Тема№1 Конституционное право – ведущая отрасль права

Конституционное право в правоведении рассматривается в 3 аспектах:

1. Как отрасль права;

2. Как наука, изучающая конституционное право и его нормы;

3. Как учебная дисциплина.

Конституционное право как отрасль права в любом государстве является составной частью правовой системы.

Особенностью предмета конституционного права выражается в том, что его нормы регулируют лишь определённый слой отношений.

К его предмету относятся отношения, которые можно назвать базовыми к каждой из отраслей права.

Конституционное право регулирует общественные отношения, которые образуют основу всего устройства общества и государства и непосредственно связаны с осуществлением государственной власти.

Как любой отрасли права конституционному праву присущи свои методы правового регулирования.

Метод правового регулирования – это совокупность приёмов и способов правового воздействия на общественные отношения и их участников.

Методы регулирующего воздействия конституционного права на общественные отношения разнообразны и зависят от характера содержащихся предписаний.

Метод обязывания - его нормы устанавливают обязанности субъектов конституционного права осуществлять свои действия в соответствии с предписанием.

Метод дозволения – предписания, содержащиеся в этих нормах не управомачивают, не обязывают, но разрешают субъекту конституционного права действовать по своему усмотрению.

Метод запрещения – предписания в данном случае запрещают субъектам конституционного права осуществлять названые действия.

Конституционное право как отрасль права – это система правовых норм регулирующих основы общественного и государственного строя, положение человека в обществе и государстве, основы организации и деятельности системных государственных органов, органов местного управления и самоуправления.

Источниками конституционного права являются нормативно правовые акты, которые можно подразделить на законодательные акты (Конституционные законы, декреты и указы президента) и подзаконные акты - регулирующие конституционно-правовые отношения.

По степени важности и характеру регулируемых отношений законы подразделяются на конституционные (как основной закон), программные законы и обычные.

Конституция Республики Беларусь 1994 года с изменениями и дополнениями от 24 ноября 1996 года и 17 октября 2004 года – является основным источником конституционного права, её роль обусловлена следующими факторами:

1) В Конституции устанавливаются правовые нормы общего характера, являющиеся основополагающими для всего текущего конституционно-правового регулирования. Все другие источники отрасли исходят из конституционных норм и детализируют их положения.

2) Конституция выступает наивысшей формой воплощения государственной воли народа, устанавливает основополагающие принципы организаций и жизнедеятельности общества и государства. Она закрепляет форму правления и форму государства, механизм государственной власти, функционирование гражданского общества, права и свободы человека и гражданина.

3) Конституция охватывает своим воздействием все сферы жизни общества: политическую, экономическую, социальную и духовную. Этим Конституция отличается от иных видов и источников конституционного права, связанных с регулированием какой-либо одной сферы отношений.

4) Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Беларуси.

Конституционные законы – законы о внесении изменений и дополнений в Конституцию, о введении в действие указанных законов, акты о толковании Конституции.

Программные законы – законы, принимаемые в установленном конституционном порядке и по определённым ей вопросам.

Кодексы Республики Беларусь – законы, обеспечивающие полное системное регулирование определённой области общественных отношений.

Обычные законы – являются самым распространённым источником конституционного права, однако, источниками конституционного права являются не все законы, а только те которые содержат конституционно-правовые нормы.

В качестве источников конституционного права так же выступают и содержащие конституционно-правовые нормы правовые акты издаваемые Президентом Республики Беларусь (указы, декреты, постановления правительства), регламенты палат Национального собрания Республики Беларусь (Парламент), решения Конституционного суда Республики Беларусь, нормативные акты Министерств и иных республиканских органов государственного управления, решения органов местного управления и самоуправления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: