Одним из важнейших критериев, позволяющих определить эффективность педагогической работы учебного заведения, является уровень развития коллектива и отношений участников образовательного процесса. В психологии и педагогике разработаны показатели и методики, с помощью которых можно это сделать. Важнейшей характеристикой развития коллектива является социально-психологический климат в нем, изучение которого осуществляется по следующим показателям:
- удовлетворенность членов коллектива взаимоотношениями, процессом организации деятельности, руководством;
- преобладающее настроение;
- взаимопонимание руководителей и подчиненных, старших и младших, взрослых и детей;
- степень участия членов коллектива в управлении, уровень развития самоуправления;
- сплоченность, продуктивность совместной деятельности;
- чувство собственного достоинства у каждого члена коллектива, гордость за свой коллектив;
- защищенность всех членов коллектива.
Основной характеристикой развития коллектива является состояние взаимодействия его членов. В школе изучение взаимодействия участников образовательного процесса может производиться на нескольких уровнях: учитель — ученик, ученик — ученик, педагог — педагог, старший — младший, родитель — педагог, родитель — ученик, родитель — родитель. О развитии коллектива можно судить по уровню самоуправления в ученическом, педагогическом коллективах и во всей школе.
|
|
В этом разделе кратко охарактеризованы основные показатели развития коллектива для того, чтобы педагоги могли учесть их при разработке собственных методик изучения, при организации наблюдения, а также при описании состояния уровня развития коллектива как критерия эффективности воспитательной работы.
При диагностике коллектива необходимо помнить о многоаспектности этого явления и выбрать для исследования те показатели, которые в наибольшей мере важны для оценки эффективности воспитательной работы. Педагоги могут самостоятельно отобрать такие показатели и соответствующие им диагностические средства, например, методику «Наши отношения», предложенную в книге Л.М. Фридмана и др[7].