Методы косвенного исследования семантики

В данном случае внимание сосредото­чено на том влиянии, которое оказывают процессы функционирования категориаль­ных структур на различные когнитивные процессы.

А. Сравнение порогов ощущения или субъективной длительности стимулов с раз­личной семантической нагрузкой. В самых простых психофизических экспериментах часто проявляются семантические эффекты. Так, например, в знаменитом исследова­нии Хауса и Соломона было продемонст­рировано, что чем выше частотность (дру­гими словами встречаемость, употреби-мость в языке) слова, тем ниже порог его восприятия. В другом исследовании испы­туемым предъявлялась последовательность знакомых и незнакомых символов. Хотя длительность экспозиции и тех, и других


 

3. ПОЗНАНИЕ И OBL.



была одинаковой (30 мс), незнакомые сти­мулы казалось звучали дольше, чем зна­комые. Было также показано, что пороги ощущения меняются для слов различной эмоциональной значимости (см. [Солсо, 1996]). К этой же группе можно отнести все эксперименты, в которых хронометри­руется время опознания или называния стимулов в зависимости от семантичес­кого контекста или преднастройки.

Б. Анализ группировки стимулов при полном воспроизведении списка слов явля­ется достаточно популярной методикой в семантических исследованиях. Испытуе­мому показывают список на вид бессвяз­ных слов, а затем он воспроизводит их в любом порядке. Следуя такой инструкции, испытуемый обычно воспроизводит слова, группируя их по семантическим призна­кам. Например, в классических экспери­ментах Бусфилда и Седжвика (см. [Солсо, 1996]) при воспроизведении названий птиц испытуемые вспоминали подряд слова «ястреб», «орел», «стервятник», а после короткой паузы «курица», «индюк», «утка». На основании протоколов воспроизве­дения с помощью ряда математических процедур «реконструируют» структуру соответствующего участка семантической памяти.

В. Сравнение успешности извлечения из памяти в зависимости от семантической обработки или предиастройки. Суть мето­дики состоит в том, что часть тестовых сти­мулов включаются в решение предвари­тельной задачи, такой, как дополнение слов, или воспроизведение категорий (ис­пытуемых просят назвать примеры таких категорий, как «мебель» или «птицы») или воспроизведение базовых знаний (испы­туемых просят ответить на ряд вопросов, например, «Что быстрее: заяц или Зем­ля?»). Через определенный интервал вре­мени неожиданно для испытуемых дается тест на воспроизведение или узнавание. Обычно семантическая обработка стиму­лов улучшает их запоминание и последую­щее извлечение из памяти. Цель исследо­вателей — сравнение позитивного влия­ния различных семантических задач.

Г. Хронометрирование времени принятия решений относительно лексического харак­тера стимула или истинности, или ложности


некоторых утверждений. Суть мето перед испытуемым ставится задача ел заключение о представленном матер Самая простая задача — принятие г ния о том, что было предъявлено — или не слово («задача лексического р ния»). Более сложным является вер кация простых утверждений, таких «собака — это животное».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: