Методика «Наши отношения»

Цель: выявить степень удовлетворенности учащихся различными сторонами жизни коллектива.

Проведение. Школьнику предлагается ознакомиться, например, с шестью утверждениями. Нужно записать номер того утверждения, которое больше всего совпадает с его мнением.

Например, для изучения дружбы, сплоченности или, наоборот, конфликтности может быть предложена серия утверждений:

1. Наш класс очень дружный и сплоченный.

2. Наш класс дружный.

3. В нашем классе нет ссор, и конфликтным наш класс назвать нельзя.

4. В нашем классе иногда бывают ссоры, но конфликтным наш класс назвать нельзя.

5. Наш класс недружный. Часто возникают ссоры.

6. Наш класс очень недружный. Трудно учиться в таком классе.

Другая серия утверждений позволяет выявить состояние взаимо­помощи (или ее отсутствие):

1. В нашем классе принято помогать без напоминания.

2. В нашем классе помощь оказывается только своим друзьям.

3. В нашем классе помогают только тогда, когда об этом просит сам ученик.

4. В нашем классе помощь оказывается только тогда, когда требу­ет учитель.

5. В нашем классе не принято помогать друг другу.

6. В нашем классе отказываются помогать друг другу.

Те суждения, которые отмечены большинством учащихся, свиде­тельствуют о состоянии взаимоотношений и атмосфере в коллекти­ве. В то же время мнение конкретного ученика показывает, как он себя ощущает в системе этих отношений.

Для того чтобы зафиксировать динамику развития школь­ного или первичного коллектива, целесообразно составить таб­лицу, в которую ежегодно следует заносить результаты диаг­ностики. Например, для условий школьного коллектива таб­лица может быть составлена следующим образом:

Таблица 4

Отслеживание результатов развития коллектива

Учреждения и взаимоотношений в нем

Показатели развития школьного коллектива (в скобках указаны методики изучения) 9 класс 11 класс
           
1. Число изолированных детей (социометрия)            
2. Количество детей (в %), которые оценили отношения в коллективе (методика «Наши отношения») баллами:            
3. Коэффициент развития ученического самоуправ­ления (методика М.И.Рожкова)            
4. Количество детей (в %), назвавших педагога примером для подражания (из анкеты для старшеклас­сников)            
5. Количество детей (в %), оценивающих отношения педагогов и учащихся (анкета для старшеклас­сников): — положительно — отрицательно            
6. Количество старшеклас­сников, участвующих в работе с младшими (анкета) и т. д.            

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: