С окончанием сталинского периода в истории СССР в марте 1953 г. Была предпринята первая попытка реформирования командно—административной системы.
В 1953 году были сформулированы следующие направления экономической политики: резкий подъем производства товаров народного потребления, крупные инвестиции в отрасли легкой промышленности.Важной задачей было решение продовольственной проблемыи вывод сельского хозяйства из кризиса, для решение которой был разработан ряд неотложных мер, среди которых снижение сельскохозяйственного налога (на 1954 год – в 2,5 раза по сравнению с 1952 годом), списание недоимок по налогам за прошлые годы, рост государственных ассигнований на развитие аграрного сектора и началосьмассовое освоение целины.
Заметное внимание стало уделяться промышленности, значительные финансовыересурсы были направлены на развитие отдельных отраслей фундаментальных наук и естествознания, бурно развивалась энергетическая база страны, развитие получили химическая промышленность, металлургия, добыча угля. Но правительство, приступая к масштабным реформам, не разработало комплексной перспективной программы дальнейшего развития страны, что порой обесценивало положительный эффект от нововведений. Во второй половине 1950—х годов руководство страны начало проводить политику массового преобразования колхозов в совхозы,переводить в государственную собственность наиболее крупные промартели. Была сделана попытка децентрализации управления, обеспечения контроля за хозяйственными органами снизу.
|
|
Развитие финансовой системы было направлено на отказ от мобилизационных мер при решении хозяйственных проблем. В заданиях пятой и шестой пятилеток главный упор делался на мобилизацию внутренних ресурсов, снижение себестоимости, увеличение накоплений, ускорение оборачиваемости оборотных средств, усиление контроля рублем. В выполнении этих задач значительное место отводилось кредитной системе и Государственному банку: было необходимо кредитное, кассовоеи расчетное обслуживание народного хозяйства, усовершенствовать банковский контроль за хозяйственно—финансовой деятельностью предприятий.
Основные направления в области развития краткосрочного кредита, организации расчетов и банковского контроля нашли отражение в постановлении Совета Министров СССР и ЦК КПСС от 21 августа 1954 г. “О роли и задачах Государственного банка СССР”[8].Это постановление повышало контроль Госбанка за уровнем экономической работы предприятий, за целевым использованием собственных и заемных оборотных средств, а также за состоянием платежной дисциплины. Кредитование предприятий стало осуществляться в дифференцированном режиме и строиться в зависимости от результатов хозяйственной деятельности, выполнения плановых заданий и сохранности собственных оборотных средств. Для эффективно работающих предприятий был предусмотрен режим льготного кредитования, для неэффективных предприятий ‑более жесткие условия получения кредита и осуществления расчетов. Кроме того, был усилен банковский контроль за расходованием фондов заработной платы. Торговым организациям в1959 году был предложен потребительский кредит ‑ под операции по продаже товаров населению в рассрочку.
|
|
Платежный оборот, учитываемый Государственным банком, увеличился за 1956—1960 гг. на 74,9%. Совершенствовалась и система безналичных расчетов. Сокращение сроков расчетов обеспечило ускорение оборачиваемости оборотных средств в хозяйстве и относительное снижение потребности в банковском кредите под расчетные документы в пути, предоставляемом поставщиками.
В 50—е годы продолжалось развитие всех звеньев финансовой системы СССР, возрастало значение государственного бюджета. План доходов и расходов бюджета является основным финансовым планом социалистического государства. Через бюджет распределяется и перераспределяется примерно половина национального дохода, и за счет средств бюджета покрывается 2/3 всех капитальных вложений в народное хозяйство. Наблюдалось изменение структуры доходов бюджета. Удельный вес налога с оборота в доходах бюджета уменьшился в результате значительного снижения розничных цен.
Таблица 9. Доходы государственного бюджета СССР в 1951— 1960 гг.
Статьи | 1951‑1955 гг. | 1956‑1960 гг. | ||
Млрд.руб. | % | млрд. руб. | % | |
Всего доходов* | 2630,8 | 3396,1 | ||
1. Поступления от социалистического хозяйства, в том числе | 2089,6 | 79,4 | 2997,2 | 88,3 |
‑ налог с оборота | 1204,9 | 45,8 | 1462,9 | 43,1 |
‑ отчисления от прибыли | 363,3 | 13,8 | 702,7 | 20,7 |
2. Средства государственного социального страхования | 118,7 | 4,5 | 166,7 | 4.9 |
3. Налоги с населения | 230,1 | 8,7 | 265,6 | 7,8 |
4. Государственные займы, реализуемые среди населения | 132,6 | 5,0 | 54,6 | 1,6 |
Всего доходов* | 2630,8 | 100 | 3396,1 | 100 |
1. Народное хозяйство | 988,1 | 39,3 | 1 467,5 | 45,2 |
2. Социально—культурные мероприятия | 659,7 | 26,3 | 1 059,5 | 32,6 |
3. Содержание органов государственного управленияи судебных органов | 68,4 | 2,7 | 58,1 | 1,8 |
4. Оборона страны | 516,8 | 20,6 | 468,9 | 14,4 |
Всего расходы* | 2 511,4 | 100 | 3 248,8 | 100 |
Отчисления от прибыли выросли из-за увеличения прибыли предприятий и хозяйственных организаций, связанного с расширением объема производства и снижением себестоимости продукции.Начиная с 1958 г. денежные средства населения стали привлекаться в бюджет в форме денежно—вещевых лотерей.
Общая сумма расходов в течение 1956—1960 гг. возросла на 74,1% по сравнению с первой послевоенной пятилеткой и на 29,4% – с 1951 по 1955 год. Основная доля бюджетных средств направлялась на финансирование промышленности, сельского хозяйства и социально—культурных мероприятий, с повышением их удельного веса за счет сокращения расходов на управление и оборону. Удельный вес этих основных расходов с 65,6% в 1951—1955 гг. поднялся до 77,8% в 1956—1960 гг.[9]
В этот период получило развитие сберегательное дело: увеличилось число сберегательных касс, возросло число вкладов. Стало возможным снизить процентные ставки по вкладам, и, следовательно, удешевить кредит государству.
Таблица 10. Развитие сети сберегательных касс и рост вкладов[10]
Показатели | 1950 г. | 1955 г. | I960 г. |
Число сберегательных касс, тыс. ед. | 40,3 | 47,7 | 66,5 |
‑ в городах | 11,2 | 14,2 | 19,5 |
‑ в сельской местности | 29,1 | 33,5 | 47,0 |
Количество счетов вкладчиков, млн. | 14,4 | 32,8 | 52,2 |
‑ в городах | 10,5 | 24,2 | 38,3 |
‑ в сельской местности | 3,9 | 8,6 | 13,9 |
Сумма вкладов, млрд. руб. | 1,8 | 5,4 | 10,9 |
‑ в городах | 1,6 | 4,5 | 8,7 |
‑ в сельской местности | 0,2 | 0,9 | 2,2 |
Произошла перестройка в страховом деле, доходы от государственного страхования стали поступать в бюджет союзных и автономных республик, краев и областей. Органы госстраха союзных республик получили большую самостоятельность, они стали располагать собственными фондами и средствами и проводить свою работу на началах хозяйственного расчета.
|
|
Возросло товарное обеспечение и покупательная способность советского рубля, увеличилось обращение товарно—денежной массы, а также объемы производства национального дохода страны. Это послужило основой для проведения денежной реформы. С 1 января 1961 г. в обращение вводились новые купюры. Обмен старых денег на новые производился в соотношении 10:1, в той же пропорции менялись цены и заработная плата, таким образомбыла проведена деноминация рубля, то есть укрупнение денежной единицы страны.