Оккупационные органы

США направили в Японию для осуществления оккупации самый большой контингент войск. Поэтому США имели особые привилегии в органах оккупации. Так, генерал Макартур был назначен верховным главнокоман- дующим союзных держав. Ему было поручено «принять капитуляцию Японии и следить за ее осуществлением». Акт о капитуляции 2 сентября генерал Макартур подпи- сал не только как представитель США, но и как верхов- ный главнокомандующий, представляющий интересы со- юзных держав.

Оккупационная политика союзных держав в отноше- нии Японии определялась прежде всего Потсдамской дек- ларацией. Но основой конкретной политики в отноше- нии Японии явилось решение американского правитель- ства, принятое 29 августа 1945 года, «О политике США в отношении Японии». Таким образом, говоря об оккупа- ции союзных держав, в действительности следует считать, что оккупационная политика прежде всего определялась политикой американского правительства и фактически полностью находилась в руках генерала Макартура, осо-


бенно на начальной стадии оккупации. Позднее был при- нят ряд других решений по этому вопросу. Так, напри- мер, в результате совещания министров иностранных дел Советского Союза, США и Англии, которое состоялось в Москве в декабре 1945 года, было принято решение учредить так называемую Дальневосточную комиссию и Союзный Совет для Японии, которые начали действовать с 1946 года.

Дальневосточная комиссия была создана как директив- ный орган с постоянным пребыванием в Вашингтоне. В нее входили представители 11 государств, позднее в ее состав вошли также представители Бирмы и Пакистана, то есть она уже представляла 13 государств. Дальневос- точная комиссия должна была вырабатывать основы ок- купационной политики союзных держав в отношении Японии и имела право пересматривать решения главно- командующего.

Союзный Совет для Японии с местонахождением в Токио состоял из представителей четырех государств — США, Англии, Советского Союза и Китая — и являлся контрольным органом. В его функции входило, основы- ваясь на решениях Дальневосточной комиссии, давать на месте рекомендации и советы главнокомандующему в отношении осуществления политики оккупации.

Однако, несмотря на создание новых органов, факти- чески по-прежнему главенствующую роль продолжали играть США. А в дальнейшем, по мере изменения меж- дународной обстановки, в частности с обострением от- ношений между США и Советским Союзом, роль и зна- чение этих международных органов, созданных для Япо- нии, резко ослабли.

Территория самой Японии фактически не была окку- пирована, практически не были уничтожены ни военная мощь, ни правительственные органы, оккупация не осу- ществлялась отдельно каждой из союзных держав. По- этому управление Японией не носило непосредственно военный характер, господство союзников над Японией осуществлялось косвенно, через японские правитель- ственные органы. И хотя на первый взгляд во всех обла- стях жизни руководство осуществляли японские орга-


ны, практически это руководство осуществлял главно- командующий союзными державами. Как уже говори- лось, главнокомандующий союзными державами гене- рал Макартур обладал огромными правами и властью в отношении Японии. Он использовал японское правитель- ство и самого императора как удобную ширму во всех сферах жизни Японии.

Соответственно с этим был организован и штаб глав- нокомандующего союзными державами. В штабе главно- командующего помимо чисто военных отделов было еще десять отделов, которые ведали делами в различных об- ластях жизни Японии: гражданской администрации, эко- номики и науки, контрразведки, гражданской информа- ции и образования, естественных ресурсов, гражданского транспорта, химии, финансов, общественного здравоох- ранения и благосостояния, контроля за гражданским иму- ществом, статистики и поставки (заготовки) материаль- ных средств. Эти отделы осуществляли руководство со- ответствующими японскими правител ьственными органами и контроль за их деятельностью.

На местах, во всех префектурах и городах, 8-й армией были созданы соответствующие отделы, которые и осу- ществляли руководство и контроль за деятельностью японских органов власти.

Эти органы существовали весь период оккупации, но численность личного состава в них по мере выполнения задач оккупации начиная с 1949 года постепенно сокра- щалась.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: