Практическое значение изучения латерализации психических функций

Представленные факты, концепции, результаты исследований развития асим­метрии психических функций человека, тесно связанной с развитием латерализа­ции мозга, свидетельствуют об очевидной необходимости организации системы обу­чения, воспитания, условий труда и быта с учетов особенностей психической орга­низации людей. В большей степени это касается левшей, живущих в мире правшей.

Воспитание и обучение детей-левшей. В большинстве работ, посвященных вопросу воспитания и обучения детей-левшей, внимание концентрируется на приспособ­лении леворуких детей к традиционным методикам обучения и воспитания. Однако в последнее время появились исследова­ния, указывающие на необходимость учета и других проявлений левшества — сенсор­ного, моторного, когнитивного. Много работ направлено на анализ нецелесо­образности и даже недопустимости пере­учивания леворуких детей. В большинстве случаев переучивание леворуких детей приводит к нарушениям психического раз­вития, возникновению трудностей в обу­чении и даже вызывает невротические и соматические расстройства.

В работах М.А. Матовой [1987] было показано, что левые асимметрии слуха и зрения коррелируют с уровнем вербаль­ного и невербального мышления, а пока­затели продуктивности доминантности левого уха связаны с уровнем кратковре­менной памяти на невербальные стимулы. Автор предлагает учитывать разные про­фили функциональной асимметрии, обус­ловливающие развитие различных способ­ностей, для индивидуализации программ школьного и профессионального обуче­ния.

По оценкам А.В.Семенович [1991], 70% детей, испытывающих сложности в школьном обучении, являются левшами. Трудности в освоении письма, особенности мышления, эмоциональная неустойчи­вость настоятельно требуют психолого-педагогического сопровождения в обуче­нии и воспитании детей-левшей.



2. ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ




В США и Великобритании давно отка­зались от переучивания детей-левшей. Там выросло уже несколько поколений лево-руких людей, не испытывающих дискри­минации по признаку рукости.

В России положение левшей стало из­меняться, хотя и медленно. Психологам, физиологам предстоит приложить еще много усилий для создания полноценных условий обучения и воспитания левшей, что в полной мере относится и к правшам.

Профессиональная ориентация и отбор. Профессиональная ориентация — это учет профиля функциональной асимметрии при выборе профессии и подготовке к ней. Идеальной была бы ситуация, в которой при оценке профиля асимметрии предла­гается ряд рекомендуемых деятельностей, где можно достичь высоких результатов, сохранив психическое и соматическое здо­ровье, и профессий, не соответствующих индивидуальной организации человека, где высока вероятность возникновения заболеваний и низка вероятность дости­жения успеха.

Приведем пример, связанный с про­фессией летчика. Современный самолет -очень сложноорганизованная система управления, ориентированная на правшей. Из числа претендентов на зачисление в летное училище число левшей, не прошед­ших медицинскую комиссию, преоблада­ет. В процессе обучения и последующей работы происходит естественный отбор левшей. Среди них много курсантов, до­пускавших предаварийные ситуации, у большого количества наблюдается разви­вающийся неврастенический синдром. Достоверно высок процент леворуких сре­ди погибших летчиков. У левшей часты ошибки в определении направления полета, больше ошибок при восприятии информации на приборах. Случаются зеркальные восприятия и моторные персеверации, когда летчик путает, какой двигатель он должен включить: правый или левый. Проявления левшества рук, зрения и слуха сопряжены с ухудшением качества деятельности. Такие летчики пло­хо осваивают новые задания, новые типы самолетов, у них часто возникают аварий­ные ситуации. Наблюдается появление пространственных иллюзий, ошибки в


восприятии пространства и пространст­венного положения машины (цит. по: [Доброхотова, Брагина, 1994]).

В работах Т.К. Чернаенко и Б.В. Бли­нова [1988] было показано, что профили асимметрии у руководителей полетов в гражданской авиации сопряжены с различ­ными стилями руководства. Авторы пред­лагают модифицировать систему психо­диагностики и профотбора с учетом индивидуальных профилей асимметрии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: