Своеобразие личности, судьбы и творчества поэта. Автобиографический характер поэзии Державина («Признание»). Разрушение классицистической поэтики оды («Ключ», «На смерть князя Мещерского», «Стихи на рождение в Севере порфирородного отрока»).
Ода «Фелица». История создания и публикации произведения. Композиция оды, соотношение одического и сатирического начал. Геройный мир оды и принципы создания художественного образа. Бытописание и его функции; мастерство словесного натюрморта, пейзажных и портретных зарисовок. Музыкальность и живописность слога Державина, соединение высокого и низкого в стиле.
Философские оды Г.Р.Державина («Бог», «Водопад» и др.). Деистическое представление о мире, утверждение огромных творческих возможностей человека, его права на бессмертие; мысли о превратности человеческой судьбы, преобладание оптимизма. Анакреонтическая тема в творчестве поэта. Сочетание мотивов народной поэзии с народно-национальными картинами, воспевание молодости, красоты, радостей жизни. Трансформация жанра оды в дружеское послание («Евгению. Жизнь Званская»).
Псалмодическая лирика Державина. Резкая критика неправосудия и злодейства «земных богов», тема возмездия в оде «Властителям и судиям».
Развитие и преодоление ломоносовской традиции в стихотворениях Державина на героико-патриотическую тему («На взятие Измаила», «На переход Альпийских гор», «Снегирь» и др.).
Державин о назначении поэзии и призвании поэта («Храповицкому», «Памятник»). Разрыв с теоретическими положениями классицизма и сентиментализма в эстетике Державина: вдохновение как источник творчества; отрицание необходимости жанровых градаций, отказ от представления о единых критериях и «вечном» вкусе; подход к пониманию исторического, национального и индивидуального своеобразия поэзии и т.п. Державин как великий поэт 18 в., как предшественник Пушкина и русской лирики 19-20 вв.