Лекция №1 Тема: « Общая методика ЛФК»

Реабилитация – это динамическая система взаимосвязанных медицинских, психологических и социальных компонентов, направленных не только на восстановление и сохранение здоровья, но и на возможно более полное восстановление (сохранение) личности и социального статуса больного или индивида.

В системе реабилитационных мероприятий выделяют:

1) профилактический этап (сохранение активной трудоспособности);

2) возвращение ранее нетрудоспособных людей к полноценной общественной трудовой деятельности.

Различают три уровня реабилитации:

1) Высокий, нарушенная функция возвращается или приближается к исходному состоянию.

2) Компенсация, функциональная перестройка сохранённых образований и систем мозга, направленная на восстановление нарушенных функций.

3) Реадаптация, приспособление к дефекту.

ЛФК (лечебная физическая культура) – метод лечения, состоящий в применении физических упражнений и естественных факторов природы к больному человеку с лечебно- профилактическими целями. В основе этого метода лежит использование основной биологической функции организма – движение.

Основное средство ЛФК – физические упражнения – представляют собой организованную форму движений, применяемых целенаправленно для укрепления здоровья, физического совершенствования, воспитания физических качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости), а также восстановления нарушенных функций организма.

Тренировка – систематическое воздействие на организм физическими упражнениями с целью улучшения или сохранения на высоком уровне физической или умственной работоспособности и адаптационно –приспособительных возможностей человека.

Утомление – ощущение усталости, снижение работоспособности, ухудшение координации движений, одышкой, сердцебиением - временной нормальной реакцией на выполняемую работу. После отдых происходит восстановление работоспособности. ЛФК проводят без выраженных признаков утомления.

Переутомление – пограничное состояние между физиологическим явлением и патологическим, помимо признаков характерных для утомления, ещё наблюдается ухудшение сна, апатия, расстройства сна, неустойчивость АД и сердечного ритма.

Острое перенапряжение – при применении однократной нагрузки – проявляется сердечной или сосудистой недостаточностью, резкой слабостью, головокружением, потемнением в глазах, в тяжёлых случаях – тошнота, рвота, одышка, снижение АД, ухудшение работы органов дыхания, ЦНС, почек.

Хроническое перенапряжение – при длительном использовании неадекватных, превышающих возможности их выполнения тренировочных нагрузок.

Перетренированность – патологическое состояние, развивающееся в следствии хронического физического перенапряжения, проявляется нарушением регуляций функций ЦНС с развитием невропатических реакций организма, функциональными нарушениями в различных органах и системах, снижением иммунитета, обострением скрыто протекающих заболеваний.

Теоретической основой ЛФК являются медико-биологические и педагогические науки: анатомия, физиология, биохимия, гигиена, различные клинические дисциплины, психология, педагогика и др.

Клинико – физиологическое обоснование лечебного действия физических упражнений проявляется в теории моторно-висцеральных рефлексов.

ЦНС

ОДА Внутренние органы


ЖВС

А также под воздействие гуморальной регуляции: при выполнении мышечной работы в кровь выделяются гормоны (адреналин и др.), которые способствуют изменению работы внутренних органов.

Лечебное действие физических упражнений проявляется в виде механизмов:

1) Тонизирующий механизм – заключается в изменении интенсивности биологических процессов в организме (общего тонуса) под влиянием дозированной мышечной нагрузки. Чередование упражнений усиливающих процессы возбуждения в ЦНС

(для крупных мышечных групп, с выраженным мышечным усилием в быстром темпе) с упражнениями усиливающими процессы торможения (дыхательные упражнения, упражнения на расслабление, упражнения выполняемые в медленном темпе) – способствует восстановлению нормальной подвижности нервных процессов.

2) Трофический механизм – проявляется в том, что улучшаются обменные процессы и процессы регенерации в организма.

3) Механизм формирования компенсаций. Компенсация – это временное или постоянное замещение нарушенных (утраченных) функций.

4) Механизм нормализации функций, заключается в восстановление функций как отдельного повреждённого органа, так и всего организма под влиянием физических упражнений.

Средства ЛФК:

1) Физические упражнения.

2) Естественные факторы природы.

3) Лечебный массаж.

4) Дополнительные средства (трудотерапия, механотерапия).

Виды физических упражнений:

1) Гимнастические.

2) Спортивно- прикладные.

3) Игры.

4) Туризм.

Гимнастические упражнения:

1) Строевые и порядковые упражнения.

2) Корригирующие упражнения.

3) Упражнения на координацию движений.

4) Упражнения в сопротивлении.

5) Ритмопластические движения (танцы).

6) Висы, упоры, подскоки, прыжки.

7) Идеомоторные упражнения – мысленное представление движений.

8) Изометрические упражнения – напряжение мышц без их сокращения.

9) Упражнения на растяжение.

10) Дыхательные упражнения различают: брюшное дыхание, грудное дыхание, смешанное дыхание. Дыхательные упражнения оказывают успокаивающее действие, особенно при нарушении нервной регуляции различных функций организма, также дыхательные упражнения используют для отдыха при утомлении.

Спортивно- прикладные упражнения (по ним можно проводить спортивные соревнования):

1) Ходьба.

2) Дозированный бег.

3) Прыжки.

4) Лазанье.

5) Упражнения в подъёме тяжестей.

6) Метание.

7) Упражнения в равновесии.

8) Гребля.

9) Лыжные прогулки.

10)Катание на коньках.

11) Плавание.

12) Езда на велосипеде.

Игры:

1) Малоподвижные.

2) Подвижные.

3) Спортивные.

Формы занятий ЛФК:

1) Утренняя гигиеническая гимнастика. 10-20мин, 10-15 упр. на все мышечные группы.

2) Занятие лечебной гимнастикой (ЛГ) состоит из трёх частей:

- вводная – подготовка к нагрузке;

- основная – улучшение трофики, формирование компенсаций, восстановление функций;

- заключительная – снижение нагрузки, расслабление.

3) Самостоятельные занятия.

4) Ходьба.

5) Бег.

6) Игровые.

7) Терренкур.

Методы врачебно-педагогического контроля:

1) Наблюдение за больным: наличие одышки, потоотделение, окрас кожных покровов, координация движений и др.

2) Опрос больного.

Функционально- диагностические методы:

1) Измерение окружностей конечностей, динамометрия, гониометрия, электромиография в травматологии.

2) Измерение АД, ЧСС, электрокардиография.

3) Функциональные пробы, специфические для поражения какой- либо системы.

Комплексная реабилитация в гинекологии и акушерстве.

Женская консультация

1) Лечебная гимнастика.

2) Психотерапия.

3) Массаж.

4) Диетотерапия.

5) Витаминизация.

6) УФ- облучение.

7) Дозированная ходьба.

Родильный дом. Больница.

1) Лечебная гимнастика.

2) Самомассаж рук, шеи, воротниковой области, ног.

3) Диетотерапия.

4) Витаминизация.

Женская консультация. Поликлиника.

1) Лечебная гимнастика.

2) Дозированная ходьба.

3) УФ- облучение.

4) Физиотерапия (по показаниям).

5) Гидротерапия (по показаниям).

6) Фитотерапия (по показаниям).

7) Диетотерапия.

8) Витаминизация.

9) Массаж.

Санаторно-курортное лечение.

1) ЛФК.

2) Плавание.

3) Ходьба и бег в воде.

4) Игры.

5) Терренкур.

6) Физио- и гидротерапия.

7) Диетотерапия.

8) Ванны, грязи.

Домашние условия. Амбулатория.

1) Лечебная гимнастика.

2) Водные процедуры.

3) Дозированная ходьба.

4) Диета, витаминизация.

5) Ходьба на лыжах.

6) Сауна (баня).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: