Для кого следует производить?

Традиционная: Большинство людей существует на грани выживания. Добавочный продукт достаётся вождям или собственникам земли, оставшаяся его часть распределяется согласно обычаям.

Централизованная (командная): «Плановики», направляемые политическими лидерами, определяют, кто и сколько будет получать товаров и услуг.

Рыночная: Потребители получают столько, сколько хотят, производители – прибыль.

Определение:

Традиционная: Способ организации эконом. жизни, базирующийся на отсталой технологии, широком распространении ручного труда, многоукладности экономики.

Централизованная (командная): Способ организации эконом. жизни, при котором капитал

и земля, практически все экономические ресурсы находятся в собственности государства.

Рыночная: Способ организации эконом. жизни, при котором капитал и земля находятся в частной собственности отдельных лиц.

В реальной экономической действительности ни чисто рыночной, ни чисто командной экономики не существует, а имеет место смешанная экономика преимущественно командного либо преимущественно рыночного типа с различной социальной окраской.

Смешанная экономическая система – способ организации эконом. жизни, при котором земля и капитал находятся в частной собственности, а распределение ограниченных ресурсов осуществляется как рынками, так и при значительном участии гос-ва.

Рыночная сфера↓ Потребители (покупатели) ↓ Свободный обмен ↑ Производители (продавцы).   Государственная сфера↓ Производители (госпредприятия, учреждения) ↓ Гос-ые программы (распределение) ↓ Потребители.
Экономика. Сфера натурального хоз-ва (семьи, общины, предприятия) Производители – потребители.

2.4. Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение. Основные понятия: рынок, функции рынка, виды рынков, конкуренция, монополия, олигополия, цена, равновесная цена, спрос, величина спроса, цена спроса, закон спроса, предложение, величина предложения, цена предложения, закон предложения, нерегулируемое предложение, нерегулируемый спрос, нерегулируемая цена.

Рынок – совокупность всех отношений, а также форм и организаций сотрудничества людей друг с другом, касающихся купли-продажи товаров и услуг.

Условия возникновения рынка: • Общественное разделение труда. • Экономическая обособленность производителей. • Самостоятельность производителя.

Признаки рынка:

1) Нерегулируемое предложение. Производитель сам решает, что, как, сколько и для кого

производить.

2) Нерегулируемый спрос. Потребитель сам определяет, что, где, как и сколько покупать.

3) Нерегулируемая цена (Цена – денежное выражение стоимости товаров и услуг.). Цены определяются на рынке, зависят от спроса и предложения.

Функции рынка (Наименование функции. Её сущность):

1) Посредническая. Соединение производителей товаров и их потребителей.

2) Ценообразования. Установление равновесной цены на тот или иной вид товара-цены, при которой спрос на товар равен предложению товара.

3) Информационная. Предоставление информации о размерах того или иного производства и удовлетворении потребительского спроса на конкретные товары.

4) Регулирующая. «Перетекание» капиталов из менее выгодных отраслей производства с пониженными ценами в более прибыльные отрасли с повышенными ценами.

5) Санирующая (оздоровительная). «Освобождение» экономики от неэффективной хозяйственной деятельности: банкротство нерентабельных предприятий и процветание общественно полезных производств.

Черты рынка:

1) Позитивные:

А) Способствует эффективному распределению ресурсов, направляя их в те отрасли, где они в данный момент более всего необходимы → объективное формирование структуры производства.

Б) Стимулирует научно-технический прогресс → ресурсосбережение в обществе.

В) Направляет всю эконом. деятельность на удовлетворение потребностей человека и общества → создание материальной заинтересованности производить то, в чём есть потребность.

Г) Стихийно координирует действия людей в процессе эконом. деятельности, опираясь на принципы саморегуляции и сопоставляя эконом. интересы.

2) Негативные:

А) Не гарантирует решение таких социально-экономических проблем, как безработица, инфляция,

защита окружающей среды, обеспечение экономической безопасности, развитие фундаментальной

науки.

Б) Распределяет продукты по результатам конкуренции → социальное неравенство.

В) Порождает тенденцию к монополизации производства, поскольку необходимость защиты от конкурентов приводит к сговорам и слияниям; научно-технический прогресс вызывает необходимость концентрации и накопления капитала.

Г) Не решает проблему внешних издержек (эффектов), т. е. затрат, не отражённых в ценах рынка, которые ложатся на плечи общества.

Д) Не может решить все региональные проблемы, которые связаны, прежде всего, с неравномерностью распределения природных, инвестиционных и человеческих ресурсов.

Е) Способствует циклическому развитию, в основе которого лежит необходимость обновления капитала.

Виды рынков (Основания для классификации. Виды рынков):

1) Действующее законодательство: Легальный (законный). Нелегальный (теневой).

2) Товары и услуги: Потребительских товаров (товарные биржи, ярмарки, аукционы и т. д.) и

услуг; Средств производства; Рабочей силы; Инвестиций (от лат. investire – облачать), т. е. долгосрочных вложений; Иностранных валют; Ценных бумаг (фондовые биржи); Научно-технических разработок и инноваций; Информации.

3) Пространственный признак: Мировой. Региональный. Национальный. Местный.

4) Тип конкуренции: Чистой (свободной) конкуренции. Несовершенной конкуренции: чистой монополии; монополистической конкуренции; олигополии.

Условия нормального функционирования рынка:

1) Конкурентная среда: а) Свободное ценообразование, б) Многообразие форм собственности,

в) Отсутствие монополизации рынка, г) Действие законов, охраняющих права частной собственности.

2) Наличие резервов роста экономики (свободные капиталы, запас трудовых и природных ресурсов): а) Наличие резервов роста экономики (свободные капиталы, запас трудовых и природных ресурсов), б) Обеспечение подвижности ресурсов, в) Функционирование инфраструктуры рынка (совокупности институтов, служб, предприятий, обслуживающих рынок), организующей движение товарных и денежных потоков и обеспечивающей участников рынка необходимой информацией.

Ещё одним элементом рыночного саморегулирования является конкуренция.

Основные условия возникновения конкуренции:

1) Полная экономическая обособленность товаропроизводителя.

2) Полная зависимость товаропроизводителя от конъюнктуры рынка.

3) Противостояние всем другим товаропроизводителям в борьбе за покупательский спрос. ↓

Конкуренция (позднелат.– concurentia, от concurrere – сталкиваться, состязаться) – соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства и купли"продажи товаров.

Черты конкуренции:

1) Позитивные: А) Способствует снижению затрат. Б) Ограничивает возможность возникновения монополий*, которые, контролируя основную часть производства или сбыта определённого товара, могут взвинчивать цены, снижать качество и т. д. В) Создаёт возможность выбора для потребителя. Г) Заставляет экономику гибко реагировать на изменение обстановки. Д) Способствует внедрению технических достижений в производство, улучшению качества продукции.

* Монополия (от гр. mono – один, poleo – продаю) – исключительное право государства, организации, фирмы на производство, продажу чего-либо.

2) Негативные: А) Постоянное разорение многих товаропроизводителей. Б) Отвлечение неоправданно больших средств на рекламу. В) Использование нечестных методов борьбы: подкуп работников; шантаж; промышленный шпионаж и др. Г) Чрезмерная эксплуатация ресурсов.

Д) Экологические нарушения.

Характерные черты типов конкуренции (Линии сравнения: Число фирм. Тип товаров. Контроль над ценой. Условия вхождения в отрасль. Пример отраслей):

1) Совершенная (чистая) конкуренция: Очень много. Одинаковые изделия. Отсутствует. Очень лёгкие, нет препятствий. Сельское хозяйство, бытовые услуги.

2) Несовершенная конкуренция:

А) Монополистическая: Много мелких. Разные изделия сходного назначения. Некоторый, но в узких рамках. Сравнительно лёгкие. Розничная торговля, производство одежды, обуви, аптеки, рестораны.

Б) Олигополия (от гр. oligos – несколько, poleo – продаю): Несколько (3–5). Одинаковые или различные изделия. Ограниченный взаимной зависимостью, значителен при сговоре. Существенные препятствия. Производство стали, автомобилей, сельхозмашин, инвентаря и др., авиаперевозки.

В) Чистая монополия: Одна. Уникальный товар, не имеющий заменителей. Значительный, фирма сама устанавливает рыночную цену. (Фирма – коммерческая организация, приобретающая факторы производства с целью создания и продажи благ и получения на этой основе прибыли.). Нет вхождения. Местные предприятия коммунального хозяйства, электроэнергетика, железнодорожные перевозки.

Основные параметры, регулирующие поведение участников рынка: спрос, предложение и цена, между которыми существует взаимная связь.

Спрос – желание потребителя купить конкретный товар или услугу по конкретной цене в течение определённого периода времени, подкреплённое готовностью оплатить покупку.

Величина спроса – объём (количество) товара определённого вида (в натуральном измерении), который покупатели готовы (хотят и могут) приобрести в течение определённого периода при определённом уровне цены на этот товар.

Изменение спроса отражается изменением положения кривой спроса (D), то есть её перемещением на плоскости (см. график 1). Каждая данная кривая спроса строится для неизменных факторов спроса → изменение спроса происходит под воздействием изменения одного или нескольких факторов спроса. Изменение величины спроса есть движение вдоль кривой спроса (D) при неизменности факторов спроса (см. график 2). Взаимосвязь между изменением спроса и величины спроса проявляется в следующем: когда спрос увеличивается, повышаются объёмы спроса при всех ценах, и наоборот.

График 1. Изменение спроса. График 2. Изменение величины спроса.

Цена спроса – максимальная цена, по которой потребители готовы купить некоторое количество товара за определённый период времени.

Закон спроса: повышение цен обычно ведёт к снижению величины спроса, а снижение цен – к её увеличению.

Предложение – желание производителя произвести и предложить к продаже на рынке свои товары по конкретным ценам из ряда возможных цен в течение определённого периода времени.

Величина предложения – объём (количество) товара определённого вида (в натуральном измерении), который производители готовы (хотят и могут) предложить в течение определённого периода при определённом уровне цены на этот товар.

Изменение предложения отражается изменением положения кривой предложения (S), то есть её перемещением на плоскости (см. график 3). Каждая данная кривая предложения строится для неизменных факторов предложения → изменение предложения происходит под воздействием изменения одного или нескольких факторов предложения. Изменение величины предложения есть движение вдоль кривой предложения (S) при неизменности факторов предложения (см. график 4).

Взаимосвязь между изменением предложения и величины предложения проявляется в следующем:

когда предложение увеличивается, повышаются объёмы предложения при всех ценах, и наоборот.

График 3. Изменение предложения. График 4. Изменение величины предложения

Цена предложения – минимальная цена, по которой продавцы готовы продать некоторое количество данного товара за определённый период времени.

Закон предложения: повышение цен обычно ведёт к росту величины предложения, а снижение цен–к её уменьшению.

2.5. Постоянные и переменные затраты. Основные понятия: затраты, постоянные затраты, переменные затраты, амортизация.

Затраты (издержки) производства – расходы на приобретение всего объёма ресурсов, который фирма использовала для организации производства определённого объёма продукции.

1) Постоянные затраты: это та часть общих издержек, которая не зависит на данный момент времени от объёма выпускаемой продукции.

А) Арендная плата за помещения, издержки, связанные с обслуживанием оборудования, погашение ранее полученных ссуд, затраты на подготовку и переподготовку кадров, заработная плата управленческого персонала, расходы на коммунальные услуги, амортизация – уменьшение стоимости капитальных ресурсов по мере их износа в процессе производственного использования.

Б) Постоянные издержки предприятие несёт даже в том случае, если оно не работает.

2) Переменные затраты: это та часть общих издержек, величина которых на данный период времени находится в прямой зависимости от объёма производства и реализации продукции.

А) Издержки фирмы на материалы, энергию, топливо, транспортные услуги, расходы на тару и упаковку и т. п, комплектующие изделия, заработную плату.

Б) Переменные издержки изменяются при любом колебании объёмов выпуска товаров и в том же направлении (увеличиваются при росте объёмов и падают при их сокращении).

2.6. Финансовые институты. Банковская система. Основные понятия: финансы, финансовый институт, банк, страховая компания, инвестиционная компания, пенсионный фонд, фондовая биржа, межгосударственный финансово-кредитный институт, банковская система, Центральный банк, коммерческие банки, банковские операции, кредит.

Финансы – 1) денежные средства, ценные бумаги и иные денежные обязательства семьи, предприятия, государства; 2) совокупность денежных отношений, организованных государством, в процессе которых осуществляется формирование, использование общегосударственных фондов, денежных средств для осуществления экономических, социальных и политических задач.

Финансовые институты – коммерческие учреждения, осуществляющие финансовые операции.

Виды финансовых институтов (Наименование вида. Его сущность):

1) Банк (от итал. banco – скамья). Финансовая организация, осуществляющая деятельность по:

1) приёму депозитов*; 2) предоставлению ссуд; 3) организации расчётов; 4) купле и продаже ценных бумаг. * Депозит (от лат. depositum – отложенное) – денежная сумма или ценные бумаги, вверяемые банку для хранения и использования.

2) Страховая компания. Компания, оказывающая страховые услуги, осуществляющая страхование жизни, здоровья, имущества, ответственности.

3) Инвестиционная компания. Финансово-кредитная организация, собирающая денежные средства частных инвесторов через продажу им собственных ценных бумаг. Выступает в качестве посредника между заёмщиком и частным инвестором, выражая интересы последнего.

4) Пенсионный фонд. Создаваемый частными и государственными компаниями, предприятиями фонд для выплаты пенсий и пособий лицам, вносящим пенсионные взносы в этот фонд.

5) Фондовая биржа (от лат. bursa – кошелёк, мешок). Организованный рынок, на котором осуществляются сделки с ценными бумагами и иными финансовыми документами.

6) Межгосударственный финансово-кредитный институт (Мировой банк, Международный валютный фонд, Европейский банк реконструкции и развития и др.). Институт, занимающийся финансированием и кредитованием разных стран, содействующий мировой торговле, оказывающий помощь в стабилизации финансовой системы развивающихся стран.

Основное предназначение финансовых институтов – организация посредничества, т. е. эффективного перемещения денежных средств (в прямой или опосредованной форме) от сберегателей (готовы передать их за вознаграждение лицу, испытывающему финансовый голод) к заёмщикам (имеют в портфеле выгодный инвестиционный проект, но не располагают достаточными для его реализации источниками финансирования).

Банковская система – совокупность действующих в стране банков, кредитных учреждений и отдельных экономических организаций, выполняющих банковские операции.

Задачи, решаемые банковской системой: • Обеспечение экономического роста. • Регулирование инфляции. • Регулирование платёжного баланса.

Структура. Банковская система (Функции):

1) Центральный банк принадлежит государству, является главным финансовым учреждением страны: а) осуществляет эмиссию (выпуск) национальной валюты, регулирование количества денег в стране; б) поддерживает стабильность национальной валюты; в) осуществляет общий надзор за деятельностью кредитно-финансовых учреждений страны и исполнением финансового законодательства; г) предоставляет кредиты* коммерческим банкам; д) выпускает и погашает государственные ценные бумаги; е) управляет счетами правительства, выполняет зарубежные финансовые операции. * Кредит (от лат. credit – он верит) – ссуда в денежной или товарной форме, предоставляемая кредитором заёмщику на условиях возвратности и уплаты процента. ↓

2) Коммерческие банки. Универсальные банки, занимающиеся непосредственным кредитованием всех субъектов экономики, в том числе предпринимательства: а) осуществляют мобилизацию свободных денежных средств предприятий, организаций, населения и превращение их в капитал;

б) кредитуют предприятия, государства, население; в) осуществляют расчётно-кассовое обслуживание клиентов.

3) Кредитно-финансовые организации: занимаются кредитованием определённых сфер и отраслей хозяйственной деятельности.

Специализированные банки: А) Инвестиционные банки: специализируются на финансировании и долгосрочном кредитовании, вкладывая капитал в промышленность, строительство и другие отрасли, а также в ценные бумаги. Б) Ипотечные (от гр. hypothk –залог, заклад) банки: предоставляют ссуды под имущественный залог, чаще всего под недвижимое имущество. В) Сберегательные банки: привлекают и хранят свободные денежные средства, денежные сбережения населения, выплачивая вкладчикам фиксированный процент, возрастающий с увеличением срока хранения. Г) Инновационные банки: кредитуют инновации, т. е. обеспечивают освоение нововведений, внедрение научно-технических достижений. 3) Пенсионные, инвестиционные фонды; страховые, инвестиционные компании; ломбарды и др.

Банковские операции: 1) Активные операции: это прежде всего предоставление кредитов.

2) Пассивные операции: связаны с мобилизацией денежных доходов и сбережений и их аккумуляцией. 3) Банковские услуги: осуществление наличных и безналичных платежей, выпуск и хранение ценных бумаг, трастовые (доверительные) операции и др.

2.7. Основные источники финансирования бизнеса*. Основные понятия: финансирование, источники финансирования, амортизация, банковский кредит, инвестиции.

* Бизнес (от англ. business – дело, занятие, торговля) – экономическая деятельность людей, целью которой является получение прибыли, дохода или иные личные выгоды.

Финансирование – выделение средств или ресурсов для достижения намеченных целей. Если целью финансирования является получение прибыли – тогда финансирование превращается в инвестирование.

Источники финансирования – функционирующие и ожидаемые каналы получения финансовых средств, а также список экономических субъектов, которые могут предоставить эти финансовые средства. Основа стратегии финансирования проекта – разработка схем финансирования исходя из индивидуальных особенностей проекта и влияющих на него факторов.

Источники финансирования фирмы:

1) Внутренние: Накопленная прибыль. Амортизация. Доходы от собственности.

2) Внешние: Банковский кредит. Инвестиции. Продажа облигаций, акций. Бюджетные средства.

Инвестиции – долгосрочные вложения капитала с целью получения дохода. От кредитов инвестиции отличаются степенью риска для инвестора (кредитора) – кредит и проценты необходимо возвращать в оговорённые сроки независимо от прибыльности проекта, инвестиции возвращаются и приносят доход в прибыльных проектах. Если проект убыточен, инвестиции могут быть утрачены.

2.8. Ценные бумаги. Основные понятия: ценная бумага, акция, облигация, вексель, фондовая биржа, функции фондовой биржи.

Ценная бумага – документ, составленный по установленной форме и при наличии обязательных реквизитов, удостоверяющий имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при предъявлении этого документа.

Ценные бумаги:

1) Долевые: удостоверяют, что их владелец получает долю в имуществе фирмы.

Акция (от лат. actio – распоряжение) – ценная бумага, свидетельствующая об участии владельца (держателя акции) в капитале выпустившего её акционерного общества и дающая ему право на получение части прибыли этого общества.

2) Долговые: удостоверяют, что их владелец дал деньги в долг фирме; не предоставляют владельцу права владения фирмой.

Облигация (от лат. obligatio – обязательство) – ценная бумага, удостоверяющая, что её владелец одолжил некоторую сумму фирме или государству, выпустившим облигацию, и имеет право получить спустя определённое время свои деньги назад вместе с премией, величина которой также фиксируется при продаже облигации.

Вексель (от нем. Wechsel – обмен) – долгосрочное долговое обязательство, обязанность вернуть определённую сумму в определённый срок – долг с процентами.

Выпуск ценных бумаг в обращение называется эмиссией (от лат. emissio – выпуск). Обычно операции с ценными бумагами осуществляются на фондовой бирже (См. 2.6. Финансовые институты. Банковская система).

Функции фондовой биржи:

1) Мобилизация средств для долгосрочных инвестиций в экономику и финансирования государственных программ.

2) Осуществление купли-продажи акций, облигаций акционерных компаний, облигаций государственных займов и других ценных бумаг.

3) Установление в ходе торгов курса ценных бумаг, обращающихся на бирже.

4) Распространение информации о котировках ценных бумаг и о состоянии на финансовом рынке в целом.

2.9. Рынок труда. Безработица. Основные понятия: рынок труда, рабочая сила, спрос на труд, предложение труда, безработица, безработный, структурная безработица, фрикционная безработица, циклическая безработица, естественный уровень безработицы, формы безработицы, последствия безработицы.

Рынок труда – совокупность экономических и юридических взаимоотношений, позволяющих людям обменять свои трудовые услуги на заработную плату и другие выгоды, которые фирмы согласны предоставить в обмен на эти услуги.

Рабочая сила – способность человека трудиться, т. е. физические и умственные возможности, а также навыки, позволяющие человеку выполнять определённые виды работ, обеспечивая при этом необходимый уровень производительности труда и качества изготавливаемой продукции.

Рынок труда, как и любой другой рынок, характеризуется спросом, предложением, равновесной ценой.

Спрос на труд – объём услуг труда, который фирмы готовы приобрести при существующих ценах на труд. Спрос на труд имеет производный характер: зависит от спроса на товар, который производит данный работник. Предложение труда – объём услуг труда, который работники готовы предложить при существующих ценах на труд.

Основные факторы, определяющие:

1) спрос на труд: Производительность труда. Использование современных технологий. Состояние экономики и её отдельных отраслей. Спрос на потребительские товары, необходимые обществу.

2) предложение труда: Численность населения и его трудоспособной части. Уровень квалификации. Уровень и структура заработной платы. Социальная и налоговая политика государства.

Особенности рынка труда:

1) На рынке труда покупаются только трудовые услуги, а не сам индивид.

2) Компенсация за труд представлена не только заработной платой, но и различными дополнительными льготами: премиальные и денежные вознаграждения, стоимость жилья, социальное обеспечение, стоимость профессионального обучения, культурно-бытового обслуживания и т. д.

3) Трудовые контракты являются многосторонними соглашениями. Кроме денежного аспекта, сделки включают: а) содержание и условия труда; б) перспективы продвижения по работе; в) микроклимат в коллективе и нормы субординации в руководстве; г) вероятность сохранения рабочего места и т. д.

4) На рынке труда все работники значительно отличаются друг от друга многими качествами, в частности, способностями и предпочтениями, а работы различаются по требуемой квалификации и условиям труда.

5) При покупке рабочей силы продолжительность контрактов продавца и покупателя имеет существенное значение: она приносит выгоды как работодателю, так и наёмному рабочему. От длительности работы зависит опыт рабочего, что повышает производительность труда и, следовательно, увеличивает денежные компенсации работающему. Обучая рабочих, наниматель вкладывает в них значительные средства → прерывание контракта несёт ущерб обеим сторонам.

6) Поскольку большинство индивидов одновременно являются покупателями готовой продукции и продавцами трудовых услуг, безработица понижает их жизненный уровень, причём иногда весьма значительно. Не используемые сегодня трудовые услуги утрачиваются экономикой навсегда.

7) На рынке труда присутствует большое число структур, представляющих интересы гос-ва, бизнеса, профсоюзов. Каждая из них вносит свой вклад в разработку «правил игры» на рынке труда.

8) Рынок труда имеет дело с особым ресурсом – «человеческим капиталом», т. е. запасом знаний и способностей, накопленных работником.

Рынки труда бывают конкурентными и неконкурентными.

Население страны:

I) Трудоспособные граждане (в России люди от 16 до 55 лет (женщины) или до 60 лет (мужчины), способные по состоянию здоровья реализовывать потребность трудиться) – граждане, составляющие рабочую силу – экономически активное население:

1) занятые: а) имеющие работу, в том числе, занятые неполный рабочий день или неполную рабочую неделю; б) работающие по найму; в) занимающиеся частным бизнесом; г) находящиеся на государственной службе.

2) безработные: а) не имеющие работу; б) состоящие на учёте в центрах занятости; в) готовые приступить к работе немедленно.

2) граждане, выбывшие из состава рабочей силы: студенты, домохозяйки, матери, воспитывающие детей до трёх лет и др.

II) Нетрудоспособные граждане (все остальные категории: дети до 16 лет, пенсионеры, инвалиды, больные в психиатрических клиниках, заключённые в тюрьмах и т. д.).

Безработица – наличие в стране людей, которые способны и желают трудиться по найму при сложившемся уровне оплаты труда, но не могут найти работу по своей специальности или трудоустроиться вообще.

Различные точки зрения на причины безработицы:

1) Завышенные требования самих работников, предъявляемые к работодателю относительно размера желаемой ими заработной платы. 2) Слишком низкий спрос на рабочую силу. 3) Негибкость, характерная для рынка труда.

Основные виды безработицы:

1) Структурная. Невозможность трудоустройства из-за различий в структуре спроса и предложения рабочей силы разной квалификации.

3) Фрикционная (от лат. frictio – трение). Работнику, уволенному или покинувшему предприятие по своей воле, требуется некоторое время для нахождения нового рабочего места.

3) Циклическая. Характерна для экономического кризиса, возникает в результате спада производства.

Сумма фрикционной и структурной безработицы составляет естественный уровень безработицы, т. е. уровень безработицы при полной занятости, который считается нормальным явлением в современной экономике, порождаемым увеличением времени поиска работы в условиях системы страхования по безработице и относительной устойчивости заработной платы.

Формы безработицы:

1) Застойная. Длительная безработица, чередующаяся с краткими периодами временной, случайной работы.

2) Скрытая. Работник даёт согласие на неполный рабочий день или неполную рабочую неделю из-за невозможности иного трудоустройства.

3) Сезонная. Возникает в результате изменения спроса на рабочую силу в зависимости от времени года.

4) Текучая. Связана с периодическим «отталкиванием» и «притягиванием» рабочей силы на рынке труда.

5) Открытая. Означает увольнение работника, полную потерю работы и доходов.

Уровень общей безработицы = Общая численность безработных / Численность экономически активного населения × 100%

Последствия безработицы:

1) Позитивные: А) Формируется мобильный «резерв» рабочей силы, который можно задействовать при расширении производства. Б) Сдерживаются требования профсоюзов в части повышения заработной платы → снижение предполагаемого уровня инфляции. В) Усиливается трудовая мотивация работающих, так как гарантии занятости и опасение потерять работу начинают выступать в качестве самостоятельного стимула к труду.

2) Негативные: А) Недоиспользование экономического потенциала общества, когда реальный валовой национальный продукт (ВНП) существенно меньше потенциального. Б) Снижение уровня жизни населения: –создаются предпосылки для сокращения доходов работающих по найму; –потерявшие работу получают лишь пособия по безработице; –сокращается потребительский спрос, уровень сбережений. В) Потеря профессиональных знаний и навыков → сложности трудоустройства. Г) Моральная травма → алкоголизм, наркомания, самоубийства, рост преступности.

Основные направления решения государством проблемы безработицы:

1) Проведение структурной перестройки профессий на уровне квалификации.

2) Выплата пособий по безработице.

3) Установление уровня минимальной заработной платы.

2.10. Виды, причины и последствия инфляции. Основные понятия: инфляция, основные источники инфляции, инфляция спроса, инфляция предложения (издержек), открытая инфляция, скрытая (подавленная) инфляция, умеренная (ползучая) инфляция, галопирующая инфляция, гиперинфляция, сбалансированная инфляция, несбалансированная инфляция, последствия инфляции.

Инфляция (от лат. inflatio – вздутие) – это всякое обесценивание денежной единицы, т. е. систематический рост цен в экономике независимо от того, какими причинами обусловлен этот процесс.

Основные источники инфляции: 1)Повышение номинальной заработной платы. 2) Увеличение цен на сырьё и энергию. 3) Увеличение налогов.

Типы инфляции:

1) Инфляция спроса. Равновесие спроса и предложения нарушается со стороны спроса. Возникает при полной занятости, когда растёт объём заработной платы, появляется избыточный совокупный спрос, который толкает цены вверх.

2) Инфляция предложения (издержек). Увеличение издержек производства (вследствие роста заработной платы и за счёт роста цен на сырьё и энергию) вызывает рост цен на товары и услуги.

Виды инфляции (Основания для классификации. Наименование вида. Его сущность):

1) Характер протекания: А) Открытая. Отличается продолжительным ростом цен на товары и услуги. Б) Скрытая (подавленная). Возникает при неизменных розничных ценах на товары и услуги и одновременном росте денежных доходов населения.

2) Темп роста цен: А) Умеренная (ползучая). Цены поднимаются в умеренном темпе и постепенно (на 10% в год). Б) Галопирующая. Быстрое и скачкообразное увеличение цен (на 100–150% в год). В) Гиперинфляция. Сверхвысокий рост цен (до 1000% в год).

3) Расхождение роста цен по различным товарным группам: А) Сбалансированная. Цены различных товаров относительно друг друга остаются неизменными. Б) Несбалансированная. Цены различных товаров по отношению друг к другу постоянно меняются.

Последствия инфляции:

1) Для сферы производства: • снижение занятости, расстройство всей системы регулирования экономики; • обесценение всего фонда накопления; • обесценение кредитов; • стимулирование с помощью высоких процентных ставок не производства, а спекуляции.

2) При распределении доходов: • перераспределение доходов в сторону увеличения доходов тех, кто выплачивает задолженности по фиксированным процентам, и снижения доходов их кредиторов (правительства, накопившие значительный государственный долг, нередко проводят политику кратковременного стимулирования инфляции, которая способствует обесценению задолженности);

• отрицательное воздействие на население с фиксированными доходами, которые обесцениваются;

• обесценение доходов населения → сокращение текущего потребления; • определение реального дохода уже не по количеству денег, которые человек получает в качестве дохода, а по количеству товаров и услуг, которые он может купить; • снижение покупательной способности денежной единицы.

3) Для экономических отношений: • владельцы предприятий не знают, какую цену ставить на свою продукцию; • потребители не знают, какая цена является оправданной и какую продукцию выгоднее покупать в первую очередь; • поставщики сырья предпочитают получать реальные товары, а не быстро обесценивающиеся деньги → бартер (от англ. barter – менять, обменивать) – прямой обмен одних товаров или услуг на другие без использования денег; • кредиторы избегают давать в долг.

4) Для денежной массы: • деньги теряют свою ценность и перестают выполнять свои функции как меры стоимости и средства обращения → финансовый крах.

Между тем, умеренная инфляция полезна для экономики, так как рост денежной массы стимулирует деловую активность, способствует экономическому росту, ускоряет процесс инвестирования.

Экономическая политика, направленная против инфляции:

1) Адаптационные меры (приспособление к инфляции). Индексация доходов, контроль уровня цен.

2) Ликвидационные (антиинфляционные) меры. Активное снижение инфляции посредством экономического спада и роста безработицы.

2.11. Экономический рост и развитие. Понятие ВВП. Основные понятия: экономический рост, экстенсивный путь, интенсивный путь, экономическое развитие, валовой внутренний продукт (ВВП), номинальный ВВП, реальный ВВП.

Экономический рост – долговременное увеличение реального объёма валового внутреннего продукта как в абсолютных значениях, так и в расчёте на каждого жителя страны. Экономический рост не означает, что реальный валовой внутренний продукт должен обязательно увеличиваться каждый год, допустимы циклические падения, но в целом направление движения экономики должно идти вверх. Для получения реального результата рост ВВП должен измеряться вне зависимости от возможного роста цен, потому что при высокой инфляции цены могут значительно вырасти, а производство, наоборот, уменьшиться. Поэтому, чтобы знать, насколько выросло реальное производство товаров и услуг, рост может быть подсчитан в так называемых постоянных ценах.

Экономический рост → экономический и социальный прогресс. Он означает рост → прибавочного продукта в стране → рост прибыли – источника дальнейшего расширения и обновления производства и увеличения благосостояния населения.

Пути достижения экономического роста:

1) Экстенсивный путь. Увеличение ВВП за счёт расширения масштабов использования ресурсов (в производство вовлекаются имеющиеся в стране, но ещё неиспользованные ресурсы): • Увеличение количества станков. • Приём дополнительных рабочих. • Сохранение в неизменном виде технологии производства. • Увеличение площади обработанных земель. • Разработка новых месторождений.

2) Интенсивный путь. Увеличение ВВП за счёт качественного улучшения факторов производства и повышения их эффективности: • Научно-технический прогресс (НТП). • Экономия на масштабе (укрупнение производства повышает его эффективность). • Повышение квалификации работников.

• Рациональное распределение ресурсов (капитал и рабочая сила переходят из менее эффективных отраслей в более эффективные).

Экономический рост является лишь одной из составляющих процесса экономического развития.

Экономическое развитие – процесс прохождения экономикой не только фаз роста, но и фаз спада, которые могут сопровождаться как относительным, так и абсолютным падением объёмов производства.

Основные показатели уровня экономического развития:

1) ВВП и национальный доход* на душу населения.

2) Производство основных видов продукции (электроэнергии, основных продуктов питания–зерна, молока, мяса, сахара, картофеля и др.) на душу населения.

3) Отраслевая структура национальной экономики: соотношение между крупными народнохозяйственными отраслями материального и нематериального производства.

4) Уровень и качество жизни населения (анализ потребительской корзины**, прожиточного минимума).

5) Показатели экономической эффективности*** производства.

Валовой внутренний продукт – стоимость всех созданных за год в стране товаров и услуг конечного потребления, оценённая в рыночных ценах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: