Между участниками педагогического процесса

Одним из важнейших критериев, позволяющих определить эффективность педагогической работы учебного заведения, является уровень развития коллектива и отношений участни­ков образовательного процесса. В психологии и педагогике раз­работаны показатели и методики, с помощью которых можно это сделать. Важнейшей характеристикой развития коллекти­ва является социально-психологический климат в нем, изуче­ние которого осуществляется по следующим показателям:

- удовлетворенность членов коллектива взаимоотношени­ями, процессом организации деятельности, руковод­ством;

- преобладающее настроение;

- взаимопонимание руководителей и подчиненных, стар­ших и младших, взрослых и детей;

- степень участия членов коллектива в управлении, уро­вень развития самоуправления;

- сплоченность, продуктивность совместной деятельности;

- чувство собственного достоинства у каждого члена кол­лектива, гордость за свой коллектив;

- защищенность всех членов коллектива.

Основной характеристикой развития коллектива является состояние взаимодействия его членов. В школе изучение взаи­модействия участников образовательного процесса может производиться на нескольких уровнях: учитель — ученик, ученик — ученик, педагог — пе­дагог, старший — младший, родитель — педагог, родитель — ученик, родитель — родитель. О развитии коллектива можно судить по уровню самоуправ­ления в ученическом, педагогическом коллективах и во всей школе.

В этом разделе кратко охарактеризованы основные показа­тели развития коллектива для того, чтобы педагоги могли учесть их при разработке собственных методик изучения, при организации наблюдения, а также при описании состояния уровня развития коллектива как критерия эффективности вос­питательной работы.

При диагностике коллектива необходимо помнить о многоаспектности этого явления и выбрать для исследования те по­казатели, которые в наибольшей мере важны для оценки эф­фективности воспитательной работы. Педагоги могут самосто­ятельно отобрать такие показатели и соответствующие им ди­агностические средства, например, методику «Наши отноше­ния», предложенную в книге Л.М. Фридмана и др[7].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: