Переход к политике «Холодной войны»

Причины «Холодной войны»:

1.после Второй мировой войны изменилась геополитическая ситуация. Бывшие лидеры – Германия, Япония – были повержены и оккупированы. Великобритания и Франция потеряли свой былой потенциал и колониальную систему. Самыми мощными во всех отношениях стали США.

2.США, обладая мощнейшим экономическим и военным потенциалом, стремились получить мировое лидерство, чтобы контролировать в своих национальных интересах ресурсы других стран.

3.США обладали монополией на ядерное оружие. Которое они могли использовать как средство давления на другие страны.

4.СССР, сохранив свой военный потенциал, приобрел союзников, быстро восстанавливал экономику и, став супердержавой, невольно становился единственным экономическим, политическим и военным конкурентом для США.

5.СССР выступал против эксплуатации других стран и народов, поддерживал их самостоятельный курс, что противоречило политике США.

6.СССР обладал большим запасом ресурсов. Транснациональные корпорации и США хотели включить эти ресурсы в систему своей эксплуатации.

Кто же был «виновником» развязывания «Холодной войны»?

1.США были заинтересованы в ослаблении европейских держав и СССР, поэтому в предвоенный период активно вкладывали средства в развитие ВПК СССР Германии, чтобы занять доминирующее положение в Европе и мире.

2.в своих выступлениях руководство США и Великобритании неоднократно называли СССР своим противником и призывали к «крестовым походам» против коммунизма. Подобных выступлений в речах Сталина и руководителей советского государства никогда не было.

3.СССР после войны вышел экономически ослабленным и был не в состоянии втягиваться в еще один крупный военный конфликт.

4.СССР активно сокращал вооруженные силы и довел их до состава, необходимого в мирное время.

5.в СССР была разработана военная доктрина оборонительного характера.

6.Комитет начальников штабов США разрабатывал планы нанесения ядерного удара по СССР.

7.ЦРУ с 1945 г. активно проводило операции в более, чем в 60 странах.

КГБ подобных операций не проводило ни в одной стране.

8. «Холодная война» экономически была СССР не выгодна, так как страна была ослаблена и несла большие экономические потери. Для США «Холодная война» стала средством развала советской экономики.

9.США первыми нарушили Ялтинские договоренности, связанные с единством Германии.

10.США первыми создали военный блок – НАТО, направленный против СССР и его союзников.

Послевоенная жизнь в СССР во многом определялась изменениями внешнеполитических условий развития страны, развитием отношений с союзниками по антигитлеровской коалиции. На завершающем этапе войны данный союз начал об­наруживать свою недолговечность. Народ возвращался к миру с надеж­дой не только на лучшую жизнь в своей стране, но и на согласие, расширение связей с бывшими союзниками по войне. Большая его часть, окрыленная гордостью за свою державу-победительницу, испытывала ощущение непобедимости, возможности утверждения, по меньшей мере, в Европе, коммунистических идей и порядков.

Советские люди поддерживали коммунистическую партию и правительство. К тому же авторитет И.В. Сталина, лидера государства- победителя фашистской Германии, достиг своего наивысшего состояния. Все это отразилось на выборах в высшие органы власти в феврале 1946 г. Ста­лин в предвыборных заявлениях подтвердил довоенный курс на построение полного социализма в ближайшие 15—20 лет, утверждая при этом, что коммунизм в одной стране построить можно, особенно такой, как СССР. Для начала, считал он, надо в ближайшие три пя­тилетки втрое поднять уровень промышленности. Это послужило бы гарантией «от всяких случайностей».

Вместе с тем советское руководство хорошо представляя соотношение потенциалов СССР и капиталистического мира, не разделяло чрезмерных иллюзий насчет возможности наших быстрых побед на международной арене. Согласно выступлениям И.В. Сталина, не предназначенным для печати (апрель 1945), через 15-20 лет следовало ожидать непременного возобновле­ния войны между СССР и капиталистическими странами. В то же время в сталинском окружении, как свидетельствует Н. С. Хрущев, были свои надежды на Европу, которая, «пережив катастрофу Второй ми­ровой войны, станет советской». В частности, полагали, «что послево­енная Германия устроит революцию и создаст пролетарское государ­ство... были такие же надежды в отношении Франции и Италии». И действительно, огромный вклад СССР в победу вызвал всплеск симпатий к социализму на Западе. Численность компартий за годы Второй мировой войны увеличилась там почти в три раза. В 1945— 1947 гг. коммунисты входили в правительства многих буржуазных государств мира.

Однако относительная сплоченность держав-победительниц после войны наблюдалась недолго. Эта недолговечность начала проявляться в следующих исторических ситуациях: при создании Организации Объе­диненных Наций (ООН) на конференции в Сан-Франциско в июне 1945 г.; во время Нюрнбергского процесса 1945—1946 гг., покаравшего глав­ных немецких военных преступников; при подписании мирных дого­воров государств — победителей во Второй мировой войне с пятью бывшими союзницами гитлеровской Германии: Италией, Финлянди­ей, Болгарией, Венгрией и Румынией. Договоры были подписаны 10 февраля и вступили в силу 15 сентября 1947 г. после их ратифика­ции СССР, США, Великобританией и Францией.

По ряду других важных вопросов согласовать позиции не удавалось вовсе. Руководители США, захватившие в годы войны лидерство в западном мире, перспективы мирового развития видели иначе, чем Советское правительство. Они полагали, что со временем весь мир будет жить по американским принципам. Уверенность эта опиралась на мощный экономический потенциал государства, выросший за годы войны в полтора раза. Производство промышленной продукции в США за эти годы увеличилось в 2,5 раза и было в 5 раз больше, чем в СССР. Выпуск сельскохозяйственной продукции возрос на 36%. У Соеди­ненных Штатов в 1945 г. уже был запас атомных бомб.

Рост влияния СССР в послевоенном мире вызвал чрезвычайную озабоченность ру­ководства западных держав. Особую подозрительность в отношении СССР демонстрировал У. Черчилль, руководитель Великобритании, теряющей лидерство в мире. Еще весной 1945 г. он предложил командующему британскими войсками в Германии фельдмаршалу Б. Монтгомери собирать немец­кое оружие для вооружения пленных немцев в случае, если русские не остановятся в Берлине и продолжат поход на Запад. 5 марта 1946 г. в речи в Вестминстерском колледже города Фултон (США, штат Мис­сури) он в присутствии американского президента заявил, что «Со­ветская Россия хочет безграничного распространения своей силы и своих доктрин», и призвал противопоставить этому силу «братской ассоциации народов, говорящих на английском языке». При этом допус­калось использование американского атомного оружия как "эф­фективного средства устрашения".

Такие призывы находили отклик в США. Руководитель разведывательного ведомства этой страны А. Даллес еще в марте 1945 г. предло­жил план послевоенной борьбы с СССР, в ходе которой «эпизод за эпизодом будет разыгрываться грандиозная по своему масштабу тра­гедия гибели самого непокорного на земле народа». К декабрю 1945 г. здесь был составлен первый план бомбардировки промышленных центров СССР и трассы Транссибирской магистрали атомными бомбами. Президент США Г. Трумэн в феврале 1947 г. в своем послании к конгрессу конкретизировал позицию У. Черчилля и обнародовал так называемую «Доктрину Трумэна». Согласно ей «мир в целом должен принять американскую систе­му», а Соединенные Штаты обязаны вступать в бой с любым револю­ционным движением, любыми притязаниями Советского Союза.

В итоге по отношению к СССР были определены две стратегические задачи: как минимум — не допустить дальнейше­го расширения сферы влияния СССР и его коммунистической идеологии (доктрина сдерживания социализма), как максимум — заставить социализм уйти в свои прежние границы (доктрина отбрасывания социализма). Были определены и конкретные шаги к достижению этих целей:

Во-первых, оказать широкомасштаб­ную экономическую помощь странам Европы, поставив их эко­номику в зависимость от США. Это делалось в соответствии с программой, офици­ально выдвинутой государственным секретарем США Дж. К. Маршал­лом 5 июня 1947 г. и вступившей в действие в апреле 1948 г. ("план Маршалла").

Во-вторых, создать военно-политический союз стран во главе с США, направленных против СССР (НАТО, 1949 г.)[1].

В-третьих, разместить у границ СССР сеть во­енных баз США (Греция, Турция).

В-четвертых, поддерживать антисоциалистические силы внутри стран советского блока.

В-пятых, использовать — как крайний случай — свои вооруженные силы для непосредственного вмешательства во внутренние дела стран советской сферы влияния.

Конфронтация сторон начала отчетливо проявляться в связи с обсуждением «плана Маршалла» на совещании министров иностран­ных дел Великобритании, Франции и СССР в конце июня — начале июля в Париже. Заинтересованность в нем проявили и страны Цент­ральной Европы. Однако условия для осуществления плана, выдвину­тые В. М. Молотовым на Парижском совещании и не допускавшие диктата США, не были приняты, В связи с этим СССР, страны народ­ной демократии и Финляндия отказались от участия в нем. Примкнув­шие к «плану Маршалла» 16 стран получили за четыре года его осу­ществления помощь в виде поставок товаров массового потребления на 17 млрд. долларов США, значительная часть которой (около 60%) пришлась на долю Великобритании, Франции, Италии и ФРГ. Реали­зация плана фактически завершила раздел сфер влияния в Европе.

1947 год стал переломным и в оформлении просоветского блока государств. И. В. Сталин надеялся, что в условиях, когда на конферен­циях «Большой тройки» де-факто признан послевоенный раздел мира на сферы интересов великих держав, социалистические преобразова­ния в Восточной Европе пройдут постепенно и без ухудшения отно­шений с союзниками. Эти надежды не оправдались. Коммунистичес­кие правительства сразу после освобождения от оккупантов были со­зданы лишь в Югославии и Албании. В Восточной Европе процесс установления коммунистических режимов шел сложнее. Приход ком­мунистов к власти в этих странах был осуществлен в два этапа.

Первый продлился до середины 1947 г. Основной моделью госу­дарственного устройства была «народная демократия», в основе кото­рой лежала концепция «национальных путей к социализму», опирав­шаяся на признание постепенного поступательного движения к новому строю путем эволюционного развития. Такой процесс ориентировался на гражданский мир и широкий межклассовый союз, исключал граж­данскую войну и диктатуру пролетариата. В экономике отрицалась со­ветская практика насильственной экспроприации частной собствен­ности. Но «холодная война» внесла существенные коррективы в эти планы. С середины 1947 г. ситуация в Европе сместилась вправо. Ком­мунисты потеряли свои позиции во Франции, Италии и Финляндии. Коммунистическое Сопротивление потерпело поражение в Греции. СССР боялся потерять свое влияние в Восточной Европе, поэтому, стремясь оградить ее от американского влияния, Москва взяла курс на форсирование здесь социально-экономических и политических преобразований.

Таким образом, новый внешнеполитический курс бывших военных союзников руководство СССР расценило как призыв к войне с Советским Союзом, что незамедлительно сказалось как на внешней, так и на внутренней политике советского государства. Надежды на все­стороннее сотрудничество после войны стран антигитлеровской коалиции рухнули, мир вступил в эпоху "холодной войны", кото­рая — то затихая, то обостряясь, грозя перерасти в третью миро­вую войну — продолжалась около полувека (1946—1991 гг.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: