Основой социально-экономической политики, проводимой правительством России с 2000 г. стала десятилетняя программа "Основные направления социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу". Эта программа была подготовлена министерством экономического развития и торговли под руководством Г.Грефа. Программа предполагала продолжить либерализацию экономики, прежде всего, путем реструктуризации естественных монополий и развития конкурентной среды.
Основной упор правительство М.Касьянова видело, главным образом, в формировании благоприятных условий для экономического роста. Наиболее удачным для российской экономики стал 2003 год. Темпы экономического роста составили около 7%; рубль в номинальном исчислении вырос по отношению к доллару. Наметились первые сдвиги в изменении самой модели экономического роста - впервые с начала 90-х годов удалось достичь роста не только за счет сырьевого фактора.
Крупным шагом правительства стала налоговая реформа, начатая в 2000 г. Она включала две радикальные меры: переход к твердой (13%) ставке обложения доходов (отказ от прогрессивного, т.е. увеличивающегося по мере роста доходов, процента налогообложения) и постепенное сокращение, а в дальнейшем и отмену налога на добавленную стоимость (НДС).
|
|
С января 2002 г. вступил в силу новый Трудовой кодекс, упорядочивший трудовое законодательство. Была предпринята попытка стимулировать предприятия и граждан к легализации заработной платы. Особенностью нового кодекса стало существенное снижение роли профсоюзов.
С лета 2002 г. была начата реформа жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ). Цель реформы состояла в создании конкурентной среды в сфере коммунального обслуживания, а также в переводе финансирования ЖКХ на рыночные основания, в первую очередь, в перенесении большей доли расходов по содержанию жилищного фонда на непосредственных потребителей коммунальных благ, т.е. на население. Реформа была настороженно встречена населением, т.к. в социальном плане она тесно связана с приватизационными процессами в энергетических отраслях. Население, всегда не охотно расстающееся с государственной опекой в социально значимых областях, стало опасаться перераспределения своего бюджета в пользу владельцев энергетических ресурсов.
Также настороженно была встречена населением попытка перевести пенсионные накопления в частные пенсионные фонды.
В целом, социальная политика, направленная на сокращение социальных функций государства, оставалась одним из наиболее слабых мест в работе правительства М.Касьянова.