Глава 5. Налоговое администрирование в России

5.1. Сущность налогового администрирования в России Налоговое администрирование в России проводится с помощью методов силового (административного) принуждения – угроз применения штрафов, ареста банковских счетов, другого имущества налогоплательщика, ограничения его действий, свободы передвижения и т.д. Использование зарубежного опыта в целях модернизации налогового администрирования позволит осуществлять процесс налогового администрирования с позиции налогоплательщика, путем «дружеского диалога», обмена мнениями и оказания всесторонней помощи по ведению отчётности, использования налоговых льгот, уплаты налога и т. д. В России активному реформированию в течение последних лет подверглась как сама налоговая система, так и все виды налогов и сборов, однако прогрессивных подвижек в плане налогового администрирования не произошло. В результате возник системный кризис налогового администрирования, потребовавший своего незамедлительного разрешения в интересах стабильной работы налогоплательщиков[47]. Министр финансов РФ А.Л. Ку­дрин. отметил, что сегодня подводятся итоги одного из самых сложных в истории России года, да и во всем мире. Финансовый кризис выявил те проблемы, кото­рые придется решать нашей стране в ближайшее время. Прежде всего, это касается создания такой посткризис­ной модели экономики, которая основывалась бы не на высоких ценах на энергоресурсы, а на «создании своей собственной финансовой системы и очень стабильной макроэкономической политики. Мировой финансовый кризис требует перевода экономики на инновационную модель развития. О необходимости модернизации экономики было сказа­но и в Послании Президента РФ Федеральному Со­бранию[48]. В связи с этим, важнейшей задачей, стоящих перед налоговыми органами является необ­ходимость улучшения налогового администрирования. В этом вопросе, по словам А.Л. Кудрина, должен быть создан баланс прав и обязанностей налогоплательщиков и государства в лице налоговых органов, чтобы, с одной стороны, избавить налогоплательщиков от излишнего административного воздействия, а с дру­гой - сохранить за налоговыми ор-ганами достаточно полномочий по контролю за соблюдением законода­тель-ства[49]. Налоговое администрирование часто определяется как деятельность нало­говых органов (в соответствии с их полномочиями) по осуществлению контроля за соблюдением налогового законодательства Российской Феде­рации организациями и физическими лицами. То есть, по сути, в это понятие вкладывают содержание старого термина налоговый контроль. По мнению О.А. Ногиной, под налоговым администрированием понимается комплекс мер, направленных на полную и своевременную уплату всех налогов в максимальном объеме при минимальных издержках[50]. Налоговое администрирование является частью налогового процесса и представляет взаимосвязанную совокупность процессуальных и иных действий, направленных на создание благоприятных условий и оказание мотивирующих воздействий на субъект, ис

полняющий налоговую обязанность, а также на защиту законных прав и интересов налогоплательщиков и других участников налоговых правоотношений[51]. Некоторые экономисты определяют налоговый контроль как главную составляющую налогового администрирования, указывая, что критерием его эффективности является воспрепятствование незаконному уклонению от уплаты налогов[52]. При таких определениях налогового администрирования происходит замена термина налоговый контроль другим термином налоговое администрирование. Понятие администрирование» обозначает не только процессы контроля, но и процессы комплексного управления соответствующей сферой. Поэтому в современной экономической литературе также встречается фактическое отождествление понятий «налоговое админи­стрирование» и «управление налоговой системой». Налоговое администрирование – это определяющая часть управления налоговой системы, внутренний фактор ее развития. Налоговое администрирование осуществляется исполнительными органами власти и налоговыми органами. Текущий и последующий мониторинг позволяет принимать управленческие решения, направленные на поддержание и развитие налоговой системы в целом и налоговых органов как ее части[53]. Налоговое администрирование это совокупность процедур, обеспечивающих государственное управление в области налогообложения[54]. Л. И. Гончаренко считает, что содержание налогового администрирования ши­ре, чем налоговый контроль, но при этом оно является орга-нической ча­стью управления налоговой системой. Налоговое администрирование – установленная законом, практикой или обычаями система управления налоговым процессом со стороны государства и его органов. Под налоговым администрированием также понимается динамическая развивающаяся система управления налоговыми отношениями, координирующая деятельность налоговых органов в условиях рыночной экономики[55]. Как динамически развивающаяся система управле­ния модернизируемых налоговых органов в условиях рыночной экономи­ки понятие «налоговое администрирование» определяют Миронова О. А., Ханафеев Ф.Ф. По мнению Л. Я. Абрамчик, налоговое администрирование можно рассматривать как своеобразный механизм управления в налоговой сфере, как «повседневную деятельность налоговых органов и их должностных лиц, обеспечивающую своевременную и полную уплату налогоплательщиками в бюджеты налогов, сборов и иных обязательных платежей»[56]. А.Г. Иванов в своей статье указывает, что налоговое администрирование представляет собой регламентированную законами и другими правовыми актами организационную и управленческую деятельность уполномоченных государственных органов и других уполномоченных законами субъектов по обеспечению возникновения, изменения и прекращения налоговой обязанности и обеспечению поступления налогов в бюджетную систему Российской Федерации[57]. Налоговое администрирование основывается на фундаментальных познаниях политических, экономических, юридических и других наук, обогащенных современной отечественной и мировой практикой. Это совокупность методов, приемов и средств информационного обеспечения, посредством которых органы власти и управления (в том числе налоговая администрация всех уровней) при

дает функционированию налогового механизма заданное законом направление и координирует налоговые действия при существенных изменениях в экономике и политике. Управление предполагает выработку цели, задач, механизма реали­зации цели и задач; обеспечение согласованного развития отдельных час­тей целой системы. Задачи налогового администрирования предопределя­ются налоговой политикой. Налоговое же администрирование как часть управления налоговой системой ставит самостоятельные, более конкрет­ные задачи. Часто налоговое администрирование понимается и как контроль и как управление налоговыми процессами. Налоговое администрирование – это деятельность уполномоченных органов власти и управления, направленная на исполнение законодательства по налогом и сборам, обеспечение эффективного функционирования налоговой системы и налогового контроля. По мнению Л.Я. Абрамчик, налоговое администрирование можно рассматривать как своеобразный механизм управления в налоговой сфере, как «повседневную деятельность налоговых органов и их должностных лиц, обеспечивающую своевременную и полную уплату налогоплательщиками в бюджеты налогов, сборов и иных обязательных платежей»[58]. Налоговое администрирование - это комплексное понятие, требующее системного подхода. Отсюда весьма широко понимание его содержания: от управления налоговой системой и налогообложением в целом (наиболее широкое понимание) до деятельности налоговых органов по контролю за правильностью исчисления и уплатой налоговых платежей (более узкое понимание)[59]. По нашему мнению, налоговое администрирование – это процесс приведения взимания налогов и возникающих отношений и связей между представителями налоговых органов и налогоплательщиков в соответствии с изменившимися производственными отношениями и формами хозяйствования, роли рынка и государства в воспроизводственном процессе. Это определение шире чем деятельность уполномоченных органов власти и управления, направленная на исполнение законодательства по налогам и сборам, обеспе­чение эффективного функционирования налоговой системы и налогового контроля. Налоговое администрирование охватывает отношение «государство-налогоплатель-щик», причем в этом взаимоотношении ведущую роль играет налогоплательщик, поэтому проблемы налогового администрирования необходимо решать при взаимодействии и диалоге исполнительных органов, институтов и организаций гражданского общества. Л. И Гончаренко, обобщив отечественную литера­туру выделила четыре группы позиций относительно содержания и сферы применения понятия налогового админист­рирования. 1. Налоговое администрирование прирав­нивается к управлению налоговыми отноше­ниями (управлению налогообложением) (управлению налоговой системой). 2. Налоговое администрирование в зави­симости от субъектов, его осуществляющих, (государственные органы или налогопла­тельщики) приравнивается либо к понятию государственного управления налогообложе­нием, либо к налоговому менеджменту. 3. Налоговое администрирование рассмат­ривается как правовое регулирование взаи­моотношений между налогоплательщиками и налоговыми органами (то есть является юри­дическим понятием (категорией). 4. Налоговое администрирование отожде­ствляется с контролем налоговых органов (налоговым контролем)[60]. Налоговое администрирование – это организация сбора налогов: от определения состава налоговой отчетности до разработки правил регистрации налогоплательщиков. Это также перечень информации, которую фирмы должны предоставлять налоговикам, с одной стороны, и та информация, которой налоговики должны делиться с фирмами, с другой стороны. Правила проверки, ответственность за налоговые нарушения – все, что сосредоточено вокруг налогов[61]. Управление постепенно выходит из статичного состояния и начинает оперативно реагировать на различные изменения налоговых отношений.
По мнению заместителя министра финансов РФ Сергея Шаталова « Современная система налогового - администрирования должна одновременно обеспечить выполнение нескольких задач: во-первых, это повышение уровня собираемости налогов, во-вторых, создание справедливой прозрачной системы налогового администрирования, которое помимо прочего предусматривает также сокращение издержек налогоплательщика на выполнение требований налогового законодательства и создание для него максимально удобных условий по уплате налогов. При этом государство тоже должно снижать свои затраты на осуществление налогового контроля. И наконец, необходимо обеспечить справедливые и равные условия налогообложения для юридических лиц, работающих в одной сфере хозяйственной деятельности»[62].

5.2. Проблемы налогового администрирования Значительная часть проблем, трудностей, недостатков, имеющих место в нашей административной системе, заключается в отсутствии системы надежных контактов с гражданами и их организациями, в недоверии граждан к государственной службе и институту государства[63]. Поэтому в управлении налоговыми процессами должны участвовать не только специализированные органы. В него должны быть вовлечены все органы законодательной и исполнительной власти: Конституционный суд РФ, научные коллективы отраслевых институтов, вузы, а также общественные организации, например, «Союзы предпринимателей», «Общественная ассоциация защиты прав налогоплательщиков». Также непосредственно влияют на налоговые взаимоотношения плательщиков и государства правоохранительные органы, аудиторские, адвокатские и консультационно-юридические службы. Их деятельность также часть процесса управления налогообложением. Задачи налогового администрирования на макроуровне: - анализ макроэкономических экономических процессов выработка исходных данных для их регулирования и прогнозирования их развития; - оценка отклонений фактических значений макропоказателей от прогнозируемых, выявление причин их появления и выработка управляющих воздействий, направленных на повышение эффективности налоговой системы; - прогнозирование и планирование развития процессов налогообложения; - обеспечение налогового стимулирования инновационной модернизации российской экономики; - совершенствование российской налоговой, направленной на учет регио-

нальных налоговых потенциалов регионов; - разработка системы налогового законодательства. Задачи налогового администрирования на микроуровне сводятся к следующему: - нормативное обеспечение нововведений по налоговому администрированию;-обеспечение повседневной деятельности налоговых органов по
мобилизации налогов и сборов; - повышение социально-экономической эффективности функционирования налоговых органов; - легализация налогового планирования на микроуровне; - минимизации соответствующих затрат функционирования налоговых органов и налоговой системы; - обеспечение взаимодействия ФНС России с другими правоохранительными и контрольными органами и с таможенными службами. Существует целостность процесса управления налогообложением и формированием методологических и методических основ налогового иадминистрирования. Такой подход определяется тем, что в силу разобщенности, разно ведомственности органов власти, занимающихся управлением налоговыми процессами, возникают противоречия связанные с изменением в экономических отношениях и их нормативно-правового обеспечения процессов налогообложения, между экономическими, социальными и политическими целями государства и возможностями финансового обеспечения их достижения. Причины обособления и не согласованности процессов управления налогообложением с необходимостью экономической модернизации носят более объективный и долговременный характер, чем временная несогласованность действий структур, образующих систему управления налоговыми процессами. Все эти изменения требуют перестройки процесса налогового администрирования. Сегодня налоговыми отношениями призвано заниматься налоговое администрирование как постоянный процесс управления налогообложением. Налоговое администрирование принимает в законодательном порядке ту или иную налоговую концепцию и оформляет ее законодательными и нормативными актами, которая зависит от уровня производительных сил и производственных отношений, учитываемой экономической политикой. Модернизация налогового администрирования должна происходить по следующим направлениям: а) приведение налоговых форм и процедур в соответствии с изменившимися производственными отношениями и ролью государства в воспроизводственном процессе; б) повышение социально-экономической эффективности налоговой политики; в) определение народно-хозяйственного и регионального налогового потенциала; г) внесение изменений в налоговую систему; д) совершенствование и упрощение налогового контроля; е) придание ведущей роли налогоплательщику в отношении государство (налоговые органы) – налогоплательщик; ж) предоставление налоговых преференций инновационной деятельности малому, среднему и крупному бизнесу; е) распространение «дружелюбных» методов работы с налогоплательщиками (методы постоянных консультаций, примирение по спорам в досудебном порядке и т.д.); з) модернизация учетной и налоговой деятельности налоговых органов; и) модернизация налоговых органов; к) совершенствование структуры налоговых органов л) налоговое планирование и прогнозирование; м) концентрация учетной, счетной и контрольной работы налоговых органов в крупнейших центрах обработки данных; н) выведение налогоплательщиков на единый канал расчетов по всем основным видам налогов; о) обеспечение налоговой безопасности; Важнейшим условием эффективности налогового администрирова­ния выступает законодательное отражение в налоговых процедурах изменившихся налоговых отношений налоговых органов и налогоплательщи­ков. Обеспечение нового качества налоговых отношений, придающее им инновационный характер. Это, во-первых, легкость, понятность, простота уплаты налога, его привлекательность и удобство с точки зрения налогоплательщика – в противовес уклонению от налогообложения и осуществлению незаконной предпринимательской деятельности. Повышение прозрачности государственных расходов и качества услуг, их экономичности и эффективности – во-вторых. Важно определить изменение налоговых отношений – во взимании налога и произвести изменения в налогообложении, включая новые налоги и приемлемую для налогоплательщиков «цену налога» в новых экономических условиях. Проблемы налогообложения усложнение налоговых процедур и правил их несоответствие рыночным отношениям и связям обеспечение правовой составляющей налогообложения вызывают принятие следующих форм налогового администрирования. Со стороны налоговых органов в процессе налогового администрирования необходимо: - повысить качество долгосрочного и краткосрочного оптимального про-гноза и планирования налогообложения; - совершенствовать налоговое управление; - развивать информационные технологии в налоговой системе; - обеспечивать взаимодействие совместных информационных систем управления; - совершенствовать организационную структуры аппарата налоговых органов; - унифицировать соглашения об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доход и капитал; - различать носителя и плательщика (переложение) налога; - создать базу данных налоговых угроз; - обеспечить регламент налоговых действий и взаимоотношений с налогоплательщиками; - повсеместно внедрять досудебное налоговое разбирательство; - разработать Программу налоговой безопасности, регламент и инструкций; - научно определять налоговый потенциал регионов на основе определения их экономического потенциала; - моделировать систему налогообложения на всех ее жизненных циклах. В свою очередь, налогоплательщики должны быть уверены в объективном и беспристрастном отно­шении со стороны налоговых органов, обеспеченном как четкостью правил налогообложения, так и соблю­дением установленных законом процедур. Это - базо­вые принципы налогового администрирования. Недавно уста­новленные стандарты деятельности налоговых органов необходимо изменить в целях обеспечения инновационной модернизации российской экономики. Кроме того обобщить и дополнить те показатели, на основании которых следует оценивать работу налоговых органов. Важнейшим показателем долен стать повышение жизненного уровня и благосостояния налогоплательщиков и наполнение доходной части бюджетов всех уровней. Одним из важных показателей будет количество жалоб и судеб­ных исков, количество выигранных судебных дел. Со стороны налогоплательщика в процессе налогового администрирования необходимо: а) создание справедливой, учитывающей особенности регионов, системы налогообложения; б) эффективность налоговой системы должна определяться не затратами на взимание налогов, а увеличением прироста экономики и улучшения качества жизни налогоплательщика; в) утвердить порядок процедур и направления совершенствования и упрощения налогового контроля; г) четко осуществлять «прозрачность» и «возвратность» государствен-ных расходов и расширение форм общественного контроля; д) обеспечить налогоплательщикам выполнение их конституционных прав; е) совершенствовать партнерские взаимоотношения налогоплательщика и государства, отношения сотрудничества; ж) установить равные меры ответственности за идентичные по характеру налоговые правонарушения; з) гарантировать поддержку инновационной предпринимательской деятельности; и) осуществлять защиту налоговой информации; к) регламентировать налоговые действия и взаимоотношения с налого-плательщиками; л) неукоснительно соблюдать права и обязанности налогоплательщиков; м) обеспечить хеджирование налоговых рисков. Таким образом, сегодня налоговыми отношениями призвано заниматься налоговое администрирование как постоянный процесс управления налогообложением. Налоговое администрирование принимает в законодательном порядке ту или иную налоговую концепцию и оформляет ее законодательными и нормативными актами, которая зависит от уровня производительных сил и производственных отношений, учитываемой экономической политикой. 5.3. Основные формы модернизация администрирования налоговой политики Модернизация администрирования налоговой политики государства в долгосрочной перспективе должна быть нацелена на обеспечение условий инновационного развития экономики: мотивирование производства новых товаров, работ (услуг) и стимулирование спроса на них. В связи с этим необходимы действия по следующим ключевым направлениям: - в предании ведущей роли в налоговых отношениях налогоплательщику; - в устранении противоречий гражданского и налогового законодательства, обеспечение защиты прав налогоплательщиков; - в научном определении экономического и налогового потенциала экономики России и ее регионов; - в государственном менеджменте налогового учета использования природных ресурсов; - во внедрении «экологических» налогов; - в пересмотре позиции государства по отношению к доходам от государственного имущества и собственности. Чем больше будут неналоговые доходы, тем больше возможностей для снижения налогового бремени. Кроме того, необходимо повысить степень участия в формировании доходов бюджета естественных монополий, Министерства путей сообщения и Центрального банка Российской Федерации. - в поддержке компаний, где интеллектуальный труд является основным; - в льготных режимах обложения экспортной продукции перера­батывающей промышленности и высокотехнологичных отраслей; - в повышенном обложении прибылей и доходов, вывозимых за рубеж не с целью содействия экспорту товаров и услуг; - в максимально льготном налогообложении производственного сек­тора и низкооплачиваемого наемного труда; - в особо льготном налоговом режиме для инвестиционной дея­тельности и в первую очередь для вложений в высокотехнологич­ные и наукоемкие отрасли; - в создании дополнительных условий для активизации инновационной деятельности - в стимулировании осуществления инновационной деятельности в инновационном центре «Сколково» - в стимулировании энергосбережения и рационального использования природных ресурсов; - в повышении эффективности взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков; - в упоре на распространение «дружелюбных» методов работы с налогоплательщиками (консультации, досудебное урегулирование налоговых споров и т.д.). - в создании условий для вос­становления положительных темпов устойчивого динамически сбалансирванного экономи­ческого роста.

Модернизации администрирования налоговой политики в целях модернизации администрирования налогов и налоговой системы заключается: - в повышении ставок налогов за пользование природными ресурсами до размеров, при которых внедрение природоохранных технологий и очистных сооружений стало бы выгоднее, чем регулярная уплата в бюджет штрафных налогов; - в определении оптимального уровня налоговой нагрузки (оптимизация перераспределения налого­вой нагрузки между отдельными отраслями экономи­ки. Необходимо обеспечить более интенсивное сни­жение налогового бремени в отношении несырьевых отраслей с высокой инновационной и инвестицион­ной составляющей, связанных с освоением новых рынков и технологий); - в высокой прогрессивности обложения особо больших, спекуля­тивных доходов; - в льготах в виде необлагаемого минимума для получателей низких доходов (если исходить из величины ежемесячного дохода, не облагавшегося налогом в советское время, в 70 руб., то такой сравни­мый минимум сейчас составляет примерно 3 тыс. руб. в месяц); - в определении повышения уровня прогрессивности налоговой системы в целях социальной справедливости; - в обеспечении роста налоговых поступлений в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды исключительно за счет наращивания объемов производства, продаж и доходов, легализации российского бизнеса; - в льготном обложении основных продуктов потребления, опреде­ляющих необходимый его минимум (и соответственно стоимость ра­бочей силы); - в необходимости классифицировать таможен­ную пошлину в качестве налога, иначе вопросы регулирования соответствующих платежей становятся прерогативой исполнительной власти. К на­стоящему времени ГТК России и его органы выпустили около 4 тыс. регулирующих внешнеэкономическую деятельность подзаконных актов, которые содержат массу неточ­ностей и противоречий, что размывает нормативную базу, усложняет контроль и дает воз­можность минимизировать (а нередко - и вообще не платить) установленные платежи; - в проведении реструктуризации и переориентация целевой направленности налоговой системы. В налоговой системе необходимо менять соотношение между косвенными налогами на бизнес и прямыми налогами подоходного типа в сторону увеличения доли последних (ориентир - не менее 50%), а в составе косвенных налогов на бизнес - повысить значимость и сместить акцент на поимущественные налоги и налоги за пользование природными ресурсами; - в повышении эффективности функционирования налоговой системы за счет внедрения новых информационных технологий, оснащения современными системами ведения технологических процессов и оперативными средствами управления, оптимизации затрат и развития ресурсного обеспечения; - в унификации налоговых ставок, повышение эффективности и нейтральности налоговой системы за счет внедрения современных подходов к налоговому администрированию, пересмотра налоговых льгот, интеграции российской налоговой системы в международные налоговые отношения; Модернизации администрирования налоговой политики в плане модернизация администрирования налогового планирования осуществляется по следующим направлениям: - признание де-юро системы налогового планирования – на макро, мезо и микро уровнях; - облегчение налогового бремени производителей продукции (работ, услуг) и недопущение двойного налогообложения путем четкого определения налогооблагаемой базы; - замена акцизов на отдельные виды минерального сырья ресурсными платежами в форме соглашений о разделе продукции или стабильных ежемесячных платежей по каждому месторождению в натуральных единицах измерения добываемого ресурса (продукта) с пересчетом в рубли по средним экспортным ценам за предыдущий месяц по курсу, устанавливаемому Центробанком РФ на дату платежа; - в отказе от увеличения номинального налогового бремени в среднесрочной перспективе при условии поддержания сбалансированности бюджетной системы. При этом не снимается с повестки дня вопрос дальнейшего снижения налоговой нагрузки на экономику, которое будет возможно в рамках обеспечения устойчивости бюджетной системы; - в учете роста расходных обязательств бюджетной системы, изменчивости прогнозов внешнеэкономической конъюнктуры снижение итоговой нагрузки на экономических агентов предполагается как за счет сбалансированного снижения налоговых ставок, так и путем проведения структурных преобразований налоговой системы - повышения качества налогового администрирования; - в необходимости опора на частную инициативу и формирование инвестиционных ресурсов в частном секторе, в этих целях необходимо снижать налоговое бремя до того уровня, при котором создаются благоприятные условия для развития экономики на основе частной инициативы; - в изменении распределения доходов; В целях модернизации администрирования налоговой политики необходимо дальнейшая модерниза­ция структуры налоговой службы, организационно-методическое совершенствование деятельности самих налоговых органов, переориентации главенства функции налоговой системы с фискаль­ной на регулирующую и стимулирующую, создание системы единого общегосу­дарственного Реестра налогоплательщиков, эффективных средств налогового контроля и налоговой безопасности и т. д. перейти на единую базовую регистрацию в системе налогового учета всего населения страны.

Модернизация администрирования налоговой службы заключается: - в изменении приоритетов в работе налоговых органов всех уровней с целью улучшения обслуживания налогоплательщиков, расширения сферы пре-доставляемых ими услуг при одновременном упрощении исполнения налоговых обязанностей; - в стандартизации и регламентации работы налоговых органов, на разработке и внедрении стандартов налоговых услуг, предоставляемых налоговыми службами, а также на внедрении административных налоговых регламентов на всех этапах и уровнях налогообложения; - во внедрении прогрессивных форм организации и администрирования налоговых органов; - в оптимизации функций налоговых органов и противодействие коррупции, налоговому рэкету и налоговому террору; - в концентрации учетной, счетной и контрольной работы налоговых органов в крупнейших центрах обработки данных. - в модернизации налоговых органов и систем информационного обеспечения, в том числе налоговой безопасности; - в формировании необходимого организационного, информационного, ресурсного и кадрового обеспечения, совершенствование механизмов распространения успешного опыта налогового администрирования; - в повышении профессионального уровня работников налоговых органов, обеспечение соблюдения ими профессиональной этики, справедливого и беспристрастного отношения к налогоплательщику; - в открытости налоговых органов налогоплательщикам; - в создании эффективных программ для обучения и оказания услуг налогоплательщикам путем взаимодействия с бизнес-центрами и общественными организациями; - в увеличении количества электронных налоговых услуг. - в создании и в развитии современных Центров приема и обработки информации по обслуживанию налогоплательщиков. - в проведении бизнес-консультаций и тренингов для предпринимателей в области налогообложения; - в разработке и введении реестра налоговых инструкций, включающего нормативные акты внутриведомственного характера; - в ежегодном опубликовании налоговыми органами результатов деятельности с показателями, характеризующими эффективность налогового администрирования. Модернизация администрирования налоговой политики в области ее контрольно-регулятивной составляющей предполагает ряд соответствующих мер, в частности: - в уточнении отдельных видов налоговых правонарушений, например, понятий «сокрытый или заниженный доход (прибыль) или иной объект налогообложения; - в переходе от применяемого в России метода сложения штрафных санкций (порой за одно правонарушение) к методу зачета (поглощения) большей мерой (санкцией) меньшей, что снизит субъективизм в применении штрафов налоговыми органами; - в усовершенствовании системы мер по снижению задолженности налогоплательщиков по налоговым платежам (например, установление права налоговых органов включать в постановление о взыскании задолженности за счет имущества налогоплательщика, вынесенного в порядке ст. 47 Налогового кодекса РФ, задолженности по присужденным штрафам в сумме свыше 50 тыс. руб., отказ от зачетных схем уплаты налогов и др.); - в разработке системы мер по снижению задолженности налогоплательщиков по налоговым платежам (восстановление порядка открытия счетов недоимщиков, организация аукционов продажи налоговых долгов, взыскание задолженности за счет имущества, отказ от зачетных схем уплаты налогов и др.); -в разработке подходов и путей повышения эффективности контрольной работы и совершенствования контрольных технологий, в том числе создание более эффективной системы предварительного отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок. Подобная система может быть основана на углубленном автоматизированном камеральном анализе отчетных материалов и экономико-математической модели определения потенциальной суммы налоговых обязательств каждого налогоплательщика; - в разработке автоматизированной системы подготовки и регистрации решений, выносимых по результатам налоговых поверок; - во внедрении мер по усилению контрольной работы с «фирмами одно-дневками» и «анонимными» структурами, организациями, представляющими «нулевые балансы». - в создании, во внедрении и в организации эффективного использовани единой информационной, программно-технической и телекоммуникационной системы налоговых органов с учетом обеспечения безопасности информации. - в выведении налогоплательщиков на единый канал расчетов по всем основным видам налогов; - в совершенствовании налогового учета и отчетности, устранения неопределенности, пробелов и внутренних противоречий налогового законодательства, регламентации, повышения прозрачности и упрощения процедур взаимодействия налогоплательщиков с налоговыми органами. В целях развития и совершенствования модернизации администрирования налоговой политики необходимо дальнейшее укрепление взаимодействия с гражданским обществом, различными международными организациями с целью установления более тесного сотрудничества и оказанию правовой и общественной поддержки, а также меры по повышению прозрачности сбора доходов. Заключение общественного договора между государством, бизнесом и представителями наиболее социально значимых институтов и организации гражданского общества представленных в Общественной палате. Общественный договор подразумевает согласие обеих сторон, то есть налогоплательщики должны быть убеждены в необходимости и согласны платить налоги, а не вынуждены, как это обстоит сейчас. Законодательные нормы сначала должны рассматриваться с точки зрения честного плательщика налогов, и если возникают ситуации, в которых та или иная норма затрудняет нормальную хозяйственную деятельность плательщика, она должна отвергаться независимо от того, насколько эта норма затрудняет уход от налогообложения. До сих пор не достигнуто взаимодействие субъектов хозяйствования и государства в процессе взимания налогов и последующего их использования для решения социальных проблем населения. В целом модернизация администрирования налоговой политики должна способство­вать процессу повышения качества человеческого капитала и эффективности его использования, а также интенсивного развития отраслей, обеспечивающих развитие человеческого потенциала. Важнейшим фак­тором проводимой налоговой политики будет являться необходимость поддержания сбалансированности бюджетной системы и сти­мулирования инновационной активности. Соз­дание стимулов для инновационной активно­сти налогоплательщиков, а также поддержка инноваций и модернизации в Российской Фе­дерации будут основными целями налоговой политики в среднесрочной перспективе. Модернизация администрирования налоговой политики должна стать мощным импульсом для развития предпринимательства, притока инвестиций, роста благосостояния населения.

Вопросы для самоконтроля. 1. Что вы понимаете под налоговым администрированием?2. Налоговое администрирование – управление, контроль или что-то еще другое?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: