Реформирование советской экономической системы как база совершенствования финансовых отношений

С окончанием сталинского периода в истории СССР в марте 1953 г. Была предпринята первая попытка реформирования командно—административной системы.

В 1953 году были сформулированы следующие направления экономической политики: резкий подъем производства товаров народного потребления, крупные инвестиции в отрасли легкой промышленности.Важной задачей было решение продовольственной проблемыи вывод сельского хозяйства из кризиса, для решение которой был разработан ряд неотложных мер, среди которых снижение сельскохозяйственного налога (на 1954 год – в 2,5 раза по сравнению с 1952 годом), списание недоимок по налогам за прошлые годы, рост государственных ассигнований на развитие аграрного сектора и началосьмассовое освоение целины.

Заметное внимание стало уделяться промышленности, значительные финансовыересурсы были направлены на развитие отдельных отраслей фундаментальных наук и естествознания, бурно развивалась энергетическая база страны, развитие получили химическая промышленность, металлургия, добыча угля. Но правительство, приступая к масштабным реформам, не разработало комплексной перспективной программы дальнейшего развития страны, что порой обесценивало положительный эффект от нововведений. Во второй половине 1950—х годов руководство страны начало проводить политику массового преобразования колхозов в совхозы,переводить в государственную собственность наиболее крупные промартели. Была сделана попытка децентрализации управления, обеспечения контроля за хозяйственными органами снизу.

Развитие финансовой системы было направлено на отказ от мобилизационных мер при решении хозяйственных проблем. В заданиях пятой и шестой пятилеток главный упор делался на мобилизацию внутренних ресурсов, снижение себестоимости, увеличение накоплений, ускорение оборачиваемости оборотных средств, усиление контроля рублем. В выполнении этих задач значительное место отводилось кредитной системе и Государственному банку: было необходимо кредитное, кассовоеи расчетное обслуживание народного хозяйства, усовершенствовать банковский контроль за хозяйственно—финансовой деятельностью предприятий.

Основные направления в области развития краткосрочного кредита, организации расчетов и банковского контроля нашли отражение в постановлении Совета Министров СССР и ЦК КПСС от 21 августа 1954 г. “О роли и задачах Государственного банка СССР”[8].Это постановление повышало контроль Госбанка за уровнем экономической работы предприятий, за целевым использованием собственных и заемных оборотных средств, а также за состоянием платежной дисциплины. Кредитование предприятий стало осуществляться в дифференцированном режиме и строиться в зависимости от результатов хозяйственной деятельности, выполнения плановых заданий и сохранности собственных оборотных средств. Для эффективно работающих предприятий был предусмотрен режим льготного кредитования, для неэффективных предприятий ‑более жесткие условия получения кредита и осуществления расчетов. Кроме того, был усилен банковский контроль за расходованием фондов заработной платы. Торговым организациям в1959 году был предложен потребительский кредит ‑ под операции по продаже товаров населению в рассрочку.

Платежный оборот, учитываемый Государственным банком, увеличился за 1956—1960 гг. на 74,9%. Совершенствовалась и система безналичных расчетов. Сокращение сроков расчетов обеспечило ускорение оборачиваемости оборотных средств в хозяйстве и относительное снижение потребности в банковском кредите под расчетные документы в пути, предоставляемом поставщиками.

В 50—е годы продолжалось развитие всех звеньев финансовой системы СССР, возрастало значение государственного бюджета. План доходов и расходов бюджета является основным финансовым планом социалистического государства. Через бюджет распределяется и перераспределяется примерно половина национального дохода, и за счет средств бюджета покрывается 2/3 всех капитальных вложений в народное хозяйство. Наблюдалось изменение структуры доходов бюджета. Удельный вес налога с оборота в доходах бюджета уменьшился в результате значительного снижения розничных цен.

Таблица 9. Доходы государственного бюджета СССР в 1951— 1960 гг.

Статьи 1951‑1955 гг. 1956‑1960 гг.
Млрд.руб. % млрд. руб. %
Всего доходов* 2630,8   3396,1  
1. Поступления от социалистического хозяйства, в том числе 2089,6 79,4 2997,2 88,3
‑ налог с оборота 1204,9 45,8 1462,9 43,1
‑ отчисления от прибыли 363,3 13,8 702,7 20,7
2. Средства государственного социального страхования 118,7 4,5 166,7 4.9
3. Налоги с населения 230,1 8,7 265,6 7,8
4. Государственные займы, реализуемые среди населения 132,6 5,0 54,6 1,6
Всего доходов* 2630,8 100 3396,1 100
1. Народное хозяйство 988,1 39,3 1 467,5 45,2
2. Социально—культурные мероприятия 659,7 26,3 1 059,5 32,6
3. Содержание органов государственного управленияи судебных органов 68,4 2,7 58,1 1,8
4. Оборона страны 516,8 20,6 468,9 14,4
Всего расходы* 2 511,4 100 3 248,8 100

Отчисления от прибыли выросли из-за увеличения прибыли предприятий и хозяйственных организаций, связанного с расширением объема производства и снижением себестоимости продукции.Начиная с 1958 г. денежные средства населения стали привлекаться в бюджет в форме денежно—вещевых лотерей.

Общая сумма расходов в течение 1956—1960 гг. возросла на 74,1% по сравнению с первой послевоенной пятилеткой и на 29,4% – с 1951 по 1955 год. Основная доля бюджетных средств направлялась на финансирование промышленности, сельского хозяйства и социально—культурных мероприятий, с повышением их удельного веса за счет сокращения расходов на управление и оборону. Удельный вес этих основных расходов с 65,6% в 1951—1955 гг. поднялся до 77,8% в 1956—1960 гг.[9]

В этот период получило развитие сберегательное дело: увеличилось число сберегательных касс, возросло число вкладов. Стало возможным снизить процентные ставки по вкладам, и, следовательно, удешевить кредит государству.

Таблица 10. Развитие сети сберегательных касс и рост вкладов[10]

Показатели 1950 г. 1955 г. I960 г.
Число сберегательных касс, тыс. ед. 40,3 47,7 66,5
‑ в городах 11,2 14,2 19,5
‑ в сельской местности 29,1 33,5 47,0
Количество счетов вкладчиков, млн. 14,4 32,8 52,2
‑ в городах 10,5 24,2 38,3
‑ в сельской местности 3,9 8,6 13,9
Сумма вкладов, млрд. руб. 1,8 5,4 10,9
‑ в городах 1,6 4,5 8,7
‑ в сельской местности 0,2 0,9 2,2

Произошла перестройка в страховом деле, доходы от государственного страхования стали поступать в бюджет союзных и автономных республик, краев и областей. Органы госстраха союзных республик получили большую самостоятельность, они стали располагать собственными фондами и средствами и проводить свою работу на началах хозяйственного расчета.

Возросло товарное обеспечение и покупательная способность советского рубля, увеличилось обращение товарно—денежной массы, а также объемы производства национального дохода страны. Это послужило основой для проведения денежной реформы. С 1 января 1961 г. в обращение вводились новые купюры. Обмен старых денег на новые производился в соотношении 10:1, в той же пропорции менялись цены и заработная плата, таким образомбыла проведена деноминация рубля, то есть укрупнение денежной единицы страны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: