Предисловие
Социально-экономическая характеристика предпринимательской
деятельности 7
Почему люди стремятся стать предпринимателями9 13
Что необходимо для того, чтобы стать предпринимателем9 14
Можно ли обучиться предпринимательству9 19
Основные функции профессии предпринимателя 21
Предприниматель и менеджер 22
Школы и модели в предпринимательстве 29
Типы предпринимателей 33
Ловушки, подстерегающие предпринимателей 37
Неудачи и бизнес 44
Личные и общественные интересы в бизнесе 47
Предприниматель и цель в жизни 50
Этические стандарты и правовое регулирование бизнеса 52
Становление цивилизованного рынка
и две волны предпринимательства 61
Организационные основы бизнеса
Основные организационно-правовые формы и виды
предпринимательской деятельности 64
Единоличное владение 66
Товарищество 73
Общество 76
Сложные предпринимательские образования 85
Виды и характеристика сложных предпринимательских
образований 90
Враждебные поглощения компаний 98
|
|
Как начинают бизнес
Выбор карьеры в бизнесе................................................................................. 105
Малый бизнес и его место в предпринимательской деятельности.... 108
Причины неудач малых фирм....................................................................... 113
Условия и факторы начала бизнеса.......................................................,..... 115
Способы начать свой бизнес.......................................................................... 124
Структура и содержание бизнес-плана для вновь создаваемой
фирмы............................................................................................................... 130
Факторы успешного развития бизнеса....................................................... 143
Жизненный цикл предприятия и его влияние на бизнес.......................... 146
Как организовать управление небольшой фирмой................................. 150
Рекомендации по работе с персоналом...................................................... 153
Рекламирование и организация продаж..................................................... 158
Предпринимательская тайна......................................................................... 168
Основные правила заключения деловых сделок...................................... 170
Расчеты с поставщиками. Оборотные документы................................... 173
Агентские отношения в бизнесе..................................................................... 174
Учет в малом бизнесе....................................................................................... 175
Планирование доходов.................................................................................... 177
Прогнозирование и контроль за наличными деньгами.......................... 182
Определение розничных цен........................................................................... 191
Безубыточность бизнеса.................................................................................. 196
Определение величины начального капитала.......................................... 200
Взаимодействие с коммерческим банком
|
|
и бухгалтером-консультантом................................................................. 204
Управление финансовыми ресурсами предприятия
Финансовая бухгалтерия и ее роль в повышении эффективности
бизнеса............................................................................................................ 211
Финансовая политика и финансовая структура предприятия............. 217
Структура и содержание финансового плана предприятия................. 227
Методика разработки финансового плана предприятия....................... 234
Оценка и обоснование финансового плана............................................... 253
Обеспечение финансового плана предприятия: расчеты базовых
торговых надбавок, ценовых стратегий и ценовых скидок.............. 264
Управление оборотным капиталом............................................................. 273
Управление инвестициями.............................................................................. 279
Контроль за уровнем и величиной прибыли............................................. 285
Методы оценки стоимости предприятия..................................................... 291
Банкротство и его роль в бизнесе................................................................. 295
Словарь экономических терминов................................................................. 299
Литература........................................................................................................... 302
Посвящается Наталии Леонидовне Алейниковой
Предисловие
Рыночные преобразования, их темпы и успех в значительной степени зависят от решения проблем, которые связаны с развитием предпринимательской деятельности, определяющей в современном мире наиболее важные экономические процессы и тенденции. Превращение предпринимательской деятельности в решающий фактор экономического развития непосредственно зависит от создания условий, которые позволяют в достаточно короткие сроки решительным и инициативным людям, обладающим необходимыми качествами и способностями, стать цивилизованными бизнесменами.
Предлагаемое учебное пособие охватывает вопросы теории и практики становления, развития и повышения эффективности предпринимательской деятельности, которые в целом и составляют стратегию бизнеса и тактику успеха. В книге рассматриваются сущность и особенности предпринимательской деятельности, важнейшие факторы и процессы, определяющие стратегию деятельности современных предпринимателей, простые (базовые) и сложные организационно-правовые формы и виды бизнеса и их роль в повышении эффективности производства и продаж, различные аспекты малого бизнеса, бизнес-планирование.
Значительное место в работе посвящено созданию и функционированию целостной системы планирования и управления финансовыми ресурсами предприятия. В последнем разделе пособия содержатся основные подходы и требования к формированию финансовой политики и определению приемлемой финансовой структуры предприятия, обосновывается содержание и структура финансового плана, на конкретном примере описываются методы и технология его разработки, оценки и обоснова-
Предисловие
ния плановых показателей. Особое внимание в учебном пособии уделено обеспечению выполнения финансового плана, которое включает расчеты базовых торговых надбавок, ценовых стратегий и ценовых скидок в зависимости от количества продаж и стоимости покупки.
При подготовке учебного пособия использован отечественный и зарубежный опыт предпринимательства, все лучшее, что накопил бизнес за последние десятилетия. В нем содержится множество экономических расчетов, полезных методик, советов и стандартных ситуаций, знание которых позволяет не только выпускникам высших учебных заведений и начинающим предпринимателям, но и опытным бизнесменам быстрее адаптироваться к динамично изменяющимся рыночным условиям и обеспечить наиболее эффективное управление бизнесом на начальной и последующих стадиях предпринимательской деятельности.
Предпринимательство и предприниматель