double arrow

Но только люди, получившие специальное образование в области научной и практической психологии, могут быть названы профессиональными психологами


Кроме того, знание житейской психологии, использование психологических знаний, отраженных в произведениях

искусства, а также в парапсихологии может обогатить профессиональный опыт психолога.

ГЛАВА 2. ПРЕДЫСТОРИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
ПРОФЕССИИ

Психологические знания имеют древнюю историю. Издавна знания о душе применялись в религиозных и культовых обрядах. Люди, которые лучше других накапливали практический опыт, становились своеобразным источником психологических "услуг", то есть своего рода неформальными "психологами" - ведунами, знахарями, шаманами... Таким образом, психологические трудовые функции (и их носители) существовали в обществе всегда (Климов, 1992, с.6).

Первые системы научно-психологических знаний появились в древних культурах Греции, Китая, Индии, Египта. В течение многих веков эти знания накапливались в рамках других наук и в различных сферах практической деятельности.

2.1. ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ в
РАМКАХ ДРУГИХ НАУК

Истоки научной психологии надо искать прежде всего в недрах философии. Древние философы выражали понятием "душа" причину жизни, дыхания, познания.

Научная психология в то время не была особой профессиональной деятельностью, не было и профессиональных психологов. Научно-психологические знания накапливалась в философских, медицинских, юридических трудах, в результате работы философов, врачей, юристов.

Наиболее известен вклад в психологию древнегреческих философов. Они считали, что душа присутствует в природе везде, где есть движение и теплота.

Демокрит (460-370 до н.э.) думал, что душа - это материальное вещество, которое состоит из атомов огня, шарообразных, легких и подвижных. Все явления душевной жизни Демокрит пытался объяснить физическими и даже механическими причинами.

Идея Сократа (470-399 до н.э.), одного из самых замечательных мыслителей Древней Греции, состояла в том, чтобы с помощью определенным образом подобранных вопросов помочь собеседнику найти истинный ответ, и тем самым привести его от неопределенных представлений к логически ясному знанию обсуждаемых предметов. Рассматривался широкий круг "житейских понятий" о справедливости и несправедливости, добре и красоте, мужестве и т.д. Девиз Сократа гласил: "Познай самого себя", что подразумевало анализ поступков, нравственных оценок и норм человеческого поведения в различных жизненных ситуациях. Это вело к новому пониманию сущности души, к новому отношению человека к самому себе как носителю интеллектуальных и нравственных качеств.

Древнегреческий философ Платон (428-348 до н.э.) много внимания уделял изучению души. В своих трудах он дал классификацию душевных явлений. Он считал, что душа состоит из трех частей - вожделеющей, страстной и разумной. Преобладание той или иной части души у человека объясняло его индивидуальность. Процесс мышления Платон считал припоминанием того, что душа знала в своей космической жизни, но забыла при вселении в тело. Исследуя познавательные процессы, Платон говорил об ощущении, памяти и мышлении. Причем он был первым ученым, который стал говорить о памяти как о самостоятельном психическом процессе. Он открыл роль внутренней речи и активность мышления в процессе познания.




Более сложное представление о душе было у древнегреческого философа-энциклопедиста Аристотеля (384-322 до н.э.). Согласно его учению, мир состоит из множества мельчайших неделимых частиц - атомов, обладающих разной величиной и подвижностью. Наиболее мелкие и подвижные из них - это атомы души. Трактат Аристотеля "О душе" стал первым специальным психологическим сочинением, в котором было создано первое систематизированное учение о психике. В течение многих веков оно оставалось главным руководством по психологии. Сам Аристотель по праву считается основателем психологии, как, впрочем, и целого ряда других наук. Душа, по мнению Аристотеля - это способ организации живого тела. Считалось,

что душа присуща всем живым организмам (в том числе растениям). Аристотель предложил научное объяснение пяти основным органам чувств: зрению, слуху, осязанию, обонянию и вкусу, а также впервые дал систематическое описание душевных явлений.



В средние века душа представлялась божественной сущностью человека и это налагало запрет на исследование ее научными методами. Церковь имела исключительное право на познание души. Религиозная философия и теология как учение о Боге стали основными источниками знаний о душе. Это положение сохранялось до XVII века.

В эпоху Возрождения появился интерес к естественнонаучным исследованиям души. Наибольший вклад в развитие психологических знаний внесли Р. Декарт, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Дж. Локк. Французский философ Рене Декарт (1596-1650) одним из первых попытался объяснить душевные явления органическими процессами, происходящими в мозге человека. Он ввел понятие рефлекса как автоматического способа реагирования организма на внешнее воздействие. С помощью этого понятия он объяснял поведение животных и человека. Однако он не нашел естественнонаучного объяснения душевным явлениям. Декарт определил самонаблюдение (интроспекцию) как основной метод психологии. В дальнейшем, в XVIII и XIX веках внутренний мир человека изучался чаще всего именно интроспективным методом.

Голландский философ Бенедикт Спиноза (1632-1677) писал, что душа тесно связана с телом и без него не существует. У Спинозы наука о душе стала не только описательной, но и объяснительной системой знаний.

Английский философ Томас Гоббс (1588-1679) считал, что поведение и психика человека подчинены законам механики, и объяснял различия в способностях людей естественнонаучным путем.

Другой английский философ Джон Локк .(1632-1704) считается основоположником эмпирической (опытной) психологии. Он полагал, что главной задачей психологии должно быть не философствование о душе, а получение и анализ объективных научных фактов. Эмпирические знания,

то есть знания, полученные в опыте, должны быть основой психологии.

Английский ученый Дэвид Гартли (1705-1757), развивая идеи Дж. Локка, стал одним из основоположников ассоциативной психологии. Под ассоциацией понималась закономерная связь одних психических явлений с другими. Вся душевная жизнь, по мнению Д. Гартли, строится на основе ассоциирования (связывания) другу с другом трех типов элементов: ощущений, мыслей (идей) и чувств. Механизм ассоциации он превратил в универсальный принцип объяснения психической деятельности.

В XVIII веке ученые находят связь психических явлений с деятельностью мозга (до этого бытовали представления о том, что психика располагается в сердце, печени или других частях тела).

2.2. ПСИХОЛОГИЯ СТАНОВИТСЯ
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ НАУКОЙ

Становление психологии как самостоятельной науки относится ко второй половине XIX века. Все большее значение приобретают объективные методы исследования. Многие психологи считают их более научно обоснованными, чем интроспективный метод, которым длительное время пользовались для изучения сознания человека. В психологических исследованиях все чаще используются измерения, что становится важным критерием научности.

Немецкий физик, психолог, философ Густав Фехнер (1801-1887) заложил основы науки психофизики, в задачи которой входило изучение закономерных связей психических и физических явлений. Идеи психофизики оказали огромное влияние на возникновение и развитие во второй половине XIX века экспериментальной психологии. Г. Фехнер стал автором одного из первых психофизических законов, получивших математическое описание.

Немецкий психолог Герман Эббингауз (1850-1909) экспериментально изучал процессы памяти и выявил количественные закономерности процессов запоминания.

Американский психолог Уильям Джемс (1842-1910) сделал психологию одной из наиболее популярных наук в

Америке. Он был первым профессором психологии в Гарвардском университете, создателем первой американской психологической лаборатории (1875), президентом Американской психологической ассоциации (1894-1895). В своих научных исследованиях Джемс занимался многими проблемами: изучением работы мозга, развития познавательных процессов и эмоций, проблемами личности. Одной из основных задач он считал исследование сознания. Джемс многое сделал для развития психологии, независимой от медицины и философии. Он не стал основоположником какой-либо психологической школы, однако и поныне остается наиболее выдающимся американским ученым, оказавшим огромное влияние не только на психологическую науку, но и на философию и педагогику.

Немецкий психолог, физиолог, философ Вильгельм Вундт (1832-1920) разрабатывал физиологическую психологию как особую науку. Он стал активно использовать метод лабораторного эксперимента для расчленения сознания на элементы и изучения закономерных связей между ними. Большой заслугой Вундта было то, что он основал в Лейпциге в 1879 году первую в мире экспериментальную психологическую лабораторию. В ней изучались закономерности ощущений, время реакции на различные раздражители, механизмы ассоциаций, внимание.

После организации первой психологической лаборатории в Лейпциге такие лаборатории стали открываться по всей Германии, а затем в других городах Европы и США.

В 1883 году начал выходить первый научный психологический журнал, первоначально носивший название "Философские исследования" (сказывалась давняя традиция развития психологии в рамках философии). В 1905 году название журнала было изменено на "Психологические исследования".

Американский психолог Эдвард Титченер (1867-1927) после окончания Оксфордского университета работал в Лейпциге у Вундта. Там он изучал бинокулярное зрение и время реакции при познавательных процессах. В 1892 году вернулся в США, где в Корнуэльском университете создал крупнейшую в этой стране научную школу.

В своем четырехтомном труде "Экспериментальная психология" Титченер изложил основные достижения этой науки с вундтовских позиций (поэтому Титченера иногда называют "американским Вундтом"). Это направление получило название структурализма, поскольку основной задачей в нем считалось изучение структуры сознания, безотносительно к тому, как эта структура работает. Титченер противопоставлял свой подход функциональному направлению. Он считал, что только изучив структуру сознания, можно впоследствии понять, как оно работает. Поэтому он полностью отвергал приложение данных психологии к любой сфере практики. Он считал психологию фундаментальной, а не прикладной наукой.

Русский физиолог и психолог Иван Михайлович Сеченов (1829-1905) разработал естественнонаучную теорию психической регуляции поведения. Революцией в психологии стал его план построения психологии на основе объективного метода. Этот план он изложил в трактате "Кому и как разрабатывать психологию" (1873). Психологию Сеченов называл "родной сестрой физиологии". Он разработал основы новой эмпирической психологии, базирующейся на рефлекторном понимании сознательной и бессознательной психической жизни. В дальнейшем его идеи получили развитие в работах русских ученых И.П. Павлова и В.М. Бехтерева.

Известный ученый Владимир Михайлович Бехтерев (1857-1927) занимался психиатрией и исследованием душевной жизни человека. Стремясь сделать психологию естественной наукой, он сформулировал основные принципы объективной психологии, позже названной им рефлексологией.

Объективная психология понималась им как психология поведения, основанная на экспериментальном исследовании рефлекторной природы человеческой психики. В то же время он не отвергал сознание как предмет психологии и субъективные методы исследования психики. Бехтерев считал проблему личности одной из важнейших в психологии и был одним из немногих психологов начала XX века, которые в то время трактовали личность как ин-тегративное целое. Интересы его были разносторонни, но

концентрировались вокруг одной цели - изучить человека и суметь его воспитать. Бехтерев ввел в психологию понятия индивида, индивидуальности и личности, считая, что индивид - это биологическая основа, над которой надстраивается социальная сфера личности.

Русский физиолог Иван Петрович Павлов (1849-1936) создал учение о высшей нервной деятельности, которое в значительной степени преобразило физиологию и психологию, обогатило медицину и педагогику. Он развил идеи И.М. Сеченова о рефлекторном характере происхождения психики, разработал теорию условного рефлекса, концепцию двух сигнальных систем, учение о различных типах высшей нервной деятельности. Отношение Павлова к психологии изменялось в различные периоды творчества. Некоторое время он считал, что область психологии ограничена внутренним миром сознания субъекта и на этом основании запрещал сотрудникам применять психологические понятия, чтобы не отступать от строго объективного объяснения наблюдаемых фактов (и даже штрафовал за это). В итоговых же работах он полагал, что условный рефлекс следует считать не только физиологическим, но и психологическим явлением. Физиологическое понятие о временной связи он отождествлял с психологическим понятием об ассоциации.

В научном сообществе учение Павлова было оценено как революция в психологии, как построение основы всех наук о поведении. Павлов создал крупнейшую международную научную школу (ее прошло свыше 300 исследователей). Ему единственному было присвоено звание "старейшины физиологов мира".

Австрийский психолог Зигмунд Фрейд (1856-1939) был создателем психоанализа. Фрейд начал свои исследования как физиолог и врач-невропатолог. Позже он пришел к выводу, что источником многих заболеваний являются неосознаваемые комплексы. На этом основании решающую роль в поведении человека он отводил бессознательному ядру психической жизни. Его теория и метод исцеления души были названы психоанализом. В дальнейшем они стали очень популярны в психологии. Фрейд создал также теорию, объяснявшую переживания и поведение не только

больного, но и здорового человека бессознательными психическими силами.

Первые психологи начинали свою профессиональную работу в других сферах. В. Вундт, например, проводил свои исследования как физиолог, затем стал основателем физиологической и экспериментальной психологии, а также занимался изучением психологии народов. 3. Фрейд первоначально работал как врач-невропатолог и только позже стал более глубоко заниматься изучением неосознаваемых психических явлений и использовать психологические методы в своей практической работе. А. Адлер окончил медицинский факультет Венского университета и первоначально практиковал как врач-офтальмолог. Однако благодаря растущему интересу к деятельности нервной системы область его занятий перемещается в сторону психиатрии и психологии.

ГЛАВА 3. КАК СТАНОВИЛИСЬ ПСИХОЛОГАМИ
ПЕРВЫЕ ИЗ ЗНАМЕНИТЫХ

История психологии всегда была достаточно трудна для изучения студентам-психологам. Нелегко войти в круг понятий и теорий, которые в настоящее время считаются уже несовременными и представляют только исторический интерес. Современная психология обычно ближе и понятнее.

Что такое профессия психолога, какова психология психолога? Это становится яснее, когда изучаешь биографии, жизненный путь психологов-профессионалов.

Из всех знаменитых психологов для данного пособия я выбрал двух: Вильгельма Вундта и Зигмунда Фрейда - первых из знаменитых. Они олицетворяют собой начало научной и практической ветвей психологии. В. Вундт - первый выдающийся научный психолог. 3. Фрейд - первый выдающийся практический психолог. Им мы и посвятим два следующих раздела.

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: