Старший возраст (13—14 лет)

Активность — потребность свободного применения своих сил и возможностей — остро ощущаемая потребность этого возраста.

Специфическая особенность психологии переходного возраста заключается в том, что это психология уже не ребенка, но еще и не взрослого человека. Подросток еще как ребенок впитывает в себя впечатления, растет физически и духовно, ощущает этот рост, но не знает еще меры своих сил, должен еще их попробовать.

Но в то же время у подростка имеется довольно большой жиз­ненный опыт. Нередко опыт довольно суровый.

Дети этого возраста способны на беззаветное увлечение, на самый горячий энтузиазм. Старшие ребята перестают принимать на веру все, что они слышат от взрослых, у них складываются собственные личные, моральные установки и требования, которые во многом и определяют характер их взаимоотношений со всеми, кто их окружает.

В этом возрасте сильнее всего ощущается стремление подростков к объединению в различные группы, одних влечет желание не от­стать от друзей, «быть как все», других — выделиться среди сверст­ников, занять среди них место лидера. Происходят существенные изменения в развитии мотивов, воли ребят, появляется способность к достижению цели, даже отдаленной по времени.

В этом возрасте обычно у девочек заканчивается процесс полово­го созревания, у мальчиков начинается.

Сердечно-сосудистая система подростка, несмотря на бурную воз­будимость, связанную с половым созреванием, хорошо приспосаб­ливается к упражнениям на скорость и выносливость. Активно про­должается окостенение хрящевой ткани, уменьшается подвижность в сочленениях, значительно увеличивается объем мышц и их сила. Еще больше становится разница между силовыми и скоростными возможностями мальчиков и девочек.

Советы воспитателю (вожатому):

- организация коллективных игр, предпочтение спортивным играм,

- использование общего энтузиазма при выполнении порученных заданий,

- оказание помощи в том, чтобы подростки были приняты сверстниками,

- руководство поведением подростков построить так, чтобы оно было без излишнего вмешательства и давления со стороны взрослых,

- создание необходимых условий для отдыха,

- учет возрастных особенностей, проявляющихся в повышенном интересе к другому полу.

Логика смены


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: