Подготовка операции

Операция по продвижению в глубь континен- та, как уже упоминалось раньше, была задумана еще в конце 1943 года, но в то время не вышла из стадии общих планов и намерений. Однако теперь она вновь всплыла на поверхность под наименованием операции «1», и ее подготовка развертывалась быстрыми темпами.

Положение противника в Китае летом и осенью 1943 года, когда была задумана операция, выглядело следую- щим образом. Сухопутная чунцинская армия насчитыва- ла всего 3 млн человек, из них девять армий — 250 тыс. человек — были сосредоточены главным образом на на- правлениях Гуйчжоу и Хунань, и их следовало рассмат- ривать как силы для общего контрнаступления совмест- но с англичанами и американцами на бирманском направ- лении. Американская авиация, базирующаяся в Китае, уже насчитывала около 130 самолетов; они использовали глав- ным образом авиационные базы в Юго-Западном Китае, и их активность возрастала. Вместе с 200 самолетами чунцинской армии, которые базировались в Центральном и Северном Китае, эти силы нельзя было оставлять без внимания. Весной и летом 1944 года общая численность авиации предположительно должна была достигнуть 500 самолетов. Особую тревогу с точки зрения противовоз- душной обороны собственно Японии не мог не вызвать факт постепенного увеличения численности американс- кой тяжелой бомбардировочной авиации в Юго-Западном Китае.

Были также, хотя и непроверенные, сведения о нали- чии на побережье Центрального и Южного Китая баз подводных лодок противника.

Многочисленные поражения чунцинских войск в про- шлых сражениях, разумеется, нанесли режиму Чан Кай- ши серьезный удар, однако развитие общей международ-


ной обстановки за последние год-два отнюдь не ослаби- ли, а, наоборот, укрепили стремления чунцинских влас- тей продолжать военные действия.

Этим силам противника противостояли японские экс- педиционные войска (главнокомандующий генерал Хата, начальник штаба генерал-лейтенант Мацуи), численность которых, правда, периодически менялась, но в среднем составляла 620 тыс. человек. В составе войск были 25 пехотных дивизий, одна танковая дивизия, 11 смешанных бригад, одна кавалерийская и одна авиационная дивизии. Они имели 12 тыс. автомашин, от десяти до двадцати с лишним авиаэскадрилий. В конце 1943 года экспедици- онная армия имела около 20 дивизионных боекомплек- тов, 1500 резервных автомашин, запас горючего на во- семь месяцев.

Если противник в будущем мог увеличить свои силы, в частности авиацию, то уровень производства японской авиационной промышленности почти не оставлял надежд на усиление японских военно-воздушных сил на направ- лении Китая. Если в боях в Китае до 1942 года японская авиация всегда абсолютно превосходила противника и имела в воздухе полное господство, то теперь положение коренным образом изменилось. Это ощущалось и рань- ше, однако в период проведения операции «1» трудно- сти, возникшие не только перед авиацией, но и перед су- хопутными войсками, в частности трудности в снабже- нии, превзошли все расчеты и представления. Это был важный фактор, о котором не могли забыть те, кто гото- вил операцию «1».

Цели операций в Китае. Операция «1». Экспедицион- ная армия в Китае все время вынашивала планы наступа- тельной операции на Чунцин и другие замыслы, стремясь быстро и решительно сокрушить чунцинский режим и разрешить все японо-китайские проблемы. С начала 1944 года командование экспедиционных войск в Китае нео- днократно докладывало Ставке свое мнение о проведе- нии Пекин-Ханькоуской операции.

Цели такой операции сводились к следующему: по- скольку увеличение сил американской авиации в Китае ставит под угрозу пути снабжения по р. Янцзыцзян, сле-


дует овладеть южным участком железной дороги Пе- кин — Ханькоу и очистить коммуникации, ведущие в рай- он Учан, Ханькоу из Северного Китая. Это, кроме того, позволит облегчить маневренное использование войск в Северном и Центральном Китае. Овладение же плодо- родной равниной Хэнань будет способствовать срыву планов противника на продолжение войны.

Начиная с осени 1943 года в Ставке тоже изучались планы операций по захвату важных районов, расположен- ных на Хунань-Гуйлиньской и Кантон-Ханькоуской желез- ных дорогах и на южном участке железной дороги Пе- кин — Ханькоу. Военные цели таких операций определя- лись следующими соображениями.

Овладение Гуйлинем и Лючжоу важно потому, что в противном случае они могут стать базами для налетов бомбардировщиков В-29 на территорию собственно Япо- нии. Одновременно это позволяло воспрепятствовать наступлению противника, которое в будущем могло быть направлено на Южный Китай через Индию, Бирму, Юнь- нань.

Операции открывали перспективу установления сухо- путных путей связи с Южной группой армий через Индо- китай по железным дорогам, проходящим с севера Китая на юг. Это было особенно важно в условиях, когда морс- кие коммуникации становились все более ненадежными. И наконец, решалась задача уничтожения чунцинского режима путем разгрома основных сил его армии и одер- жания полной победы. Вся операция получила общее ко- довое обозначение «Операция “1”» и подразделялась на операцию «Ко» (Пекин-Ханькоускую) и операцию «То» (Хунань-Гуйлиньскую).

Основные части операции. Фронт операции прости- рался на 1500 км (если говорить об оперативных рас- стояниях, то от р. Хуанхэ до Синьяна — около 400 км, от Иочжоу до Ляншаня — около 1400 км, от Хэньяна до Кантона — около 600 км). На этом пространстве японс- ким войскам предстояло разгромить примерно полови- ну всех полевых войск, находившихся под командова- нием Чан Кайши, и совершить прорывы фронта. Опера- ция должна была проводиться в условиях превосходства


противника в воздухе и при максимально урезанных нор- мах снабжения и пополнения войск. Основная часть войск, получивших опыт и закалку в прошлых боях в Китае, в связи с обстановкой на Тихом океане и юго- западном направлении была переброшена туда. Теперь предстояло проводить операцию в основном с новыми формированиями, с еще не обученным, не обладавшим боевым опытом, плохо оснащенным и вооруженным личным составом.

Из-за крайнего недостатка судов в процессе подготов- ки и проведения операции нужно было до минимума со- кратить использование крупных океанских лайнеров. В связи с этим морские перевозки войск и материалов в Шанхай и Кантон приходилось до предела сокращать и в основном полагаться на железнодорожные перевозки.

Горючего для автомашин было в обрез, а операции предстояло развиваться непрерывно, при растянутых ком- муникациях, по которым надо было обеспечивать 500 тыс. человек, 100 тыс. лошадей, около 15 тыс. автомашин, 1500 орудий. Умелое обеспечение тылового снабжения реша- ло исход операции. В данном случае стало необХОДИМЫМ В качестве меры для экономии горючего обратить внима- ние на широкое использование больших и малых рек, на то, чтобы по возможности скорее отремонтировать же- лезные дороги и использовать их для тылового снабже- ния. Однако в условиях превосходства в воздухе против- ника использовать водные пути было крайне трудно. Что же касается железных дорог, то они были полностью раз- рушены, и для ремонта требовалось много материалов и железнодорожных войск. В то время ни того ни другого не хватало.

Изыскивая выход из положения, командование смело пошло на то, чтобы разобрать по всему Китаю железно- дорожные ветки и боковые пути, в которых не было осо- бой необходимости, и начало формировать железнодо- рожные части из людей, не имеющих опыта и знаний для работы на транспорте. Абсолютно не организована была противовоздушная оборона с трудом восстанавливаемых железнодорожных мостов. Большинство автомобильных частей в силу необходимости перебросили сюда из Кван-


тунской армии, однако это значительно ослабило ее, и после завершения первого этапа операции пришлось сроч- но возвратить их обратно.

Как видно, масштабы операции были колоссальны. Тем не менее Ставка и полевые армии, помня блестящие ус- пехи экспедиционных войск в Китае и уповая на тради- ции, были полны уверенности в разгроме китайской ар- мии.

24 января Ставка отдала следующий приказ главноко- мандующему экспедиционными войсками в Китае и глав- нокомандующему Южной группой армий:

1. Ставка планирует уничтожение основных авиаци- онных баз противника в Юго-Западном Китае.

2. Главнокомандующему экспедиционными войсками в Китае овладеть важными пунктами на железных доро- гах Хунань — Гуйлинь, Кантон — Ханькоу и по южному участку железной дороги Пекин — Ханькоу.

3. Главнокомандующему Южной группой армий под- держать указанную операцию экспедиционной армии в Китае.

Одновременно с приказом были даны и основные опе- ративные указания.

Цели операции. Разгромив противника, овладев важ- ными пунктами на железнодорожных линиях Хунань — Гуйлинь, Кантон — Ханькоу, на южном участке желез- ной дороги Пекин — Ханькоу и удерживая их, японские войска уничтожают основные авиационные базы против- ника и прекращают их деятельность.

Основной замысел операции. В течение весны и лета

1944 года экспедиционные войска в Китае, перейдя в на- ступление сначала с северокитайского направления, за- тем из района Учан, Ханькоу и Южного Китая, разгро- мив противника, и прежде всего его центральные армии, сначала овладевают важными пунктами на железной до- роге Пекин — Ханькоу, на ее участке к югу от р. Хуанхэ, затем важными пунктами на железных дорогах Хунань— Гуйлинь, Кантон — Ханькоу и удерживают их. В ходе проведения операции, если позволит обстановка, войска принимают меры к восстановлению железных дорог Пе- кин — Ханькоу и Кантон — Ханькоу.


Южная группа армий в целях содействия операции эк- спедиционных войск в Китае осуществляет наступатель- ные действия с бирманского и индокитайского направле- ний.

1. Пекин-Ханькоуская операция. В апреле 1944 года войска Северо-Китайского фронта переходят в наступле- ние из Северного Китая; разгромив противника, захваты- вают и удерживают южный участок Пекин-Ханькоуской железной дороги к югу от р. Хуанхэ. Время на проведе- ние операции — полтора месяца. В операции принимают участие Северо-Китайский фронт, 12-я армия — четыре дивизии и часть сил 5-й воздушной армии.

По окончании операции необходимые войска перебра- сываются по суше через район Учан, Ханькоу на опера- ционное направление Хунань — Гуйлинь. Захваченные районы удерживаются двумя дивизиями.

2. Хунань-Гуйлиньская операция. Операция прово- дится в июне 1944 года 11-й армией из района Учан, Ханькоу. В июле — августе 23-я армия начинает на- ступление из района Кантона. Разгромив войска про- тивника, армии овладевают районами Гуйлиня, Люч- жоу, затем уничтожают остатки войск вдоль железных дорог Хунань— Гуйлинь, Кантон—Ханькоу, захваты- вают и удерживают их. Время на проведение опера- ции — около пяти месяцев. В зависимости от обста- новки в последующем, по возможности в кратчайшие сроки, армии организуют операции по уничтожению аэродромов противника в районах Суйчуаня, Наньсю- на. В последующем, если позволит обстановка, в янва- ре — феврале 1945 года 23-я армия овладевает райо- ном Наньнина, очищает от противника дорогу Гуй- линь — Ляншань и удерживает ее.

5-я воздушная армия в период до начала наступле- ния 11-й армии всеми силами действует против непри- ятельской авиации, чтобы на начальном этапе обеспе- чить за собой превосходство в воздухе; в ходе опера- ции оказывает непосредственную поддержку наземным войскам.

В операции принимают участие следующие войска:

11-я армия (семь-восемь дивизий), 23-я армия (две диви-


зии), войска непосредственного подчинения командова- нию экспедиционных сил (одна-две дивизии), 5-я воздуш- ная армия (две авиационные группы).

Удержание районов, захваченных вдоль железных до- рог Хунань — Гуйлинь и Кантон — Ханькоу, осуществ- ляют восемь дивизий и четыре бригады. Южная группа армий в целях содействия экспедиционным войскам в Китае активизирует действия с бирманского и индокитай- ского направлений.

При осуществлении воинских перевозок максимально использовать имевшийся тоннаж судов; для перевозки войск в сезон дождей и жары использовать внутренние водные пути; всемерно сокращать сухопутные перевозки; широко использовать подручные и реквизированные сред- ства и материалы для перевозок.

Подготовка войск и материального обеспечения опера- ции. Маскировка планов. В период с лета 1943 года по лето 1944 года экспедиционная армия в Китае постепен- но сосредоточила в районе Шанхая 17, 32 и 36-ю диви- зии, в районе Циндао — 35-ю дивизию и приступила к их переброске на юго-восточное тихоокеанское направление. Это уменьшило силы экспедиционной армии, однако в связи с операцией «1» она получила незначительные под- крепления. Так, 3-я авиационная дивизия из состава экс- педиционных войск была развернута в 5-ю воздушную армию (командующий генерал-лейтенант Симояма), на- считывающую 250 действующих самолетов (половина предполагаемой численности самолетов противника). Сюда была переброшена из Маньчжурии 27-я дивизия, вновь сформировано 14 отдельных пехотных бригад, пе- реброшено 8 полевых резервных отрядов, увеличено ко- личество частей непосредственного подчинения штабу эк- спедиционных войск и других частей.

Из основных средств материального обеспечения мож- но было ожидать доставки из Японии и Маньчжурии че- тырех сухопутных дивизионных боекомплектов, двух бое- комплектов для авиационных групп, около 40 тыс. кл ав- томобильного и 10 тыс. кл авиационного горючего, около

600 переправочных шлюпок. Большинство этого снаря- жения предполагалось получить в период с марта по май


и сосредоточить в Центральном и Южном Китае в соот- ношении 6:1.

Ставка особенно настаивала на обеспечении секрет- ности замыслов предстоящей операции. Требовалось со- блюдать крайнюю секретность в первую очередь в зоне активных боевых действий на китайской территории и проводить мероприятия по дезинформации, вводя против- ника в заблуждение, чтобы он думал, что японцы будут наступать на Чунцин. Маскировка и дезинформация по всем каналам — оперативным, политическим, пропаган- дистским, контрразведывательным — должны были про- водиться централизованно, по единому плану. Тем не менее казалось, что противник в общих чертах знал пла- ны японского командования.

Оперативное планирование и руководство. В штабе экспедиционных войск разработали детальный план опе- рации и в марте доложили его Ставке. Основы плана зак- лючались в следующем.

Использование войск. Северо-Китайский фронт (ко- мандующий генерал Окамура) поручил проведение опе- рации 12-й армии (командующий генерал-лейтенант Утияма) в составе 37, 621, 110-й дивизий и 3-й танковой дивизии.

11-я армия (командующий генерал-лейтенант Иокоя- ма) должна была начать наступление из района Учан, Ханькоу. В ее составе были 3, 13, 27, 34, 40, 58, 68, 116-я дивизии и впоследствии еще 37-я и 64-я дивизии. Кстати,

3-я и 13-я дивизии участвовали еще в боях в Шанхае в

1937 году и являлись как бы соединениями-ветеранами; они составляли костяк 11-й армии, и их подготовка к боям против китайцев была близка к совершенной.

23-я армия (командующий генерал-лейтенант Танака) должна была наступать с кантонского направления. Она состояла из 22-й и 104-й дивизий.

Основы оперативного руководства в Пекин-Ханько- уской операции. Северо-Китайский фронт в первой де- каде апреля заканчивает восстановление железнодорож-

1 62-я дивизия после успешных боев в ходе этой операции была переведена на о. Окинава, где участвовала в боях и была разгромлена.


Бомбардировщик Мицубиси Ki-21 («Салли») играл важную роль на первых этапах войны на Тихом океане. Взлетный вес — 10 610 кг; вооружение — шесть 7,7-мм пулеметов, до 1000 кг бомб; максимальная скорость — 485 км/ч; потолок — 10 000 м; максимальная дальность — 2700 км.

ного моста через р. Хуанхэ в окрестностях Баванчэна и усиливает его противовоздушную оборону. Основные силы 12-й армии во второй декаде апреля сосредоточи- ваются в районе к югу от Синьсяна, а часть сил — на левом берегу р. Хуанхэ, к западу от Кайфына, и закан- чивают подготовку к операции. Основные силы начина- ют наступление в третьей декаде апреля и, разгромив противника, выходят в район Яньчэна, где готовят пос- ледующее наступление на Лоян. Одновременно часть сил армии наступает на Синьян и, взаимодействуя с ча- стью сил 11-й армии, очищает сухопутные коммуника- ции, ведущие в район Уханя.

Основные силы 12-й армии (четыре дивизии) по воз- можности в кратчайшие сроки развертываются от Яньчэ- на вправо и наступают в направлении Лояна. Непосред- ственно перед этим часть сил 1-й армии, находящейся в провинции Шаньси, из района Юаньцюй форсирует р. Ху- анхэ, перерезает Лунхайскую железную дорогу и осуще- ствляет оперативное взаимодействие с основными сила- ми 12-й армии.

11-я армия (семь-восемь дивизий) в первой декаде мая частью сил наступает из района Синьяна в северном на-


правлении на Циошань и взаимодействует с войсками

Северо-Китайского фронта.

13-я армия в конце апреля частью сил сковывает про- тивника с востока, содействуя войскам Северо-Китайс- кого фронта.

27-я дивизия, переброшенная из Квантунской армии, сначала находится в готовности на левом берегу р. Хуан- хэ, затем по мере развития операции движется вместе с

37-й дивизией и 3-й танковой дивизией (половина) 12-й армии в район Уханя, входит в состав 11-й армии и впос- ледствии ведет подготовку к Хунань-Гуйлиньской опера- ции.

После завершения операции Северо-Китайский фронт организует первую линию обороны по рубежу Лоян, Линь- жу, Уян, Биян, удерживает важные пункты на южном уча- стке железной дороги Пекин — Ханькоу, одновременно оборудует аэродромы в районах Чжэнчжоу, Лояна, Янь- чэна и спешно восстанавливает южный участок железной дороги Пекин — Ханькоу.

Основы оперативного руководства в Хунань-Гуйлинь- ской операции. 1-я операция начального этапа — захват Хэнъяна. 11-я армия к третьей декаде мая сосредоточива- ется в районе Иочжоу, завершает подготовку и в начале июня основными силами переходит в наступление из рай- она к востоку от р. Сянцзян, а частью сил — с направле- ния озера Дунтин, уничтожает войска 9-го военного рай- она и быстро овладевает районом Чанша. В ходе пресле- дования противника овладевает окрестностями Хэнъяна и одновременно отражает фланговый удар войск 6-го во- енного района противника, который ожидается с направ- ления Чандэ. Овладение Хэнъяном планируется к сере- дине июля.

В дальнейшем 11-я армия очищает от остатков про- тивника район вдоль р. Сянцзян, к северу от Хэнъяна, организует первую линию обороны по рубежу Циян, Лоян и готовит последующую операцию в направлении на Гуй- линь. Одновременно оборудует аэродромы в районах Чанши, Сянтаня, Хэнъяна; спешно восстанавливает се- верный участок железной дороги Кантон — Ханькоу, в особенности отрезок до Чанши; строит и ремонтирует


автомобильные дороги, принимает меры по улучшению тыловых перевозок.

13-я армия (командующий генерал-лейтенант Нагацу) в конце первой декады июня частью сил предпринимает наступление с направления Цзиньхуа на Цюйчжоу, ско- вывает войска 3-го военного района и облегчает проведе- ние операции 11-й армии в районе Чанши.

23-я армия в конце июня силами достаточно мощной группировки наступает на район вдоль р. Бэйцзян, ско- вывает войска 7-го военного района, содействует 11-й армии в районе Хэнъяна и готовит последующее наступ- ление на направлении Учжоу.

2-я операция начального этапа — захват Гуйлиня и Лючжоу. 23-я армия в конце июля основными силами на- чинает наступление по обоим берегам р. Сицзян, а час- тью сил — с направления п-ова Лэйчжоу, овладевает Уч- жоу, Даньчжоу, удерживает важные пункты по р. Сицзян к востоку от указанных городов и одновременно готовит дальнейшее продвижение на Лючжоу.

Примерно в середине августа 11-я армия из района Ху- нань-Гуйлиньской железной дороги, а 23-я армия из рай- она р. Сицзян переходят в наступление против войск 4- го военного района и овладевают соответственно Гуйли- нем и Лючжоу. Срок ориентировочно — конец сентября. В дальнейшем обе армии, уничтожив остатки войск про- тивника, удерживают важные пункты соответственно вдоль Хунань-Гуйлиньской железной дороги и по р. Сиц- зян и готовятся к последующим операциям.

По мере развития операции войска оборудуют аэро- дромы в Линлине, Гуйлине, Лайбине, Лючжоу; 11-я ар- мия, кроме того, восстанавливает Хунань-Гуйлиньскую железную дорогу, а 23-я армия обеспечивает движение по р. Сицзян и на грунтовых дорогах.

3-я операция начального этапа — очищение южного участка железной дороги Кантон — Ханькоу. В октябре

11-я армия, создав достаточно мощную группировку, на- чинает наступление из районов Хэнъяна, Линлина; раз- громив войска 7-го военного района и остатки других войск противника, овладевает важными пунктами на южном участке железной дороги Кантон — Ханькоу и


удерживает их. Время на эти действия — около месяца.

23-я армия частью сил наступает из района к северу от Кантона в направлении Индэ и содействует 11-й армии. Последняя предпринимает особые меры к срочному зах- вату железнодорожного моста и туннеля в районе Синц- зина, а также по мере развития операции восстанавлива- ет южный участок железной дороги Кантон — Ханькоу и оборудует аэродромы в Чэньсяне и Шаочжоу.

Операции завершающего этапа (захват Наньнина и ов- ладение коммуникациями, ведущими во Французский Ин- докитай). В январе — феврале 1945 года 23-я армия начи- нает наступление из района к югу от Лючжоу и после овладения Наньнином захватывает сухопутные коммуни- кации, ведущие во Французский Индокитай, до границы с ним в районе Ляншаня. Южная группа армий силами войск, оккупирующих Индокитай, оказывает помощь в этой операции с направления Ляншаня. 23-я армия по мере развития операции оборудует аэродромы в районе Наньнина. 5-я воздушная армия наносит поражение авиа- ции противника, непосредственно поддерживает действия сухопутных войск, прикрывает сосредоточение и пере- возки войск по р. Янцзы и на южном побережье Китая в период подготовки операции.

Главнокомандующий экспедиционными войсками в Китае в конце мая переезжает в Ханькоу, где размещает часть своего штаба; в дальнейшем он перемещается в рай- он Хэнъяна, откуда руководит действиями 11-й и 23-й армий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: