С тех пор как немецкий философ Христиан Вольф (1679—1754) ввел в научный обиход термин «психология», прошло более двухсот лет, сопровождавшихся ее становлением, кризисами, научными революциями; в системе знаний и методов «науки о душе».
Психологию трактовали как науку о субъективном опыте, сознании, поведении и т. д. При этом считалось, что доподлинно известно, что такое «непосредственный субъективный опыт», «'сознание», «поведение». Наиболее распространенным и ненаучным является тавтологичное определение: «психология — наука о психике». Это — «определение, которого стыдятся». Следует утешиться лишь тем, что до настоящего времени не предложено ничего лучшего. По крайней мере в этом определении фиксируется, что существует некая особая реальность, отличная от прочих видов реальности, которая может быть изучена-с помощью научных методов.
Во-первых, мало кто из взрослых людей сомневается в наличии у себя субъективной-реальности: переживаний, чувств, мыслей, снов; Она периодически демонстрирует свое отличие от реальности объек-* тивной: в неадекватности отражения, в снах, иллюзиях, галлюцинациях и т. д.
|
|
Во-вторых, наблюдая за поведением других людей, своим, живых существ, а также движениями неодушевленных предметов, человек бессознательно выделяет то общее, что «сближает» его с окружающим миром, а именно — одушевленность.
В-третьих, не может не вызывать удивн ления разнообразие в особенностях и'мотивах поведения людей, их характеров, привычек, способностей. Наличие психики как реальности, детерминирующей поведение индивида, особенно проявляется при психических расстройствах, травмах центральной нервной системы и сомати-
ческих болезнях, ведущих к изменению «состояний сознания».
Но един ли и монолитен класс явлений, которые по традиции подлежат психологическому изучению?
Рискну высказать предположение: такого единства нет. Его нет, даже если мы будем опираться только на феноменологию,.; Одно дело, когда мы ведем речь о субъективной реальности,' данной только самому субъекту и никому более (об ощущении красного цвета, о вкусе ухи ил hi переживании мыслей о смерти и бессмертии). Другое дело, когда речь идет о фиксации и изучении причин внешнего поведения других людей: мы лишь условно можем считать, что это поведение объясняется особенностями их «субъективной реальности», сходной и отличной от-субъективной реальности исследователя. После открытий французских психиатров конца XIX чв., которые теоретически осмыслил 3. Фрейд, мы не вправе считать, что осознаваемая субъективная реальность исчерпывает собой всю психику, поскольку существуют области подсознательного и бессознательного. Для объяснения происходящих там процессов можно применить систему традиционных для психологии сознания;понятий (образ,.эмоция, влечение и т, д.).
|
|
После работ Э. Кречмера и особенно У. Шелдона стало ясно, что существует едина» детерминация характерологических, и физиологических особенностей индивида, которая определяется индивидуальной конституцией. Понятие «конституциональные особенности психики» не нуждается в представлении о субъективной реальности исследуемого индивида (так-же как и вся Чертографическая парадигма исследования личности). Таким образом, можно выделить по крайней мере несколько областей реальности, взаимосвязанных друг с другом, но различных по своей природе:' осознаваемая субъективная реаль-
1. ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА
ность, бессознательные процессы, структура индивидуальных психических свойств, внешнее наблюдаемое поведение, которые в той или иной мере важны для психологов в качестве предметов изучения.
Не все в поведении индивида детерминировано психикой: прыжок в длину зависит не только от адекватного восприятия ситуации, мотивации, опыта и способностей, но и от телосложения (например, длины ног прыгуна), величины земного тяготения и других факторов; траектория и скорость движения обусловлены физиологическими и физическими факторами.
Признавая самостоятельность за наукой психологией, мы должны признать и самостоятельную онтологию — природу психики (Я.А. Пономарев). Если психика имеет собственную онтологию, т. е. является объектом, она может быть предметом изучения не только психологии, но и других наук. Следует, по-видимому, различать науки, изучающие психику, от психологии как таковой. Психика может исследоваться физиологическими методами (психофизиология), методами герменевтики (понимающая психология), языкознания и культурологии, математическими методами. Не исключено, что вскоре с помощью физических методов будут изучаться психические сознательные и бессознательные процессы.
В начале XX в. стало ясно, что психолог изучает психику путем исследования индивидуального и группового поведения в изменяющихся ситуациях с применением субъективной интерпретации детерминант этого поведения. Объективное наблюдение и поведенческий эксперимент в сочетании с методом субъективной интерпретации в терминах «состояний сознания» до сих пор остаются главными орудиями психологического научного познания. На сегодняшний день приборное физическое исследование психической реальности невозможно; психология остается центральной наукой, изучающей психику человека и высших животных. Наличие такого феномена, как внутренняя душевная жизнь, не оставляет сомнений в том, что психология как наука является и должна быть самостоятельной.
У. Джемс, основоположник функционального подхода к изучению психики и
предтеча бихевиоризма, считал, что психика служит целям адаптации индивида в окружающем мире и, следовательно, отражает объективную реальность (внешний мир и внутренние состояния организма) и регулирует индивидуальное поведение [4]. Со времен Джемса основными функциями психики считают когнитивную и регулятивную. Позже ряд авторов, в частности Б.Ф. Ломов, дополнили этот список коммуникативной функцией, обеспечивающей взаимодействие двух индивидов, обладающих психикой [8].
Ряд поведенческих проявлений человека по своей природе неадаптивны и даже дезадаптивны. Неадаптивность творческого поведения была очевидной для многих исследователей (как психологов, так и философов). Я.А. Пономарев дополнил список функций психического творческой активностью, которая ведет к созданию новой реальности, выходящей за рамки уже существующего [12].
|
|
Научная психология включает на сегодняшний день собственно фундаментальную психологию как самостоятельную научную дисциплину, а также прикладную психологию, базирующуюся на*ее достижениях. От научной психологии следует отличать обыденную психологию как систему донаучных, житейских знаний о психических явлениях и детерминантах поведения человека, а также совокупность психологических знаний, включенных в систему знаний других научных дисциплин и прикладных отраслей. Фундаментальная научная психология тесно взаимодействует с обыденной психологией: достаточно сказать, что на первых порах почти весь терминологический минимум психологической науки был взят из естественного языка. Научная психология сегодня обогащает обыденную психологию новыми терминами и знаниями: понятия «экстраверсия», «инсайт», «сублимация», «уровень притязаний» вошли в повседневную речь.
Практическая психология отчасти остается искусством, отчасти базируется на прикладной психологии как системе знаний и научно обоснованных методов решения практических задач.
В последние годы из-за возросшего интереса общества к психологическому
1.2. Место психологии в системе наук
знанию возникла новая сфера: так называемая «поп-психология». По мнению М. Гриффитса, ее можно обозначить как: «упрощенная психология», «неакадемичес-кая психология», «психология для массового читателя». Психология стала частью культуры, в том числе — массовой культуры. От развития средств массовой коммуникации неотделим расцвет «поп-психологии». Кроме того, рекомендации «поп-психологов» адресованы любому человеку и используются в повседневной жизни. «Поп-психологию» не следует путать с популяризацией научных психологических знаний. В основном это — элемент идеологии общества потребления, эрзац-знания, обоснованность которых не ясна. Названия книг «Как достичь успеха в жизни», «Как женщине не остаться одинокой», «Не давите мне на психику», «Сила ума» говорят сами за себя.
|
|
К сожалению, научная психология вынуждена сегодня вести «войну на два фронта*: против оккультного знания (астрологической психологии, хиромантии и т. д.) и поп-психологии, вульгаризирующей и искажающей результаты научных исследований.