Ключевым вопросом современной истории России остается вопрос о земле — главном ресурсе страны. Земля составляет основу национального богатства России, поэтому именно решение земельного вопроса во многом определяет дальнейшую судьбу страны и народа.
Центральным звеном земельного вопроса, является вопрос о собственности на землю. В продолжение всего хода рыночных реформ между сторонниками и противниками частной собственности на землю шла ожесточенная борьба. В 1990-х годах процесс приватизации не коснулся земель производственного назначения. Была легализована лишь свободная купля-продажа земель, находящихся в личной собственности граждан.
В 2001 г. Государственная дума после длительных дебатов приняла Земельный кодекс. Кодекс закрепил право собственности на землю и определил механизм ее купли-продажи. Согласно кодексу, в России разрешалась купля-продажа земель несельскохозяйственного назначения.
В 2002 г. был принят закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", который распространил право частной собственности на земли сельхозназначения. С некоторыми ограничениями это право было предоставлено также иностранным гражданам, иностранным юридическим лицам и лицам без гражданства. Этот закон, однако, пока не стал основой для подъема сельского хозяйства, т.к. не был подкреплен крупными административными мерами, направленными на поддержку этой стратегической отрасли российской экономики.
Особые опасения общественности вызвали изменения, внесенные в декабре 2003 г. в Лесной кодекс, допускающие возможность застройки лесов первой категории (в том числе и берегов водохранилищ) жилыми и другими объектами, а также возможность приобретения крупных лесных участков иностранными гражданами (особенно в приграничных областях).