Державин
Более глубокий кризис эстетики классицизма, знаменовавший переход к предромантической и реалистической поэзии, сказался в творчестве крупнейшего поэта 18 века Гаврилы Романовича Державина. Возникшая под влиянием поэзии Державина впитала в себя лучшие достижения современных поэтов, в чьем творчестве отразились новые тенденции, шедшие вразрез с условностью и нормативностью поэтики классицизма. Поэзия Державина отличалась самобытностью и народностью, новыми поэтическими открытиями, которые сделали его величайшим учителем русских поэтов начала 19 века.
Новаторство Державина прежде всего заключалось в обращении поэзии к жизни, к ее земным радостям, в умении быт, низкие картины природы сделать достоянием поэзии. В противовес поэтике классицизма Державин вносит в поэзию автобиографическую тему.
Он разрушает жанровую и стилистическую иерархию классицизма.
Державин учился у Сумарокова, Ломоносову, подражал в одах последнему, но нашел новый путь в поэзии.
Признание Державина как поэта началось с «Фелицы» (1782). 90- е годы – расцвет творчества Державина. (произведения, в которых усиливаются обличительные тенденции и героико-патриотические оды).
С середины 90-х годов поэт все чаще обращается к темам частной жизни, к воспеванию земных радостей бытия. Анакреонтика Державина приобретает автобиографический характер.
1) Философские оды Державина. («На смерть князя Мещерского», «Бог», «Водопад», «Фелица»)
В 1794 году Державин пишет оду «Водопад», названную Белинским «блистательнейшим созданием» поэта. В ней Державина волнует то, что человек живет в обществе, и его долг – служить отечеству, быть олицетворением гражданских добродетелей. Ода «Водопад» - глубокое философское раздумье о смысле жизни, о человеческом существовании, о праве на бессмертие. Жизнь быстротечна. Державин развивает философские мотивы, мотивы жизни и смерти, звучавшие и раньше в его поэзии («На смерть князя Мещерского»):
О водопад! В твоем жерле
Вес утопает в бездне, в мгле!
Ода написана на смерть князя Потемкина. В поэзии Державина не раз героями выступают полководцы и государственные деятели. Отношение к Потемкину у поэта сложное. Величественная фигура этого баловня судьбы, в которой сочеталось добро и зло, способности государственного деятеля, полководца, осуществившего ряд полезных реформ в армии, человека незаурядного, смелого и решительного и вместе с тем жестокого, мстительного и властолюбивого, не раз привлекала внимание Державина. В «Водопаде» поэт создает титанический образ Потемкина, могущественнейшего вельможи, который «потряс среду земли громами», прославился взятием Очакова и Измаила, смерть в глухой молдавской степи не могла не поразить воображение поэта.
Жизнь низвергается с высот счастья подобно водопаду. Необычайно зримой и красочной картиной открывается ода: «Алмазна сыплется гора с высот четыремя скалами, жемчугу бездна и сребра кипит внизу…». Это описание виденного Державиным в Карелии водопада Кивач. Однако помимо реального звучания водопад у Державина символизирует вечность. И на фоне этой вечной красоты природы особенно ощутима непрочность власти и славы, но непрочность «ложной славы», которой Державин противопоставляет тех, кто был верен истине, общей пользе: «Лишь истина дает венцы Заслугам, кои не увянут; лишь истину поют певцы…».
Раздумья о тех, кто достоин бессмертия, приводят Державина к созданию наряду с Потемкиным образа другого полководца, Румянцева, в деятельности которого поэт видит идеал истинной гражданственности.
Глубокая философская мысль, лежащая в основе оды, величественные образы, созданные Державиным, сделали «Водопад» одним из самых замечательных творений поэта. Гоголь писал о «Водопаде»: это «как бы целая эпопея слилась в одну стремящуюся оду».
Большим успехом у современников пользовалась философская ода Державина «Бог» (1784) – первое произведение русской поэзии, получившее европейскую известность еще при жизни поэта. Как отмечали исследователи, ода «Бог» по своему художественно-стилистическому строю и по восприятию «природы чина» написана по образцу Ломоносовских «духовных» од. Ода «Бог» писалась несколько лет, она посвящена рассуждению Державина о возникновении мироздания и происхождении человека и отличается глубиной мысли и рационалистической ясностью изложения.
В специальном «объяснении» Державин указывал, что он имел в виду не только богословское понятие (Бога-отца, Бога-духа, Бога-сына), но и философское «бесконечное пространство, беспрерывную жизнь в движении вещества и нескончаемое течение времени, которое Бог в небе совмещает». Сама тема требовала «парения» (что достигалось торжественностью четырехстопного ямба»), метафорической образности, контрастных сопоставлений, придавших ей характер художественной выразительности.
Картина мира предстает не столько в религиозном плане, сколько в плане научных представлений о мире. Ода лишена мистицизма. Приемом выразительных контрастов Державин достигает предельной ясности мысли: «Я телом в прахе истлеваю, умом громам повелеваю, я царь – я раб – я червь - я Бог!»
Как и Ломоносов, Державин поражал величием картины мироздания, в котором человек лишь маленькая частица. Но человек – вершина создания природы, и значение его на земле велико.
1779 – «На смерть князя Мещерского». Ода резко отличается от обычной похвальной оды классицизму. Это ода-элегия. В ней речь идет о конкретном человек, с которым был знаком поэт, в чьем доме он бывал. Неожиданная смерть благополучного, беззаботного, живущего в роскоши и праздности князя Мещерского заставляет Державина задуматься над извечной философской проблемой жизни и смерти, которая пройдет на протяжении всего его творчества. Державин часто рисует одну и ту же картину: люди свергаются, подобно водопаду, с высот счастья. Отсюда – образ смерти, во всей ее ужасающей конкретности. Отсюда – мотив скоротечности жизни и неизбежности конца, вызывающий у Державина образ «реки времени».
В оде «На смерть князя Мещерского» мысль быстротечности жизни и неизбежности смерти воплощена в конкретную образную форму. Ода начинается словами: «Глагол времен! Металла звон!» - звук маятника как бы символизирует неумолимое течение времени. Конкретными чертами нарисован образ смерти. Ода Державина приобретает философский характер: поэт размышляет о смерти и жизни, о тайнах бытия, о неизбежности грядущего. Ода глубоко элегична, она пронизана лирическим началом, поэт поражен внезапностью случившегося.