Проблема дальнейшего руководства войной

Тщательная оценка обстановки давала один не- избежный вывод: военно-политическое положение Япо- нии ухудшилось до предела; центр тяжести всей войны переместился к собственно Японии; страна лицом к лицу встретилась с величайшей опасностью. Сложившаяся об- становка требовала немедленного решения ряда проблем.

Первоочередной, требующей быстрейшего решения была проблема дальнейшего руководства войной. Эта проблема, в свою очередь, включала два важнейших воп- роса: несовершенство организационной структуры руко- водящих органов и необходимость объединения усилий сухопутных войск и военно-морских сил.

Несовершенство организационной структуры по ру- ководству войной в значительной степени объяснялось тем, что Япония не имела опыта руководства тотальны- ми войнами, начало которым положила первая мировая война. Кроме того, в Японии не изучали глубоко опыт


других стран, поэтому, начав войну за Великую Восточ- ную Азию, японское военно-политическое руководство встретилось с большими трудностями. При существую- щей системе оно не могло координировать вопросы по- литической и военной стратегии, так как между госу- дарственными органами, в частности кабинетом мини- стров, и Ставкой не было необходимых контактов. Постоянно давали о себе знать противоречия между ко- мандованием сухопутной армии и военно-морских сил. Более того, не было согласованности в действиях даже между генеральным штабом сухопутной армии и морс- ким генеральным штабом.

О необходимости сосредоточить вопросы дальнейше- го руководства войной в целом, и в частности вопросы организации решающей битвы за собственно Японию, свидетельствовал и опыт руководства, принятый в стра- нах — основных участницах Второй мировой войны. Во всех этих странах верховная государственная и военная власть сосредоточивалась в одних руках. В Японии по- добная система отсутствовала. В стране сложилось та- кое положение, когда кабинет министров, где была скон- центрирована вся государственная власть, имел весьма слабое влияние в деле руководства войной.

Открытые попытки произвести реорганизацию были предприняты премьер-министром Коисо во второй поло- вине 1944 года, однако дальше предварительных проек- тов дело не пошло, так как осуществление их было со- пряжено с очень сложными вопросами, в том числе и с необходимостью пересмотра конституции.

Противоречия между командованием сухопутной ар- мии и военно-морских сил, о чем говорилось выше, были для Японии своеобразной традицией. Они обусловлива- лись различным подходом к решению общих задач. В ходе войны эта порочная традиция превратилась в общегосу- дарственную политическую проблему.

Конечно, между сухопутным и военно-морским коман- дованиями поддерживались определенные контакты, осу- ществлялись связь, обмен информацией и офицерами свя- зи, однако это не выходило за рамки совещательных встреч и обсуждений.


Соперничество особенно давало о себе знать, когда речь заходила о распределении судов, людских и матери- альных ресурсов и ассигнований. В конечном счете это вносило большую дезорганизацию и не позволяло мак- симально использовать все имеющиеся возможности для ведения войны. Хотя создание министерства военного снабжения и освободило в известной степени командные органы армии и флота от административных функций, все же этой мерой невозможно было устранить трудности даже в области снабжения.

Многочисленные встречи и совещания государствен- ных и военных деятелей Японии по объединению воен- ных усилий не дали положительных результатов; между армией и флотом по-прежнему сохранялись традицион- ные противоречия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: