Свободное целеполагание | Интегрированное целеполагание | Жёсткое целеполагание |
Поиск общих целей в процессе совместного интеллектуального общения взрослых и детей | Определение целей руководителями, педагогами | Определение целей руководителями, педагогами |
Учёт достигнутых результатов | Учёт планируемых результатов | Учёт планируемых результатов |
Ориентация на личные потребности | Ориентация на мотивы долга и учёт личных интересов | Ориентация на мотивы долга |
Коллективная разработка плана действий по реализации цели | Коллективная разработка действий по реализации цели | Программа действий задаётся руководителями, педагогами |
Для конкретных коллективов и условий их деятельности реальны все три типа целеполагания. Тип целеполагания зависит от особенностей объединения: возрастного, количественного и качественного состава участников планирования, длительности существования коллектива, доступности содержания деятельности, а также мастерства руководителя и педагогов. Безусловно, что наиболее эффективным является свободное целеполагание.
Во всех организованных объединениях на первом этапе общая цель, как правило, задаётся извне, организаторами работы или педагогами. Она является основой для объединения школьников в данную группу. Так, перед классом ставится общественно значимая цель: организация дежурства по школе. Но в дальнейшем возможен и важен переход от жёсткого к интегрированному, а затем и свободному целеполаганию.
Это будет зависеть от того, как создаются проблемные ситуации (ситуации творческого процесса) педагогами при целеполагании на последующих этапах организации дежурства по школе. Важно, чтобы в процессе целеполагания каждый смог в цели группы открыть для себя личностный смысл деятельности. А это зависит от того, как строится взаимодействие педагогов и учащихся в процессе целеполагающей деятельности: не на основе подавления, а на основе сотрудничества, партнерства взрослых и детей.