В федеральных государственных образовательных стандартах общего образования подчеркивается, что в условиях реализации деятельностного подхода результаты общего образования должны быть связаны с личностным развитием и представлены в деятельностной форме. Так, в ФГОС определены следующие требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования[4]:
«личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и воспитанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности;
метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями;
|
|
предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира».
В ФГОС представлено, что должны отражать личностные и метапредметные результаты, а также предметные результаты освоения основной образовательной программы с учетом специфики содержания предметных областей.
Более конкретно и детально планируемые результаты, например, начального общего образования, изложены в книге «Планируемые результаты начального общего образования» под редакцией Г.С.Ковалевой и О.Б.Логиновой (М.:Просвещение, 2009. - 120 с.). Здесь представлены обобщенные планируемые междисциплинарные результаты (метапредметные и личностные), связанные с формированием универсальных учебных действий (УУД): личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных), а также обобщенные планируемые результаты освоения учебных программ по всем предметам начальной школы. Ценно то, что в этой книге даются примеры заданий базового и повышенного уровня, используемых при итоговой оценке достижения планируемых результатов освоения учебных программ по учебным предметам.
Таким образом, учитель при изучении результатов освоения детьми учебного предмета и определении эффективности своей педагогической деятельности ориентируется на личностные, метапредметные и предметные результаты, обозначенные в ФГОС общего образования, учитывая особенности детей и условия образовательного процесса.
Основные результаты обучения и воспитания характеризуются личностным, социальным, познавательным, коммуникативным развитием ребенка.