Психология

316.6 Социальное поведение, Социальная психология

612.8 Нервная система. Органы чувств (Физио­логия человека)

Психофизиология (Физиология человека) Гигиена нервной системы

Психиатрия, Патолорическая психология. Психологические болезни. Дальнейшее подразделение i при помощи общ, опр. лиц -05 [Психологию отдельных видов деятельности (отраслевую, приклад­ную) Обозначать при помощи: (знак отноше­ния) к соответствующим индексам УДК, например,]

Инженерная (техническая) психология Авиационная и космическая психология

Философия; Теории^ Законы. Метафизичес­кая психология. Рациональная психология

Теории, основанные на точных науках Другие теории Методы психологии

Психологические системы и направления (школы)

Психологические исследования. Результаты исследовании

Психологические исследования, опыты, экс­перименты, тест'ы, измерения

Обработка и интерпретация данных

Аппаратура и инструменты для психологи­ческих исследований

Развитие и формирование психики. Гене­тическая психология. Сравнительная психология

Особенности психики. Сознание. Психичес­кое развитие человека. Дифференциальная и генетическая психология.'Психология раз­вития

Психология пола

Влияние природной и социальной среды '

Роль происхождения. Наследование-психи­ческих особенностей

Этническая психология. Национальная пси­хология

.Подразделять при помощи общ. опр. наро­дов (=...) и места (1/9)

Влияние особенностей телосложения: роста, ;осанхи, пороков физического развития

Влияние возраста. Возрастная психология Детская психология Интеллектуально^ развитие ребенка

Психические особенности ребенка. Влияние возраста

Особенности мышления детей Представление и воображение у детей

Психология пола у детей. Психология маль­чиков. Психология девочек


1.3. Отрасли современной психологии





.8 Психология подростков и раннего юношес­кого возраста

159,922.8=159.922,7

.923 Психологические типы. Психология личности. Индивидуальность. Личность. Психология характера. Характерология. Типы личностей

.2 Развитие личности.'Самосознание. Идентич­ность личности

.3 Характер..Черты характера. Психограмма

.4 Темпераменты (сангвинический, холеричес­кий, флегматический, меланхолический)

.5 Формирование личности.924 Гениальность

.925 Внешнее выражение пеихйк-и -(в мимике и пантомимике, голосе, походке и т. д.; физио­гномика,, френология, измерение черепа, графология)

.928 Различные видь! одаренности. Особые спо­собности и склонности

.929 Биопсихология. Сравнительная психология -> '591-51 Психология животных. Инстинкт

159.93 Сенсорные процессы. Ощущения. Вос­приятия

Э31/.936 Ощущения (зритёлЬйые, слухо'вые, гобоня-; •, т-ельные, вкусовые, кожные, проприоцептив-ные и др.)

.,-* £12.84/88 Зрение, рлух. Обоняние. Вкус. Тактильная чувствительность и т. д.

.937 Восприятия. Восприятие цвета, пространст­ва и расстояния, величины, формы и место-' нахождения предметоё, времени, движения. 'Синестезия

.933, Пшхрф-изика. Количественная леихология,, Психофизика раздражения. Психометрия^ Психохронбметрия. 'Время реакции

!59.94 Эффекторные функции

.942 Эмоциональность. Эмоции и чувства

.943 Стремления. Двигательные функции. Поступ--'ки, рефлексы', инстинкты, навыки, привычки

.944; Работоспособность. Утомляемость:' Кривые • работоспособности

.946 Частные двигательные функции (ходьба1, бег, речь,.пение, немота, чтение, письмо, рисо­вание)

.947 Волевые процессы. Воля

-2 Свобода б.оли. Обдумывание.,, Принятие 'решения. Ответственность. Волевое реше­ние. Детерминация

:Э.947.3 Произвольные Действия человека. Самодис­циплина

.5 Намерения. Мотивы. Желания ' 59.95 Высшие психические процессы

.952 Внимание. Выбор объекта. Интересы: Изме­нения внимания. Ясность и сила, широта и деятельность процессов внимания. Невнима­тельность

.953 Память. Забывание. Ошибки и провалы памяти. Обучение. Мнемотехника

.954 Воображение. Фантазия


.955 Мышление. Представления. Формирование идей и понятий. Абстрагирование. Отбор представлений. Сравнение. Размышления. Рефлексия. Суждения. Умозаключения. Индукция. Дедукция

.956 Интуиция

159.96 Особые психические состояния, явления и процессы

.961 Парапсихология

Сюда относятся, документы о необычных и «таинственных» явлениях и состояниях психики и их научном объяснении: иллкззии, галлюцинации; телепатические- явления, чтение мыслей, внушение на расстоянии, ясновидение, пророчества; психологические аспекты спиритизма, магии и других форм оккультизма, учения йогов и т. д.

-»-'13:; Философское учение о духе, сознании, и мышленииj Оккультизм

.962 Гипнотизм. Самогипноз. Внушение. Самовну-,.. шение. Аутогенная тренировка,

,963 Психология сна. Сон и бодрствование. Сновидения. Летаргический сон. Лунатизм (сомнамбулизм)

.964 Глубинная Психология.'Бессознательное и подсознательное. Соотношение сознательг ного и.бессознательного

.2 Психоанализ. Объяснение; психических-про--

цессов.,/Побуждения. Комплексы

159.98 Психотехника

159.99 Прочие вопросы психологии

Научные работники-психологи и пре­подаватели психологии ориентируются на классификацию психологических специ­альностей' ВАК; РФ. Она претерпела ряд изменений за последние годы и включает в себя только те психологические отрасли, которые представлены соответствующим числом специалистов, высшей квалифика­ции и, получили развитие в • кашей стране,; Министерством общего и профессио­нального образования РФ принят перечень специализаций по специальности 020400. «Психология», в которую входит 1.4 отрас­лей:

1. Общая психология

2. ПСИХОЛОГИЯ; ЛИЧНОСТИ;

3. Социальная психология

4. Политическая психология

5. Психология менеджмента

6. Организационная психология

7. Юридическая психология

8. Психология труда и инженерная
психология

9. Клиническая (медицинская) психо­
логия



1. ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА




10. Психофизиология

11. Специальная психология

12. Психология развития и возрастная
психология

13. Педагогическая психология

14. Психологическое консультирование
Психология — молодая наука, которая

находится в постоянном развитии. Про­цессы дифференциации и интеграции пси­хологического знания приводят к возник­новению новых отраслей, направлений, проблемных областей.

Современное состояние психологичес­кой науки иллюстрирует классификация психологических отраслей, принятая орга­низаторами XXYI Международного психо­логического конгресса, состоявшегося 16—21 августа 1996 г. в Монреале (Канада).

Список включал следующие категории (даны без подкатегорий. — Примеч. ред.)'. 1.0 История и теория; 2.0 Методы иссле­дования и статистика; 3.0 Поведение жи­вотных; 4.0 Сенсорные и моторные про­цессы; 5.0 Внимание и восприятие; 6.0 Нейронауки; 7.0 Нейропсихология; 8.0 Эмоции и мотивация; 9.0 Обусловли­вание и научение; 10.0 Память и познание; 11.0 Язык, речь и общение; 12.0 Когнитив­ная наука и интеллектуальные системы; 13.0 Человеческий фактор и эргономика; 14.0 Стадии развития; 15.0 Процессы развития; 16.0 Психология образования; 17.0 Личностные процессы и надиндиви-дуальные различия; 18.0 Социальная психология; 19.0 Социальные проблемы; 20.0 Половые различия; 21.0 Психология и право; 22.0 Кросскультурная психология; 23.0 Политическая психология; 24.0 Кли­ническая и консультационная психология; 25.0 Психология здоровья; 26.0 Индустри­альная и организационная психология; 27.0 Психология среды; 28.0 Психология как научная дисциплина.

Внутри каждой категории существует группа от 3 до 10 более мелких отраслей (но не менее важных). Например, катего­рия 28.0 включает: преподавание психоло­гии, этику психологии, организационные проблемы, отношение психологии к дру­гим наукам, развитие психологии в разных странах.

Психология обладает огромным арсе­налом теоретических, эмпирических,


интерпретационных методов, методик и методических подходов. Основные из них представлены в главах этого руководства, в которых рассматриваются отдельные предметы исследования. Интересующихся методами психологического исследования отсылаем к вышедшей в нашем издатель­стве книге В.Н. Дружинина «Эксперимен­тальная психология» [6].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: