В 1969 г. А. Коллинз и М. Квилиан предложили модель семантической памяти, представляющей собой сеть, узлы которой суть концепты. В каждом узле хранятся признаки, характеризующие данный класс, а связи между узлами объединены по типам «включения» и «часть—целое». Предполагалось, что механизмом работы семантической памяти является распространяющаяся по сети активация. Авторы ввели понятие дистанции: чем ближе находятся друг к другу понятия, тем теснее связаны узлы. Дистанцией определяется уровень активации других узлов, по мере удаления от узла активация падает и происходит затухание силы воздействия данного концепта.
В терминах семантических сетевых моделей описано много эффектов, прежде всего эффекты облегчения переработки последующей информации в пределах 250 мс. Однако нерешенными остались следующие проблемы: 1) где локализована семантическая переработка и 2) если сила активации определяется только дистанцией, то как объяснить принципиальную нестабильность в функционировании когнитивной системы?
3.4.4. Память и организация знаний. От модулей переработки к модусам репрезентации
Понятие репрезентации. Два вида репрезентаций
Мы видели, что сетевая модель памяти не позволяет ответить на вопрос, почему некоторые знания актуализируются быст-
7 Современная психология
ро и без труда, тогда как другие знания требуют для своей актуализации усилий, не всегда приводящих к желаемому результату (феномен «на кончике языка»). Была высказана идея, что моделирования работы памяти в виде статичных и неизменных модулей недостаточно, так как переработка, сохранение и воспроизведение информации происходят в соответствии с целями, стоящими перед индивидом.
Ж.-Фр. Ле Ни ввел понятие репрезентации, с помощью которого удалось зафиксировать одновременно структурную стабильность и динамичность знаний. Он различал репрезентации-типы и временные репрезентации. Первые составляют основу наших знаний о мире и имеют пропозициональную структуру. Вторые суть формы, в которых проявляется знание применительно к данной ситуации. Сходную дихотомию предлагает Ж.-Фр. Ришар [45]: он различает собственно знания и текущие репрезентации. Последние являются частью долговременной памяти и отвечают за отражение ситуации, связанной с выполняемой деятельностью.
Структура постоянных репрезентаций вДП '
Одни авторы полагают, что существует единый формат хранения для всех знаний. Разработаны разные модели, дающие представления о том, как соотносятся между собой различные компоненты знания (концепты, категории, признаки). В самом общем виде можно выделить два класса моделей: 1) модели сети, разрабатываемые в основном в коннекционизме, и 2) таксономические модели.
Сторонники коннекционистского подхода исходят из того, что элемент сети представляет собой гомогенную единицу, а адекватным описанием структуры знания является сеть, в которой различные компоненты, неразличимые с логической точки зрения, отличаются только числом и характером связей с другими компонентами. Аргумент в пользу такого моделирования — наше незнание того, что является компонентом, а на основе результатов запоминания и иррадиации «знаний»
3. ПОЗНАНИЕ И ОБЩЕНИЕ
мы можем судить только о связях. Эти связи позволяют построить пропозициональные сети с заданными заранее операциями (часть чего-то является предикатом и т.д.). С помощью коннекционистских моделей удается показать (например, [41]), что вклад отдельных компонентов при определении категории не является стабильным, он изменяется в зависимости от того, какие еще компоненты использует испытуемый при выполнении задач.
В класс таксономических моделей входит множество теорий, отличающихся прежде всего пониманием того, что есть признак и каковы правила организации признаков в таксономии (включение в класс, часть—целое и т. д.). Например, Э. Шобен и Л. Рипс (1973) выделили дефинитивные и характеристические признаки.
С именем Э. Рош связывают появление двух важный понятий, определивших экспериментальное изучение структуры знаний в течение последние 20 лет: понятия базового уровня и типичности. Согласно Рош, базовый уровень — промежуточный уровень абстракции, спонтанно актуализируемый испытуемыми при выполнении широкого класса когнитивных задач. Под типичностью она понимала самый репрезентативный пример на базовом уровне абстракции. Было получено много экспериментальных подтверждений негомогенности таксономической структуры категорий и наличия в этой структуре предпочтительных уровней абстракции. На этом уровне абстракции находятся самые репрезентативные примеры категории, названные прототипами. Переработка на этом уровне происходит эффективней, прототипы легче называются и визуализируются, лучше запоминаются. Таким образом, было доказано, что в ментальном пространстве нарушается евклидова метрика: при сравнении двух объектов существенным для результата оценивания является то, что испытуемый выбирает в качестве точки референции. Если в качестве точки референции используется прототип, то объекты «притягиваются» к нему. Следовательно, можно сказать, что прототипы оказывают максимальное интерферирующее действие на объекты, принадлежащие
к той же категории. К аналогичным выводам пришла Фр. Кордье [25]. В ее работе приводятся данные экспериментов, в которых испытуемые сопоставляли различные примеры, принадлежащие к одной и той же категории. Оказалось, что расстояние от типичного примера к нетипичноv меньше, чем от нетипичного к типичном" Другими словами, процедура, обратима -с логической точки зрения, необратима; психологической.
В экспериментах Д. Дюбуа с соавт. [2~ показано, что эффективность называни-рисунков (животных) — отнесения их к ка -кой-либо категории — зависит от степени типичности изображенных на них животных, и прежде всего — от перцептивных черт, несущественных с точки зрения категоризации этих черт.
Можно выделить класс теорий, в которых допускается существование двух форм репрезентации, принципиально несводимых друг к другу. Наибольшее распространение получила дихотомия пропозициональной и аналоговой формы.
Классической является модель А. Пай-вио [24] — модель двойного кодирования Постулируется, что вербальные и невербальные символические системы функционируют разными способами. Выделень две системы: система вербальной и образной репрезентации. Единицами вербальной репрезентации являются логогень: (Дж. Мортон) — «похожие на слова сущности, включающие визуальные и фонематические признаки» [24, с. 6]. Невербальная система работает при помощи имагенов, которые «кодируют модально-специфическую информацию о невербальном, перцептивном и сенсорно-моторном опыте» [там же]. В невербальной системе объекты хранятся как интегративные, континуальные, холистические репрезентанты. которые «не могут быть легко разделены на отдельные элементы». Согласно теории двойного кодирования, логогены и имаге-ны работают на 3 уровнях (см. приложение).
На первом (низшем) уровне — процессах репрезентации — логогены и имагены активируются соответствующими объектами или словами. Они управляются физическими характеристиками слов и объектов.
3.4. Психология памяти: процессы, формы, виды, типы и механизмы
Психологическим коррелятом этих процессов является знакомость. На втором уровне — референции — логогены и има-гены взаимно активируют друг друга. Этому уровню соответствует задача «представить слово» или «назвать картинку». И наконец, на третьем -- ассоциативном — уровне происходит активация одних логогенов посредством других и одних имагенов — посредством других. Это — система репрезентации абстрактных слов и сложных пространственных образов. На этом уровне кодирования нет прямого перехода между логогенами и имагенами.
Теория двойного кодирования нашла широкое экспериментальное подтверждение. Например, она объясняет, почему процесс когнитивной переработки тех явлений, для которых не удается найти образных аналогов, отличается от переработки высокообразных событий. По данным Л. Ларошель и др. (цит. по: [25]), выполнение задачи категоризации на плохо визуализируемом материале приводит к тому, что начинают доминировать абстрактные характеристики объектов.
Согласно этой модели, продуктивность запоминания повышается в том случае, если информация имеет двойную форму кодирования. Образная память имеет большую стойкость по сравнению с вербальной памятью. Преимущества образной памяти особенно проявляются в тестах на узнавание (по сравнению с воспроизведением — непосредственным и отсроченным). В частности, при разработке большинства мнемоник используется образный код для повышения продуктивности запоминания.
По данным Д. Хэнги [29], который оценивал по специальному опроснику индивидуальные различия в способности к «воображению», хорошие имажинаторы уже на ранних ступенях процесса переработки информации предпочитают стратегии визуального кодирования — и это способствует лучшему сохранению информации о событиях в реальной жизни.
Декларативная и процедурная память
Ж.-Фр. Ришар [45], исследуя природу функционирования знаний, обратил внимание на то, что одни и те же «концепту-
альные знания» изменяются в зависимости от того, стоит ли перед испытуемым задача понимания смысла текста или формирования программы действий (автор называет последнее партикуляризацией). Поэтому он предлагает при анализе репрезентаций использовать следующую схему:
Концептуальные репрезентации конституируют наше знание о мире и выражаются при помощи предикативной структуры языка.
Образные репрезентации отражают пространственные характеристики: формы объектов, их относительный размер и положения, их ориентации.
Репрезентации, связанные с действием, — это наше знание о действиях. В последнем можно выделить два аспекта: первый - семантический — позволяет понять значение действия и выражается посредством языка. Второй аспект непосредственно связан с исполнением действия, направляет и контролирует его.
Первые два типа репрезентаций могут быть отнесены к декларативным знаниям, третий — к процедурным.
Впервые деление на процедурную и декларативную память было описано К. Кохеном с соавт. (цит по: [46]) в терминах «знать что» и «знать как». Исследователи обратили внимание, что некоторые больные амнезией имели трудности в припоминании и узнавании, но могли выполнять довольно сложные когнитивные задачи. Затем это деление на процедурное и декларативное знание получило экспериментальное подтверждение при обследовании здоровых людей. Предполагается, что процедурное знание направляется автоматизмами, мало осознается и трудно вербализуется. Для актуализации декларативного знания требуется осознание, и оно чувствительно к аттенционным нагрузкам.
Оба вида знания участвуют в процессе когнитивной переработки. Декларативное знание может переходить в процедурное по мере его автоматизации. По мнению К. Хигби [32], этот же переход мы наблюдаем в процессе обучения мнемоникам: сначала любая мнемоника является декларативным знанием, а по мере ее упрочения и автоматизации — процедурным [там же, с. 418].
7*
3. ПОЗНАНИЕ И ОБЩЕНИЕ
Есть нейропсихологические обоснования правомерности выделения данных форм памяти: по данным Л. Сквайера [52], при болезни Паркинсона наблюдается патология в когнитивных навыках, но сохранным остается воспроизведение и узнавание, тогда как при болезни Альц-хаймера — наоборот. П. Хертель и соавт. [31] обратили внимание, что у депрессивных пациентов ухудшается только декларативная память (продуктивность процедурной сохраняется). Авторы объясняют этот феномен нежеланием больных использовать когнитивные стратегии, необходимые для выполнения задач на декларативную память.
Против выделения двух видов памяти — основанной на знании «ЧТО» и «КАК» -возражает И. Хоффманн [34]. Он полагает, что это деление основано на ошибочном представлении о когнитивном процессе, согласно которому сначала имеет место восприятия, а затем — действие. «Переработка раздражителя и подготовка реакции понимаются как непосредственно связанные и протекающие параллельно процессы». И далее: «...эта тесная переплетенность между определением тождества стимулов и подготовкой подходящего к ним поведения говорит против их реализации в отдельных друг от друга репрезентациях» [там же, с. 255]. Автор разрабатывает модель механизмов антиципации, управляющих поведением. Согласно этой модели, знание хранится в форме связи между следующими компонентами: состоянием, конечным состоянием, необходимым поведенческим актом и результатом этого поведения, т. е. в форме, которая указывает на то, «какие классы изменений могут быть осуществлены для каждого класса ситуаций посредством тех или иных классов поведенческих актов» [там же, с. 261] (см. приложение).
Опосредствованная и непосредственная, произвольная и непроизвольная память
В отечественной психологии с 60-х гг. изучалась роль мнемических средств в организации и функционировании мнеми-ческой системы. А.А. Смирнов [15], рас-
сматривая генезис мнемической функции, подчеркивал роль внешних опор запоминания. Термины «внешне и внутренне опосредствованная память» были введены А.Н.Леонтьевым [11] для описания процесса «вращивания» знаковых средств при запоминании. Исследования В.Я. Ляудис [12] показали, что в процессе развития памяти детей знаки сначала используются для обозначения и внешней регуляции внутреннего плана представлений, а затем они интериоризируются и начинают выполнять регуляторную функцию в процессах запоминания и припоминания.
П.И. Зинченко [8] провел серию экспериментов, направленных на изучение произвольного и непроизвольного запоминания. Автор сравнивал продуктивность непроизвольного запоминания одного и того же материала в зависимости от того, какое место занимает этот материал в структуре деятельности (мотив, цель, способ выполнения деятельности). Был получен убедительный результат: материал, связанный с целью, запоминается лучше по сравнению с материалом, связанным с условиями достижения цели; фоновые раздражители запоминались хуже всего.
Автор исследовал особенности запоминания в зависимости от того, насколько активной и содержательной была та мыслительная работа, «внутри которой осуществлялось запоминание». Испытуемым давалась задача механически запомнить слова или найти смысловую связь между ними. Было показано, что чем более осмысливалось содержание слов и чем больше требовалось активности при этом осмысливании, тем лучше запоминались слова.
Имплицитная и эксплицитная память
Впервые эффект имплицитного научения был получен Э. Ребером в 1967 г. (цит. по: [47]): он предлагал испытуемым автомат, который работал по сложной программе. Эту программу, названную «грамматикой», испытуемые имплицитно усваивали, не зная о том, что такая программа существует. Имплицитная память — это память без осознания предмета запоминания, или бессознательная память. Осознаваемая
3.4. Психология памяти: процессы, формы, виды, типы и механизмы
память называется эксплицитной. Феномены имплицитной памяти были обнаружены не только при моторном научении, но и в широком классе задач, который используется в парадигме запечатления. Например, К. Левики (цит. по: [52]) предлагал испытуемым серию фотографий женщин с длинными и короткими волосами. Показ фотографий женщин с длинными волосами всегда сопровождался рассказом об их доброте. В тестовой серии участников эксперимента просили высказать суждение относительно «доброты» ранее не демонстрировавшейся фотографии женщины: испытуемый оценивал последнюю как добрую, если у нее были длинные волосы.
В 1984 г. П. Граф и Д. Шехтер описали больных амнезией, которые были способны к имплицитному научению, но имели серьезные нарушения в эксплицитной памяти.
Действие имплицитной памяти проявляется в спонтанном отнесении примера к прототипу, в классификации объектов согласно имплицитно усвоенному основанию и др. След имплицитной памяти имеет большую силу по сравнению со следом эксплицитной памяти, но одновременно он и более уязвим. При изменении семантического контекста продуктивность действия имплицитной памяти резко снижается. В экспериментах Шехтера и Графа [49] был обнаружен новый феномен, а именно — модальной специфичности имплицитной памяти. Оказалось, что имплицитная память чувствительна к смене модальности, особенно при переходе от визуальной к слуховой, тогда как на продуктивность эксплицитной памяти смена модальности не влияет.
Чувствительность имплицитной памяти к модальности лежит в основе чувства знакоместа, описанного Л. Якоби. В работе К. Келли с соавт. [36] показано, что оценка стимулов как «знакомых» или «незнакомых» во многом базируется на этом чувстве знакомости, которое может быть неосознаваемым.
Эпизодическая и семантическая память
В 1962 г. Э. Тульвинг разделил ДП на эпизодическую и семантическую. Первая имеет темпоральные отметки, относится к
специфическим эпизодам, местам и событиям, вторая построена по типу тезауруса. Из-за того, что эпизодическая память «привязана» к событиям, она подвержена сильным конфузиям, если ее содержание осталось невключенным в семантическую память.