В 1976 г. Д. Робинсон ввел понятие автобиографической памяти (цит. по: [45]). Автобиографическая память представляет собой сложные ментальные репрезентации сцен, категорий и пр., имеющих личное отношение к индивиду. Автобиографическая память является частью эпизодической памяти. X. Нигро и П. Райссер (цит. по: [30]) обнаружили, что человек может припоминать события о собственных переживаниях, принимая позицию стороннего наблюдателя (observer memories) или помещая себя внутрь сцены (field memories). Содержание припоминания дается с разных точек зрения: в первом случае испытуемый «парит» над сценой, во втором — находится в ней.
Метапамять
Метапамятью называется память о своей памяти. Понятие метапамяти было введено У. Шнейдером (цит. по: [21]) как знание о процессах, относящихся к памяти. Т. Бэо-ринг и соавт. [21] разработали опросник, позволяющий осуществлять шкальные оценки метапамяти. На основе анализа развития метапамяти в процессе онтогенеза авторы делают вывод о том, что с возрастом улучшается знание об эффективных стратегиях индивидуального запоминания и особенно об условиях их применения. Ю. Бреденкамп [23], указывая на большие методические сложности прямой оценки метапамяти, предлагает косвенный подход: в качестве стимульного материала используется ряд картинок, где изображены дети, испытывающие «трудности в обучении». Испытуемых просят проранжировать эти трудности или попарно оценить. Эти косвенные оценки, по мнению автора,
|
|
3. ПОЗНАНИЕ И ОБЩЕНИЕ
Список литературы |
ЭПИЗОДИЧЕСКАЯ |
Биографическая информация |
Информация контекстуально - зависимая |
обладают большей прогностичной силой.
Согласно модели двойного кодирования А. Пайвио, рефлексивное знание о памяти репрезентируется в двух системах переработки. В том случае, когда релевантные стимулы активируют метакогнитивное знание, последнее направляет когнитивную переработку.
При изложении материала мы придерживались рубрикации, принятой в современной психологии. Однако она не лишена недостатков. Прежде всего, многие феномены «памяти» могут быть отнесены сразу к «нескольким» видам памяти. В современной литературе активно обсуждается правомерность выделения тех или иных видов памяти, возможность их «слияния». Ниже приводится сокращенная таблица видов памяти, заимствованная из работы Ж.-Фр. Ламбера [39].
Первичная память Активная память |
Пропозициональная I Вербальная I КП/ДП I Эксплицитная |
Вторичная память Неактивная память
Имплицитная
Воспоминания |
Привычки
Припоминание (более или менее осознанное) |
Бессознательные автоматизмы
|
|
СЕМАНТИЧЕСКАЯ
Общая
Энциклопедическая
Информация контекстуально-независимая |
Лексическая
Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. М.: Прогресс, 1980.
Бернштейн Н.А. Психология движений и активность. М.: Наука, 1990.
Бреденкамп Ю. Связь различных инвариантных гипотез в области психологии памяти//Психол. журн. 1995. Т.16, № 3. С. 74-81.
Величковский Б.М., Каптелинин В.Н. Зрительные автоматизмы и эффект превосходства слова//Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1983, № 1. С. 42-58.
Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. М., 1982.
Гордеева Н.Д. Экспериментальная психология исполнительского действия. М.: Тривола, 1996.
Зинченко В.П., Величковский Б.М., Ву-четич Г. Г. Функциональная структура зрительной памяти. М., 1980.
Зинченко П,И. Непроизвольное запоминание. М., 1961.
Корж Н.Н. Влияние памяти на метрику сенсорного пространства//Исследования памяти/Под ред. Н.Н. Корж. М.: Наука, 1990. С. 80-89.
Лебедев А.Н. Память человека, ее механизмы и границы//Исследования памяти/Под ред. Н.Н. Корж. М.: Наука, 1990. С. 104-118.
Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1972.
Ляудис В.Я. Память в процессе развития.
М., |
1976.
Ошанин Д.А. Концепция оперативности отражения в инженерной и общей психологии// Инженерная психология: Теория, методология, практ. применение. М.: Наука, 1977. С. 134-148.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Просвещение, 1989.
Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. М., 1966.
Сол со Р. Л. Когнитивная психология. М.: Тривола, 1996.
Шемякин Н.Ф. Ориентация впространст-ве//Психологическая наука в СССР. М., 1959. Т. 1. С. 140-192.
Baddeley A. Working memory. Oxford, 1987.
Balota D.A., Duchek J.M. Noicespecific information and 20-second delayed-suffix effect// J. Exp. Psychol.: Learning, Memory and Cognition. 1986. V. 12, № 4. P. 509-516.
Bellezza Fr.S., Day J.C. The effects on visual Imagery of priming memory//J. Mental Imegary. 1986. V. 10, № 1. P. 9-26.
Beuhring Т., Кее D.W. Elaborative propensities during adolescence: the relationships among memory knowledge, strategy behaviour, and memory performance//lmagery and related mnemonic processes: Theories, individual differences, and applications/Eds. M. McDaniel, M. Pressley. N.Y., 1987. P. 257-273.
Bonnet C. Processus integratifs dans la perception et dans Ifaction//Cours de psychologie: Structures et activites. Paris, 1995. V. 5. P. 166-235.
Bredenkamp J. Gedachtniss//Sonder-druck aus Enzyklopedie der Psychologie. Serie 2. Kogni-tion. Gottingen: Hogrefe, 1996.
3.4. Психология памяти: процессы, формы, виды, типы и механизмы
Clark J.M., Paivio A. A dual coding per-spective on encoding processes//lmagery and related mnemonic processes: Theories, individual differences, and applications/Eds. M. McDaniel, M. Pressley. N.Y., 1987. P. 5-33.
Cordier Fr. Les representations cognitives privi-legiees: Typicalite et niveau de base. Lille: Univ. de Lille, 1993.
Denis M. Production de discours descriptifs et elaboration de cartes cognitives//Science et defence 91: Nouvelles advances scientifiques et techniques. Paris, 1991. V. 2. P. 341-353.
Dubois D., Denis M. Knowledge organization and instantiation of general terms in sentence comprehension//J. Exp. Psychol. 1988. V. 14, № 4. P. 604-611.
Eirich H. Automatische und kontrollierte Infor-mationsverarbeitung bei der Identifikation tachistocko-pisch dargebotener W6rter//Z. f. exp. u. angewandte Psych. 1984. Bd. 31, H. 2. S. 201-213.
Hanngi D. Differential aspects of visual short-and longterm memory/Eur. J. Cognitive Psychol. 1989. V. 1, № 4. P. 285-292.
Herrmann Th., Buhl H.-M., Schweizer K. Zur blickpunktbezogenen Wissensreprasentation: Der Rich-tungseffekt//Z. f. Psychol. 1995. H. 203. S. 1-23.
Hertel P., Hardin T. Remembering with and without awareness in a depressed mood: evidence of deficits in initiative//J. Exp.Psychol.: General. 1990. V. 119, № 1. P. 45-59.
Higbee K. Process mnemonics: principles, prospects, and problem//lmagery and related mnemonic processes: Theories, individual differences, and applications/Eds. M. McDaniel, M. Pressley. N.Y., 1987. P. 407-427.
Hoffmann J. Uber die Integration von Wissen in die Verhaltenssteuerung//Schweizerische Z. f. Psychol. 1990. Bd. 49, № 4. P. 250-265.
Hoffmann J. Vorhersage und Erkenntnis. Gottingen: Hogrefe, 1993.
Jahmke J.C., Davis S., Bower R.E. Position and order information in recognition memory// J. Exp.Psychol.: Learning, Memory and Cognition. 1989. V. 5. P. 859-867.
Kelly C., Jacoby L., Hollingdhead A. Direct versus indirect tests of memory for source: Judgments of modality/J. Exp.Psychol.: General. 1989. V. 15, № 6. P. 1101-1108.
Koppenaal L., Glanzer M. An examination of the continuous distracter task and the «longterm recency effect»//Memory and Cognition. 1990. V. 18, № 2. P. 183-194.
Kosslyn S.M., Flynn R.A., Amsterdam J.B., Wang G. Components of high-level vision: A cognitive
neuroscience analysis and accounts of neurological syndromes//Cognition. 1990. V. 34. P. 203-277.
Lambert J.-F. Systeme nerveux et activites men-tales//Cours de psychologie: structures et activites. Paris, 1995. V. 5. P. 237-395.
Lieury A. Memoire//Cours de psychologie: Pro-cessus et applications. Paris, 1995. V. 6. P. 181-208.
Mangold-AMwinn R. Flexibile Konzepte: Expe-rimente, Modelle, Simulationen. Saarbruken, 1995. P. 123.
Massaro D. Information processing models: Microscopes of the mind//Ann. Rev. Psychol. 1993. V. 44. P. 383-425.
|
|
Nakajima Y., Sato K. Distracter difficulty and the longterm recency effect//Amer. J. Psychol. 1989. V. 102, № 4. P. 511-521.
Nilsson L.-G., Cohen R.L., Nyberg L. Recall of enacted and nonenacted instructions compared: forgetting functions//Psychol. Res. 1989. V. 51. P. 188-193.
Richard J.-Fr., Richard Ar. Les bases des fonc-tionnements cognitifs//Cours de psychologie: Origines et bases. Paris, 1992. V. 1. P. 402-552.
Richard J.-Fr., Kekenbosch C. Les structures de connaissance//Cours de psychologie: Processus et applications. Paris, 1995. V. 6. P. 208-227.
Richard J.-Fr. Les apprentissages//Cours de psychologie: Processus et applications. Paris, 1995. V. 6. P. 227-250.
Roitblat H., Fersen L. von. Comparative cognition: representations and processes in learning and memory//Ann. Rev. Psychol. 1992. V. 43. P. 671-710.
Schacter D.L., Graf P, Modality specificity of implicit memory for new associations/A]. Exp. Psychol.: Learning, Memory and Cognition. 1989. V. 15, № 1. P. 3-12.
Sloman St.-A., Hayman C.A.G., Ohna N., Law J., Tulving E. Forgetting in primed fragment completion/A]. Exp. Psychol.: Learning, Memory and Cognition. 1988. V. 14, № 2. P. 223-239.
Snodgrass J.G. Feenan K. Priming effects in pictures fragment completion: support for the perceptual closure hypothesis//J. Exp. Psychol.: General. 1990. V. 119, № 3. P. 276-296.
Squire L.R., Knowlton В., Musen G. The structure and organisation of memory//Ann. Rev. Psychol. 1994. V. 44. P. 453-595.
Wagener-Wender M., Wender K.F. Die Insta-bilitat mentaler Reprasentationen raumlicher Bereiche// Vortrag gehalten beim 38. Kongress der Deutschen Gesellschaft fur Psychologie in Trier. Gottingen: Hogrefe, 1992. S. 357-358.
Raaijmakers F., Shiffrin R. Models for recall and recognition//Ann. Rev. Psychol. 1992. V. 43. P. 205-234.
3. ПОЗНАНИЕ И ОБЩЕНИЕ
Приложение
МОДЕЛИ ПАМЯТИ