Алгоритм организации деятельности коллектива

Блок Индивидуальная деятельность Коллективная деятельность
Целеполагание Формирование положительной мотивации на участие в деятельности
Создание условий для осознания ребенком проблемы, которую можно решить, включившись в индивиду­альную деятельность по решению общих и личных задач Определение совместно педагогом и учащимися проблемы, которую можно решить, организовав коллективную деятельность
Определение целей деятельности
Создание условий для осознания каждым учеником личной значимой цели Коллективная разработка системы общих и индивидуальных целей дела
Проектирование ожидаемого результата деятельности
Определение перечня возможных личных достижений, планируемого вклада в общий результат Обсуждение ожидаемых по итогам деятельности коллектива изменений и ха­рактеристика результатов совместной работы
Планирование Определение содержания деятельности
Выделение основных направлений работы Характеристика оптимальных вре­менных границ деятельности на каждом этапе работы и в целом Графическое представление объема пред­стоящей деятельности и обозначение основ­ных участков работы
Определение способов деятельности и средств, необходимых для выполнения запланированных работ
Подбор способов реализации содер­жания деятельности Определение перечня необходимых для осуществления работы средств
Проведение работ Проектирование и регулирование сис­темы отношений в процессе деятельности
Характеристика своей позиции в деятельности, обозначение ведущих направлений взаимодейст­вия с другими участниками работы Графическое представление системы отно­шений, выделение ответственных на каждом участке работы, установление иерархиче­ских и субординационных связей между участниками
Совместная разработка правил взаимодействия
Выполнение индивидуальных действий, взаимодействие с другими участниками, согласно разработанным правилам и системе взаимоотношений Регулирование взаимодействия между уча­стниками деятельности в соответствии с особенностями возраста, пола, возможно­стями детей и позициями, занимаемыми воспитанниками в системе отношений
Анализ результатов деятельно­сти Самоанализ, выделение личного результата и достижений с учетом затраченных усилий Определение перспектив личностного роста на следующий этап деятельности Коллективный анализ выполненных работ Самоанализ каждым своего вклада в общий результат Определение направлений дальнейшей совместной деятельности
           

Подчеркнем, что во временном аспекте выделение этапов организации деятельности коллектива весьма условно, но логика их реализации не подлежит сомнению. Ее нарушение, исключение какого-либо этапа ведет к снижению эффективности совместной деятельности школьников, а порой вызывает ее отторжение.

В данном разделе представлен обобщенный вариант организации деятельности детей, проиллюстрированный конкретными примерами. Однако в каждом случае при организации различных видов и форм деятельности имеется своя специфика, набор особых приемов, которые рождаются в процессе совместного поиска взрослых и детей.

Педагогу важно на основе анализа сделать выводы и создать условия для мотивации следующего дела в коллективе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: