Активность — потребность свободного применения своих сил и возможностей — остро ощущаемая потребность этого возраста.
Специфическая особенность психологии переходного возраста заключается в том, что это психология уже не ребенка, но еще и не взрослого человека. Подросток еще как ребенок впитывает в себя впечатления, растет физически и духовно, ощущает этот рост, но не знает еще меры своих сил, должен еще их попробовать.
Но в то же время у подростка имеется довольно большой жизненный опыт. Нередко опыт довольно суровый.
Дети этого возраста способны на беззаветное увлечение, на самый горячий энтузиазм. Старшие ребята перестают принимать на веру все, что они слышат от взрослых, у них складываются собственные личные, моральные установки и требования, которые во многом и определяют характер их взаимоотношений со всеми, кто их окружает.
В этом возрасте сильнее всего ощущается стремление подростков к объединению в различные группы, одних влечет желание не отстать от друзей, «быть как все», других — выделиться среди сверстников, занять среди них место лидера. Происходят существенные изменения в развитии мотивов, воли ребят, появляется способность к достижению цели, даже отдаленной по времени.
|
|
В этом возрасте обычно у девочек заканчивается процесс полового созревания, у мальчиков начинается.
Сердечно-сосудистая система подростка, несмотря на бурную возбудимость, связанную с половым созреванием, хорошо приспосабливается к упражнениям на скорость и выносливость. Активно продолжается окостенение хрящевой ткани, уменьшается подвижность в сочленениях, значительно увеличивается объем мышц и их сила. Еще больше становится разница между силовыми и скоростными возможностями мальчиков и девочек.
Советы воспитателю (вожатому):
- организация коллективных игр, предпочтение спортивным играм,
- использование общего энтузиазма при выполнении порученных заданий,
- оказание помощи в том, чтобы подростки были приняты сверстниками,
- руководство поведением подростков построить так, чтобы оно было без излишнего вмешательства и давления со стороны взрослых,
- создание необходимых условий для отдыха,
- учет возрастных особенностей, проявляющихся в повышенном интересе к другому полу.
Логика смены