Тема: Организация использования МТП и автотранспорта

1. Сущность и содержание организации использования МТП.

2. Определение потребности предприятия в тракторах, сельхозмашинах.

3. Методика расчета показателей использования МТП.

4. Использование внутрихозяйственного транспорта, показатели использования.

[2] с. 156-163; [2] с. 145-151, 154 – 173.

Государственная программа устойчивого развития села на 2011-2015 год, глава 3.

В соответствии с Государственной программой устойчивого развития села на 2011-2015 годы предусматривается повышение эффективности сельскохозяйственного производства в том числе за счет развития материальной базы и технико-технологическое переосна­щение агропромышленного производства;

За счет использования в сельскохозяйственном производстве высокопроизводительной техники нового поколения предполагается сократить трудозатраты на 30 - 40 процентов, обеспечить экономию топлива на 1 гектар обрабатываемой площади земель сельскохозяйственного назначения на 5 - 15 процентов, снизить себестоимость механизированных работ на 10-15 процентов.

Выделяют три стадии механизации производственных процессов:

· Частичная

· Комплексная

· Автоматизация

Основой и условием внедрения комплексной механизации сельскохозяйственного производства является применение системы машин. Система машин в сельском хозяйстве - это совокупность разнородных, но взаимосвязанных, дополняющих друг друга машин, обеспечивающих комплексную механизацию всех производственных процессов для получения определенного вида продукции.

В настоящее время осуществляется постепенный переход к автоматизации в растениеводстве, что связано с концепцией точного земледелия.

В основе концепции точного земледелия лежит утверждение о том, что поле никогда не бывает абсолютно однородным. Это всегда «лоскутное одеяло», на соседних участках которого количество органики, минеральных веществ, влаги может существенно отличаться. Всё это ставит растения в неравные условия. Традиционная технология такие тонкости практически не учитывает. В результате снижается урожайность, увеличиваются затраты, страдает экология. Ответом на этот вызов стало изобретение системы точного земледелия, которое основано на дифференцированном подходе к каждому отдельному участку поля.

Для того, чтобы управлять каждым «лоскутком» поля в отдельности, необходимо собрать точную информацию о хозяйстве, поле, культуре, регионе (используют почвенные автоматические почвоотборники, оснащённые GPS- приёмниками и бортовыми компьютерами; геоинформационные системы (ГИС) для составления пространственно ориентированных электронных карт полей; карты урожайности обмолачиваемых культур, получаемые сразу после уборки; дистанционные методы зондирования (ДДЗ), такие как аэрофотосъёмка и спутниковые снимки. Это первое.

Второй и, может быть самой важной составляющей технологии точного земледелия является программное обеспечение, предназначенное для анализа собранной информации и принятия производственных решений. Например, имея данные о состоянии почвы и посевов, программа должна принять решение о норме внесения удобрений.

Третьей составляющей является современная сельскохозяйственная техника, управляемая бортовой ЭВМ и способная дифференцированно проводить агротехнические мероприятия.

При такой организации работы техника, получая информацию от системы глобального позиционирования, движется по полю на автопилоте или в так называемом режиме параллельного вождения. Водитель нужен для того, чтобы контролировать ситуацию в непредвиденных случаях и выполнять, например развороты после прохождения очередного гона. Работать роботизированная машина может ночью, что на мешает ей выполнять агротехнические операции с точностью до сантиметров.

Система параллельного вождения - СПВ (линии могут быть как прямыми, мак и кривыми). Используется для работы в любое время суток, при любой видимости, в туман, при запылённости. Обеспечивает экономию топлива, удобрений, семян, сокращение сроков проведения работ и стоимость их выполнения.

Таблица Экономическая эффективность системы параллельного вождения

Операция Ожидаемая прибыль на операцию при использовании СПВ   Наименование культуры Ожидаемая прибыль на урожай культур при использовании СПВ
индекс операции прибыль, евро/га применяемые операции прибыль евро/га
Внесение удобрений A 2,36-9,5 Озимая пшеница ABC 17,69-18,01
Предпосевная обработка B 0,56-1,47 Яровая пшеница ABC 11,89-13,39
Опрыскивание C 5,43-8,23 Яровая пшеница ABCD 24,60
Известкование D 11,5 Озимый ячмень ABC 16,43-16,75
Внесение жидких органических удобрений V 2,49-3,25 Зелёный корм AVU 18,79-20,25
Уборка зелёных кормов U 1,4-2,65 Сахарная свёкла A, посев 6,96-7,12

Кроме того, для обеспечения параллельного движения зерноуборочных комбайнов может использоваться система автопилотирования с помощью лазерного луча. Эта система позволяет обеспечить настройку свободного пространства жатки между убранной и неубранной частями поля до 15см

(особенно если ширина захвата жатки 10,5м – до одного метра, что составляет 10% убранной площади). Это означает, что комбайнёр без данной системы должен сделать одиннадцать проходов вместо десяти. Произведя несложные расчёты, мы увидим, что дополнительные затраты на уборке составят около 10%.

Откуда машина знает норму внесения удобрений?

При традиционном земледелии доза внесения удобрений одинакова для всего поля. В точном земледелии каждый участок поля получает их столько, сколько необходимо растениям. Внесение может производится в двух режимах:

1. В режиме реального времени (on-line) предполагает, что агротребования на выполнение операции установлены предварительно, а доза удобрений определяется непосредственно во время её выполнения (используется информация с датчиков, установленных на тракторе).

2. В режиме off-line. В этом режиме необходим исследование поля на накопление биомассы и урожая, пробы почв, выделение проблемных зон, составление компьютерной карты-задания с пространственной привязкой доз удобрений.

Успешное развитие сельскохозяйственного производства зависит не только от обеспеченности техническими средствами, но в значительной степени от уровня организации его использования.

Следует учитывать, что использование техники в сельском хозяйстве имеет ряд особенностей. Важнейшие из них:

· В каждом хозяйстве возделывают различные сельскохозяйственные культуры, для механизации их возделывания требуются силовые и рабочие машины, существенно отличающиеся по своей конструкции;

· Многие машины имеют сезонный характер использования, в ряде случаев очень короткий. Запас технических средств существенно превышает их среднюю потребность;

· В силу использования технических средств под открытым небом, в сложных условиях, с перемещением на большие расстояния ухудшаются условия эксплуатации техники, сокращается срок службы, возрастают затраты на техобслуживание и ремонт;

· Все технические процессы должны быть увязаны с биологическими процессами, происходящими в почве и растениях, брак в работе практически неустраним.

Отсюда возникает важность рационального комплектования и организации использования МТП.

Рациональное использование МТП предполагает наличие в хозяйстве технических средств в оптимальном количестве. Потребность в технике может рассчитываться различными способами:

§ По укрупненным нормативам;

§ На основании технологических карт и сравнительной экономической оценки машинно-тракторных агрегатов;

§ Методом экономико-математического моделирования и др.

Метод укрупненных нормативов состоит в том, что предварительно разрабатываются нормативы потребности техники по видам в расчете на 1000 га пашни или посева определенных сельскохозяйственных культур. Общая потребность в технических средствах рассчитывается умножением норматива на фактическую площадь пашни или посевов. Укрупненные нормативы для конкретного хозяйства уточняются с помощью поправочных коэффициентов, учитывающих влияние природных условий, структуру посевных площадей. Например, для тракторов МТЗ-1221 нормативная потребность в расчёте на 1000 га пашни составляет 1,2. Значит для 5000 га пашни потребность составит 6 единиц. Для почвообрабатывающее посевного агрегата АПП-6 нормативная потребность составляет 0,6 на 1000 га посевов зерновых культур. Если в хозяйстве площадь под зерновыми составляет 3200 га, то потребность составит 2 агрегата.

Потребность в технике на определенный вид работ рассчитывают по формуле:

О

П = -----------,

Нд х к х Д

Где П – потребность в тракторах;

О – объем работ, га, тонн;

К – коэффициент сменности

Нд – дневная норма выработки, га, тонн;

Д – количество дней работы по плану.

Чтобы рассчитать потребность в технике на рабочий период, на основе рабочего плана по каждой марке тракторов составляют графики потребности. Строят график, где на оси абсцисс откладывают календарные сроки выполнения работ, по оси ординат – количество тракторов, необходимое для выполнения отдельных видов работ. Наносятся на график работы в определенной последовательности, начиная с работ, выполняемых более длительный срок. Работы, совпадающие по сроку частично или полностью, накладываются одна на другую, благодаря чему общая высота столбика показывает суммарное количество тракторов, необходимых для всех операций, выполняемых в определенный отрезок времени.

Эффективному использованию техники способствует рациональная организация механизированных работ.

Поточно-цикловое использование позволяет выполнять механизированные работы в лучшие агротехнические сроки с минимальным количеством техники. При этом в полевых работах выделяются определенные циклы (весенние полевые работы, заготовка кормов и др.). Обеспечивается непрерывность (поточность) выполнения всех операций данного цикла за счет концентрации технических средств. Важно обеспечить при этом максимально высокую сменность работы. При этом важно соблюдать пропорциональность, т.е. соответствие объемов работ различных операций (например, нарезка борозд под посадку картофеля и посадка картофеля).

Поточно-цикловое использование техники предполагает формирование временных форм организации труда (отрядов, звеньев).

Для рациональной организации использования машино – тракторного парка необходимо:

1. Использование отрядной формы организации труда с формированием внутри них звеньев для выполнения разнохарактерных работ (подготовка почвы, внесение удобрений, посев).

Такая форма организации труда позволяет:

- определить потребность в технике с учётом её экономической эффективности в условиях хозяйства;

- обеспечить согласованность в выполнении работ;

- обеспечить поточность выполнения работ с учётом производительности агрегатов (часовой производительности, например, комбайнов на уборке и часовой производительности транспортных средств на отвозке зерна);

- обеспечить концентрированное использование техники на одном или смежных полях;

2. Использование двухсменной работы, работы в ночное время, например на зернотоку.

3. Своевременное проведение ремонта и технического обслуживания техники, в том числе при проведении работ.

4. Использование действенных мер по мотивации труда работников, имеющих цель достижение максимальной производительности при необходимом качестве выполнения работ.

5. Организация хранения техники.

6. При наличии резервной техники (тракторов), их использование при временном выходе из строя основной техники.

Обеспеченность техникой оценивается нагрузкой на единицу технических средств сельскохозяйственных угодий пашни, посевов и т.д.

С целью учета механизированных работ, изучения эффективности использования техники введены условные единицы:

§ Условный эталонный трактор

§ Условный эталонный гектар

Эталонный трактор – это трактор, который за 1 час сменного времени выполняет 1га эталонной пахоты. Это тракторы ДТ-75, Т-74.

Условный эталонный гектар соответствует объему работ по вспашке 1 га в условиях, принятых за эталонные.

Коэффициент сменности использования тракторов рассчитывается путём деления отработанных машино – смен на число отработанных машино – дней в году.

Коэффициент использования машино тракторного парка определяется как отношение числа отработанных машино – дней к общему числу машино – дней пребывания в хозяйстве.

Годовая выработка на один эталонный трактор определяется делением годового объёма механизированных работ в условных эталонных гектарах на среднегодовое число тракторов данной марки.

Дневная выработка на один эталонный трактор определяется делением годового объёма механизированных работ в условных эталонных гектарах на количество машино – дней, отработанных за год данной маркой тракторов.

Сменная выработка на один эталонный трактор определяется делением годового объёма механизированных работ в условных эталонных гектарах на количество машино – смен, отработанных за год данной маркой тракторов.

Себестоимость одного условного эталонного гектара рассчитывается делением суммы производственных затрат на выполненный объём работ в условных эталонных гектарах.

Транспортные средства участвуют во всех производственных процессах. Использование транспорта в сельском хозяйстве имеет ряд особенностей. Это многообразие грузов, неравномерность грузопотока в течение года, рассредоточение груза на большой территории, разнообразие транспортных средств и др.

Грузы классифицируют:

§ Внехозяйственные;

§ Внутрихозяйственные;

§ Транспортабельные;

§ Малотранспортабельные;

§ Скоропортящиеся;

§ Нескоропортящиеся.

§ Для транспортных работ используют:

§ Автомобили;

§ Тракторы;

§ Рабочие лошади;

§ Трубопроводы;

§ Подвесные дороги и др.

Около 80% грузов перевозятся грузовыми автомобилями, 15% - тракторами.

Объем грузоперевозок рассчитывают исходя из объемов производства продукции, перемещения материальных ресурсов. При этом учитывают коэффициенты повторности транспортировки. Для зерна это 2,1 – 2,3, картофеля 1,8 – 2. В среднем в хозяйствах в расчете на 1 га сельскохозяйственных угодий приходится 30-40т грузов в год.

Потребность в транспортных средствах определяется:

- продолжительностью одного рейса (Т);

Т = 2l: V + tпог + tраз, где

l – расстояние перевозки в один конец;

V – средняя скорость движения, км/час;

tпог – время на погрузку, час;

tраз – время на разгрузку, час

- количество рейсов, выполняемых одной автомашиной (Кр)

Кр = Др * tр: Т, где

Др – количество рабочих дней за период; tр – продолжительность работы машины, час

- объем грузоперевозок одной автомашины за рабочий период (От)

От = Кр * Г, где Г – средняя техническая грузоподъемность одной автомашины, тонн

- количество автомашин (Км)

Км = П: От, где П – объем грузов, подлежащих перевозке

Использование автотранспорта характеризует следующие показатели

· Количество дней работы в течение года;

· Коэффициент использования грузоподъемности;

· Коэффициент использования пробега;

· Среднесуточный пробег автомобиля;

· Коэффициент технической готовности;

· Объем грузоперевозок в расчете на один автомобиль, т.км;

· Себестоимость 1 т.км.

Пути повышения эффективности использования автотранспорта:

1. Механизация погрузочно – разгрузочных работ.

2. Своевременное ТО и ремонт транспортных средств.

3. Материальная заинтересованность работников.

4. Улучшение дорожных условий.

5. При необходимости привлечение стороннего транспорта из других организаций в пиковые периоды.

6. Повышение коэффициента использования грузоподъёмности за счёт увеличения емкости кузова, использования современных прицепов.

7. Повышение коэффициента использования пробега за счет наличия груза в обе стороны.

8. Планирование проведения транспортных работ определение потребности в транспортных средствах с учётом их технической готовности, мест погрузки и разгрузки, схем перевозок.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: