Образование финансовой системы в российском государстве

Образование финансовой системы России связано с формированием общероссийского рынка в период с конца XII века до первой половины XV столетия.Российское государство в концеXII века включало в свой состав многочисленные княжества и боярские вотчины, которые образовались после распада Киевской Руси.

Феодальная раздробленность Руси и татаро‑монгольское господство стали причиной того, что процесс формирования финансовой системы растянулся практически на 250 лет.

Киевские князья расширяли свои земельные владения и устанавливали на подвластных им территориях свой государственный порядок. На княжескую администрацию возлагалась обязанность поддержание порядка и сбор налогов. Еще до Владимира I киевские князья вводили «уставы и оброки, дани и погосты», т.е. учреждали сельские судебно-административные округа и устанавливали податные оклады. Основным источником дохода княжеской казны была дань, которая по своей сути была прямым налогом. Дань обычно платили мехами, медом, воском, а также иноземной монетой, имевшей хождение в Киевской Руси. Получали дань двумя способами: 1) повозно, когда дань везли в Киев, и 2) полюдно, князь сам объезжал подвластные территории и собирал дань. Киевские князья делились данью со всей дружиной. Кроме дани, князья взымали: «торговую пошлину» – пошлина за право устраивать рынки, «гостиную пошлину» – пошлина за право иметь склады, «мыт» – плата за провоз товаров через заставы, «перевоз» – плата за перевоз через реку, «вес и меру» – плата за взвешивание и измерение товаров, «вира» – наказание за убийство, «продажа» – за прочие преступления.

Раздробленность русского средневекового государства обусловила неустойчивый и стихийный характер связей между финансами хозяйствующих субъектов и денежным обращением, которые легко переходят из денежного в натуральное выражение. Тем не менее, отдельные элементы финансовой системы, такие как финансы экономических субъектов и денежное обращение, берут свое начало именно в этот период.

Объективной предпосылкой формирования финансовой системы российского государства стал процесс объединения земель в единое государство, который начался в начале XIV века и завершился к XVI веку. Политическое объединение русских стало основой для создания централизованной системы управления финансами.

Собор прямых налогов был поручен Приказу большого прихода и его территориальным отделениям. Приказ большого дворца был уполномочен облагать налогом царские земли, а Казенный патриарший приказ – церковные и монастырские. Приказ большой казны взимал сборы с городских промыслов, печатный приказ – пошлину за скрепление актов государевой печатью. Занимались сбором налогов и пошлин и другие приказы: Посольский, Стрелецкий и Ямской.

При Царе Алексее Михайловиче (1629–1676 гг.) постоянно росли государственные расходы на содержание административного аппарата, армии, царского двора, это определило стремление государства упорядочить всю валютно-финансовую систему. Для проверки финансовой деятельности приказов в 1655 году был создан Счетный приказ.

В 1860 г. в России был принят первый государственный бюджет, где подробно указывались источники доходов и статьи расходов.

Основу бюджетных доходов составляли поступления от прямых налогов с населения. В этот период была проведена перепись крестьян и установлено подворное налоговое обложение (со «двора», или «тягла») вместо прежней посошной подати с «сохи», условной финансовой единицы. Данный шаг позволил увеличить количество налогоплательщиков за счет холопов и других категорий населения, с которых ранее налоги не брали. Следует отметить при этом, что феодалы и духовенство, как правило, не платили никаких налогов. Более того, они устанавливали еще и свои поборы с крепостных крестьян.

Важными статьями доходной части бюджета были косвенные налоги на соль и другие товары, таможенные пошлины, доходы от казенных монополий государства. Казенными монополиями государства того времени были исключительные правагосударства торговать внутри страны водкой, а за ее пределами – хлебом, поташом, пенькой, смолой, икрой и пр. Монополии часто отдавались на откуп, что также пополняло бюджет.

По отношению к недобросовестным плательщикам налогов применялись такие наказания как: штрафы, «правеж», торговая казнь, включавшая битье кнутом, и, наконец, конфискация, то есть были введены элементы финансовой дисциплины.

Государственные финансы страны в основном сформировались к середине XVI в результате проведения земской реформы, общей переписи земли, были созданы специализированные финансовые приказы, на денежную основу была переведена значительная часть государственных повинностей.

Важным шагом в упорядочении налоговой системы было определение состава податного сословия, организация обложение с учетом податной способности плательщиков. Стали вестись «писцовые книги», которые представляли собой первый налоговый кадастр. Появился такой финансового планирования как «оклад».

В целом, созданная финансовая система позволяла концентрировать значительные финансовые ресурсы в общегосударственных целях, не оказывая негативного влияния на нормальную хозяйственную деятельность в стране. Подтверждают это военные успехи первых лет царствования Ивана Грозного.

Но возможности средневековой финансовой системы были весьма ограничены, что было связано с объективными особенностями обществатого времени и невозможностью их устранения на первом этапе государственной централизации.

Многообразная социальная структура средневекового общества делала организацию податного обложения на основе унифицикации невозможной. Сохранялось множество способов для снижения бремени государственных повинностей и выхода из состава «тяглецов» не только для отдельных лиц, но и для жителей целых местностей. Вместе с тем эти особенности служили своеобразным «амортизатором» фискальных интересов, обеспечивая в целом сохранение хозяйственного потенциала страны независимо от потребностей и притязаний государственной власти. Столкнувшись с недостатком поступлений и испытывая нужду в средствах для продолжения войны, правительство Ивана IV перешло к практике чрезвычайных поборов и конфискаций. Грабительские походы на Тверь и Новгород, пополнив царскую казну за счет конфискаций, разорили эти крупнейшие центры, что отразилось на всем хозяйственном обороте страны, а, следовательно, и на доходах казны.

Казна русского царя попала в своеобразную «налоговую ловушку»: растущий объем податей приходится на все меньшее число плательщиков, стремящихся всеми средствами избавиться от «государево тягла». Самым распространенным способом уклонения было сокращение размеров обрабатываемых земель, так как размер пашни определял величину основных государственных повинностей.

Таким образом, объединение русских земель в централизованное государство послужило основой становления государственных финансов и финансовой системы. Становление единого внутреннего рынка способствовало развитию денежного обращения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: