Учреждение Высшего совета по руководству войной

Премьер Коисо получил высочайший указ на формирование кабинета в чрезвычайно критический для страны момент. Это было для него неожиданным, и он не имел твердого плана относительно ведения войны в буду- щем. Как уже говорилось, непосредственным поводом свержения кабинета Тодзио послужила личная неприязнь к генералу Тодзио его ближайших помощников и их глу- бокая враждебность к армии вообще. Такие ведущие ми- нистры, как Коноэ, Вакацуки, Хиранума, Окада и Кидо, которые играли самостоятельную роль в изменении поли- тики, вынашивали планы, свергнув кабинет Тодзио, найти пути к заключению мира. Однако эти ведущие министры не имели конкретного плана установления мира; у них так- же не было намерения взять на себя ответственность за создавшееся положение и решать судьбу страны.

Единодушная рекомендация Коисо на пост премьер- министра (при условии введения в состав кабинета адми- рала Йонаи) отнюдь не отражала всеобщую надежду на то, что этот кабинет спасет положение; позиция премье- ра Коисо напоминала положение абитуриента, стоящего перед экзаменаторами. При формировании кабинета пре- мьер Коисо не считал, что наступил момент, настоятель-


но требующий поиска путей окончания войны. Он был глубоко убежден, что следует неуклонно выполнять вы- сочайшее повеление: «Всеми мерами достичь целей вой- ны в Великой Восточной Азии; по-прежнему стараться не раздражать Советскую Россию».

Коисо поставил три условия, при которых предпола- галось объединить армию и флот и создать единое мини- стерство обороны, объединить оперативные и военно-ад- министративные органы и учредить единый орган руко- водства войной, который представлял бы правительство и военное руководство. Эти условия не получили поддер- жки вследствие традиционных распрей между армией и флотом.

Руководящему составу нового правительства требова- лось определенное время для того, чтобы войти в курс дела. Вместе с тем постепенно стало выясняться, что но- вое руководство неспособно выработать некий эпохаль- ный план, который бы отличался от всех предыдущих. 27 июля началось обсуждение концепции, неофициально предложенной Ставкой премьер-министру; предваритель- но обсуждался вопрос об учреждении Высшего совета по руководству войной.

Идея Коисо о том, чтобы премьер-министр был вве- ден в состав Ставки или же чтобы он провел по закону организацию по руководству войной, не нашла поддерж- ки у командования армии и флота, тем не менее армия и флот решили согласиться с идеей премьер-министра по вопросу координации руководства войной со стороны совета, осуществляющего связь между Ставкой и прави- тельством.

31 июля открылось первое совместное заседание со- вета представителей Ставки и нового правительства. При- сутствовавший на заседании премьер Коисо предложил свой проект конструктивного руководства советом. Он заявил, что хотел бы скорее перейти к выработке оценки международного положения, к определению в общих чер- тах курса руководства войной и внешней политики и за- няться в связи с этим изучением и обсуждением конкрет- ных и срочных мер по всем областям государственной политики.


4 августа 1944 года открылось заседание совета с целью обсуждения предложений Коисо. На нем было решено упразднить совет и учредить Высший совет по руковод- ству войной, который будет определять основные направ- ления руководства войной и заниматься урегулировани- ем и согласованием политической и военной стратегии. Высший совет работает во дворце и при решении важных вопросов просит присутствовать императора. В совет входят: начальник генерального штаба армии, начальник морского генерального штаба, премьер-министр, министр иностранных дел, военный и военно-морской министры. В необходимых случаях могут приглашаться другие ми- нистры и заместители начальников генштабов армии и флота. Высший совет не входит в номенклатуру государ- ственных учреждений. Представители Ставки и прави- тельства регулярно собираются во дворце каждую суббо- ту для обмена информацией1.

Первоочередной проблемой в руководстве войной в то время было внесение поправок в решение совета, вы- работанное в сентябре прошлого (1943) года. В принци- пе эти поправки уже были изучены и согласованы в соот- ветствующих инстанциях Ставки и правительства; далее предполагалось изучение вопросов международной обста- новки и национального потенциала в Высшем совете по руководству войной. 19 августа Высший совет на своем заседании в присутствии императора решил эти вопросы. На заседании было высочайше разрешено присутствовать

1 Высший совет был создан в результате стремлений нового пре- мьер-министра Коисо быть ближе к руководству войной. В отличие от своего предшественника генерала Тодзио Коисо не был кадровым военным. Новая организация открывала ему доступ к участию в об- суждении вопросов ведения войны.

С 16 марта 1945 года по особому указанию императора премьер- министру разрешалось присутствовать на совещаниях в Ставке. Здесь

он мог излагать свою точку зрения по всем вопросам ведения опера- ций, допускался к военным секретным документам и оперативным планам. Однако фактически он решающего голоса не имел и был лишь

своего рода «высокопоставленным наблюдателем». В связи с этим Коисо предпринимал шаги к тому, чтобы занять одновременно и пост военного министра. 3 апреля он официально поставил этот вопрос,

но получил отказ, мотивированный тем, что он не кадровый военный.


премьеру Коисо, начальнику генерального штаба Умэд- зу и начальнику морского генерального штаба Оикава Ко- сиро, который сменил 2 августа на этом посту адмирала Симада.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: