) тяжесть налогообложения не должна подрывать возможность продолжения производства и лишать государство в последующем налоговых поступлений.

7) Обязательность. Неизбежность осуществления платежа.

8) Стабильность. Устойчивость видов налогов и налоговых ставок во времени.

Функции налогов (Наименование функции. Её сущность):

1) Фискальная. Обеспечение финансирования государственных расходов на содержание государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая не имеет достаточных средств, например, фундаментальной науки, многих учебных заведений, библиотек и т. д.

2) Распределительная. Перераспределение доходов между разными социальными слоями с целью сглаживания неравенства в обществе.

3) Стимулирующая (антиинфляционная). Стимулирование развития научно-технического прогресса, увеличения числа рабочих мест, капитальных вложений в расширение производства путём применения льготного налогообложения.

4) Социально-воспитательная. Сдерживание потребления вредных для здоровья продуктов путём устанавления на них повышенных налогов.

5) Конкретно-учётная. Осуществление учёта доходов граждан, предприятий и организаций.

2.14. Государственный бюджет. Основные понятия: гос. бюджет, доходная часть гос. бюджета, расходная часть гос. бюджета, источники гос. бюджета, сбалансированный бюджет, бюджетный дефицит, профицит бюджета.

Государственный бюджет (от англ. budget – сумка, кошелёк) – сводный план сбора доходов и использования полученных средств на покрытие расходов федеральных или местных органов гос. власти на определённый период. Гос. бюджет составляется правительством и утверждается высшим законодательным органом власти. В России проект гос. (федерального) бюджета ежегодно обсуждается и принимается в виде закона Федеральным собранием. По окончании финансового года Правительство РФ должно отчитаться об исполнении бюджета.

Государственный бюджет. Структура:

1) Доходная часть. Показывает, откуда поступают денежные средства для финансирования всех сфер жизни общества.

2) Расходная часть. Показывает, на какие цели направляются аккумулированные государством средства.

Источники: 1) Налоги. 2) Государственные займы (ценные бумаги, казначейские векселя и др.).

3) Эмиссия бумажных и кредитных денег. 4) Займы у международных организаций.

Расходная часть бюджета в странах развитого рынка предполагает выделение средств на социальные нужды (не менее 50% всех расходов), поддержание обороноспособности страны (примерно

20%), обслуживание государственного долга, предоставление дотаций предприятиям и развитие инфраструктуры (дороги, связь, транспорт, внешнее энергоснабжение, озеленение и др.). Структура расходной части бюджета определяется актуальностью поставленных задач и способами их решения в соответствии с концепцией экономической политики.

Варианты соотношения между доходной и расходной частями гос. бюджета:

1) Сбалансированный бюджет – расходы государственного бюджета равны доходам. Самое оптимальное состояние бюджета.

2) Бюджетный дефицит (от лат. deficit – недостаёт) – финансовая ситуация, возникающая, когда государство намечает осуществить расходы на сумму большую, чем может реально получить доходов за счёт всех видов налогов и платежей.

3) Профицит (от фр. profit – прибыль) бюджета – финансовая ситуация, когда государство намечает осуществить расходы на сумму меньшую, чем можно реально получить доходов за счёт всех

видов налогов и платежей.

Источники покрытия бюджетного дефицита:

1) Привлечение средств фирм и домашних хозяйств через выпуск государственных ценных бумаг, в которые они вкладывают свои сбережения → увеличивается государственный долг, так как лица,

купившие облигации и другие долговые обязательства государства, предоставили государству кредит и через какое-то время оно обязано вернуть эти деньги своим кредиторам. Государственные займы оказывают благотворное влияние на экономику, если финансирование государственных расходов компенсирует сокращение частных инвестиций. Эта политика получила название дефицитного бюджетного финансирования, которое служит важным средством против спадов частных инвестиций и потребления, а значит, и против сокращения занятости.

2) Использование кредитов Центрального банка, который в обмен на государственные обязательства выпускает определённую сумму банкнот, вливая тем самым в каналы денежного обращения дополнительную массу денег → возникновение угрозы инфляции, так как создаётся добавочный спрос на товары и услуги. Если инфляция принимает угрожающие размеры, то необходимо срочно сократить бюджетные расходы.

Факторы, влияющие на состояние государственного бюджета: 1) Долгосрочные тенденции налоговых поступлений и государственных расходов. 2) Фаза экономического цикла в стране (подъём, спад, дно, оживление). 3) Текущая политика государства.

2.15. Мировая экономика. Основные понятия: мировая экономика, международное разделение труда, международная специализация, международные экономические отношения, экспорт, импорт, сальдо, протекционизм, свободная торговля, таможенные тарифы на импорт, экспортный тариф, таможенный союз, эмбарго, квота, экономическая интеграция, преференциальное торговое соглашение, зона свободной торговли, общий рынок, экономический союз, валютный союз.

Мировая экономика – противоречивая целостность национальных экономик, связанных между собой международными экономическими отношениями на основе международного разделения труда.

Мировая экономика:

1) Развитые страны с рыночной экономикой (25 государств).

2) Развивающиеся страны с рыночной экономикой (132 государства).

3) Страны с переходной экономикой (от централизованной к рыночной) (28 государств).

↑ Международное разделение труда.

↑ Международная специализация.

Международное разделение труда (МРТ) – специализация (от лат. specialis – особенный, особый) стран на производстве определённых видов продукции.

МРТ основывается на международной специализации, которая предполагает наличие пространственного разрыва либо между отдельными стадиями производства, либо между производством и потреблением в международном масштабе, сосредоточение в отдельных странах производства определённых товаров для последующей выгодной продажи на мировом рынке и удовлетворения тем самым потребностей других стран, предъявляющих спрос на этот товар.

Предпосылки международной специализации:

1) Природные условия страны (климат, географическое положение, наличие полезных ископаемых и других природных ресурсов).

2) Уровень экономического и научно-технического развития: экономически развитые страны, как правило, специализируются на производстве готовых изделий, а развивающиеся страны – на производстве сырья.

3) Сложившиеся традиции в производстве тех или иных товаров.

Национальные экономики связаны между собой при помощи внешнеэкономических связей, или международных экономических отношений.

Международные экономические отношения (МЭО) – комплекс торговых, производственных, научно-технических, финансовых связей между государствами, приводящих к обмену экономическими ресурсами, совместной экономической деятельности.

Формы МЭО: 1) Международная торговля товарами и услугами. 2) Движение капиталов и зарубежных инвестиций. 3) Миграция (от лат. migratio – переселение) рабочей силы. 4) Межотраслевая кооперация производства. 5) Валютно-кредитные отношения. 6) Обмен в области науки и техники.

Международная торговля развивается на основе МРТ и международной специализации.

Международная торговля:

1) Экспорт (от лат. exportare – вывозить). Продажа товаров и услуг за границу для их реализации на мировом рынке.

2) Импорт (от лат. importare– ввозить). Закупка и ввоз товаров и услуг для продажи их на внутреннем рынке.

Сальдо (от ит. saldo–расчёт) торгового баланса – разница между экспортом и импортом за определённый период.

С целью регулирования мировой торговли на международном уровне в 1995 г была образована Всемирная торговая организация (ВТО), которая проводит линию на обеспечение свободы торговли и равенства всех участников, регулирует спорные вопросы.

Основные принципы ВТО: 1) Торговый режим должен быть одинаков для всех партнёров. 2) Постепенное снижение внешнеторговых пошлин. 3) Устойчивость и предсказуемость во внешнеторговой политике.

Внешнеторговая политика современных государств:

1) Протекционизм (от лат. protectio – покровительство, защита). Политика государства, направленная на защиту интересов внутренних производителей от иностранных конкурентов.

2) Умеренная торговая политика. Предполагает сочетание элементов свободной торговли и протекционизма.

3 ) Свободная торговля (фритредерство) (от англ. free trade – свободная торговля). Политика государства, ориентированная на свободное развитие международной торговли.

Методы государственного регулирования внешней торговли:

1) Тарифные:

А) Таможенный тариф на импорт – пошлина на импортные товары, ввозимые в страну, взимаемая таможенными ведомствами при пересечении границы государства.

Б) Экспортный тариф – тариф на товары отечественных производителей с целью ограничить экспорт для поддержания предложения на внутреннем рынке.

В) Таможенный союз – объединение стран, которые ликвидируют между собой все таможенные барьеры, но устанавливают их для третьих стран.

2) Нетарифные:

А) Установление квот (количественное ограничение на ввоз определённых товаров).

Б) Установление стандартов на ту или иную продукцию.

В) Л ицензирование (разрешение на импорт) определённых товаров.

Г) Эмбарго (от исп. embargo – запрещение) – наложение государством запрета на ввоз другими странами или вывоз из страны золота или иностранной валюты, отдельных видов товаров.

Экономическая интеграция (от лат. integratio – восстановление, восполнение) – объединение экономических субъектов, углубление взаимодействия, развитие связей между ними.

Типы экономической интеграции (Наименование типа. Его сущность):

1) Преференциальное (от лат. praefarre – предпочтение) торговое соглашение. Предполагает снижение таможенных пошлин на товары внешнеторгового партнёра по сравнению с уровнем, которым облагаются товары третьих стран.

2) Зона свободной торговли. Предполагает взаимную отмену торговых пошлин между участницами интеграционной группировки, но сохранение у каждой из этих стран особой внешнеторговой политики по отношению к третьим странам.

3) Таможенный союз. Предполагает взаимную отмену таможенных пошлин и унификацию внешнеторгового режима относительно третьих стран.

4) Общий рынок. В его рамках наряду со свободой торговли обеспечивается либерализация перелива капиталов и рабочей силы между странами, осуществляется согласование экономической политики.

5) Экономический союз. Происходит унификация экономической, социальной, научно-технической, международной политики стран-участниц; создаётся система межгосударственных институтов, формирующих единую политико-правовую среду.

6) Валютный союз. Происходит согласованное (совместное) плавание национальных валют, устанавливаются по соглашению фиксированные валютные курсы, которые целенаправленно поддерживаются Центральными банками стран-участниц, создаётся единая региональная валюта, формируется единый региональный банк, являющийся эмиссионным центром этой международной валютной единицы.

7) Полная экономическая интеграция. Проводится единая экономическая политика → унификация законодательной базы.

2.16. Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина. Основные понятия: потребитель, рациональное поведение потребителя, доход потребителя, номинальный доход потребителя, реальный доход потребителя, потребительские расходы, уровень жизни, качество жизни, производитель, рациональное поведение производителя.

Потребитель – лицо или организация, потребляющие, использующие продукт чьего-либо производства, чьей-либо деятельности, включая и свой собственный продукт. Потребителем выступает индивид, фирма, организация и государство в целом.

Цель потребителя – извлечение максимальной полезности от потребления товаров и услуг.

Ограничения на пути достижения цели потребителя: 1) Семейный (потребительский) бюджет. Баланс денежных доходов и расходов семьи. 2) Цены на товары и услуги. 3) Ассортимент предлагаемых товаров и услуг.

Потребитель, как и производитель, испытывает на себе влияние ограниченных возможностей. Перед ним тоже стоит проблема рационального выбора.

Рациональное поведение потребителя – продуманное поведение, предполагающее сопоставление результатов действий с затратами.

В странах с командной экономикой действия потребителя, как правило, регламентируются. В рыночной экономике свобода экономического поведения предопределяет суверенитет потребителя, т. е. право владельца любых видов ресурсов самостоятельно принимать решения, связанные с распоряжением этими ресурсами и их использованием.

Основные принципы поведения потребителя на рынке:

1) Выбирая блага для потребления, покупатель руководствуется своими предпочтениями.

2) Поведение потребителя является рациональным, в частности он выдвигает определённые цели и руководствуется личным интересом, т. е. действует в рамках разумного эгоизма.

3) Потребитель стремится максимизировать совокупную полезность, т. е. выбрать такой набор благ, который принесёт ему наибольшую величину полезности.

4) При выборе благ возможности потребителя ограничены ценами благ и его доходом.

Доход потребителя – сумма денежных средств, получаемых за определённый промежуток времени и предназначаемых для приобретения благ и услуг на цели личного потребления.

При составлении бюджета семьи используются показатели номинального (денежного) дохода.

Основные источники номинального (денежного) дохода потребителя:

1) Заработная плата. 2) Социальные выплаты государства отдельным гражданам: пособия, пенсии, стипендии. 3) Доход от предпринимательской и иной деятельности. 4) Доход от собственности: а) Плата, полученная за аренду квартиры, б) Процент на денежный капитал, в) Дивиденды по ценным бумагам.

* Дивиденд (от лат. dividendus–подлежащий разделу) – часть прибыли, полученной за отчётный период акционерным обществом, подлежащая распределению среди акционеров.

Реальный доход – денежный доход граждан, исчисленный с учётом реальных цен на товары и услуги и взимаемых налогов. Это обобщающий показатель уровня жизни населения страны. Он зависит от объёма конечных доходов (номинальный доход минус подоходный налог) и уровня цен на товары и услуги и исчисляется как частное от деления объёма конечных доходов на индекс потребительских цен.

Во многих домашних хозяйствах полученный доход распадается на две части.

Доход: 1) Используется для покупки товаров и оплаты услуг. 2) Образует сбережения.

Это деление не зависит от формы и источников дохода, однако зависит от его размера:

А) чем больший доход получает потребитель, тем большую сумму денег он способен потратить на потребление. С ростом дохода растёт и сумма сбережений; Б) чем больше доход семьи, тем меньше доля расходов на питание и больше на товары длительного пользования, а также больше

удельный вес сбережений;

Потребительские расходы: 1) Обязательные. Минимально необходимые – это расходы на питание, одежду, транспортные расходы, оплату коммунальных услуг. 2) Произвольные. Покупка книг, картин, машин и др.

• чем богаче страна, тем меньшая часть личных доходов её граждан идёт на обязательные расходы;

• чем выше уровень доходов семьи, тем меньше доля её расходов

на продовольственные товары → возрастает спрос на промышленные товары широкого потребления, а при дальнейшем повышении уровня доходов существенно увеличиваются затраты на высококачественные товары и услуги.

Таким образом, структура расходов на потребление изменяется в прямой зависимости от размера дохода.

По доле расходов семьи на питание можно судить об уровне благосостояния разных групп населения одной страны и сравнивать благосостояние граждан разных стран.

Уровень жизни – уровень потребления материальных благ (обеспеченность населения страны промышленными продуктами, продуктами питания, жилищем и т. п.). Уровень жизни человека зависит не только от размера его заработной платы или сбережений, но и от того, насколько разумно он тратит деньги.

Более сложным является показатель качества жизни, который включает в себя помимо уровня жизни такие показатели, как условия и безопасность труда, культурный уровень, физическое развитие и др.

Производитель – тот, кто изготавливает и продаёт товары и предоставляет услуги.

Цель производителя – получение наибольшей прибыли. Стремление снизить затраты на производство более экономичная комбинация ресурсов, внедрение новой техники, экономия сырья и энергии и др.

Способы увеличения объёма выпускаемой продукции при имеющихся ресурсах:

1) Расширение объёма производства за счёт количественного изменения ресурсов (увеличение производственных мощностей, количества используемых природных ресурсов, числа занятых работников).

2) Расширение объёма производства за счёт улучшения качественных характеристик ресурсов, улучшения их продуктивности или производительности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: