Этот метод впервые описан Э. Торндай-ком в 1898 г. Феноменологически состоит в том, что в проблемной ситуации субъект для решения задачи применяет большой набор пробных действий, при этом происходит постепенное устранение неэффективных и закрепление действий, приводящих к достижению результата. Для изучения этой формы научения Торндайк разработал специальное устройство -«проблемный ящик» (problem box). Он полагал, что «слепые» пробы, ошибки и случайный успех, закрепляющий удачные пробы, составляют суть процесса научения у животных и человека. В настоящее время состав и порядок перебора пробных актов в ситуации научения методом проб и ошибок не считаются случайными. Субъект использует действия, сформированные в прошлом опыте, для решения новой для него задачи. Если эти действия оказываются неадекватными поставленной задаче, поведение выглядит хаотическим. Согласно представлениям, развитым Б.Ф. Скинне-ром [Skinner, 1984], научение путем проб и ошибок аналогично естественному от-
|
|
бору (см. разд. 3.5.4 «Законы и принципы научения», закон эффекта). Однако эта аналогия неполна, так как, если в процессах эволюции происхождение разнообразия генов объясняется, в частности, мутациями, остается неясным, что именно порождает разнообразие поведенческих актов, из которых происходит выбор.
Для того чтобы распространить представление о роли проб и ошибок в модификации внешне наблюдаемого поведения на скрытые, внутренние процессы, такие, как мышление, было введено представление о замещающих, «викарных», пробах и ошибках (vicarious trial and error — VTE). Предполагается, что этот феномен проявляется, например, в переборе возможных ходов при игре в шахматы.
Ограниченность представлений о научении, основанных на методе проб и ошибок, очевидна при рассмотрении таких феноменов, как инсайт, подражание, научение с одной попытки, научение, основанное на наблюдении.