Методика и технология организации досуговой деятельности
№ 26.
Досуг- это свободное от работы и учебы время, остающееся за вычетом разного рода необходимых затрат. В рамках досуга выделяют пассивный и активный отдых. Основная функция пассивного отдыха - релаксация (уменьшение напряжения, расслабление). Для релаксации специально выделяют и оформляют места отдыха (комнаты отдыха, зоны отдыха и т.п.). Активный отдых, в отличие от пассивного, предполагает не исключение нагрузок на организм, а их перераспределение между различными системами органов, основанное на смене видов деятельности.
В содержательном плане структура досуга включает: общение; спортивно-оздоровительную деятельность, игры и отдых на природе; развлекательную деятельность (про гулки, про смотр телепередач, слушание музыки, посещение дискотек и т.п.); интеллектуально-познавательную деятельность активного характера (чтение, занятие в кружках, посещение факультативов и т.п.); художественное, техническое, естественно - научное творчество; любительскую деятельность прикладного характера (шитье, вязание, фотодело и т.п.); общественно активную деятельность и т.д.
|
|
Характеристики сферы досуга дают исчерпывающую информацию о культуре использования свободного времени: выступают признаком социального взросления, становления личности, отражают уровень и состояние воспитательно-образовательной деятельности и взаимодействия с ребенком в семье, школе, ближайшем микросоциуме.
Наиболее распространенной формой организации досуга выступает клубная деятельность. Она активно используется социальными педагогами, как в целях профилактики, так и социальной реабилитации и коррекции. Клубная деятельность организуется на принципах добровольности объединения людей с общими интересами, с учетом их возрастных и социокультурных особенностей. Посещение клуба способствуют включению ребенка в многообразные социально ценные и личностно значимые виды деятельности, в гуманистически ориентированные межличностные отношения со сверстниками и взрослыми; формируют опыт социального поведения, необходимый для успешного вхождения в систему общественных отношений; выявляют и развивают интеллектуальные, коммуникативные способности.
К условиямэффективности клубной деятельности специалисты относят:
а) организационно-педагогические:
- изучение и выявление возможностей для организации клубной деятельности в учреждении или микросреде;
- наличие специалистов, умеющих организовывать определенные виды клубной деятельности;
- наличие материальной базы, необходимой для организации клубной деятельности в соответствии с избранной направленностью;
|
|
- целенаправленная работа педагогов по формированию клубного коллектива детей, обеспечению его достаточно продолжительного и стабильного функционирования;
- создание системы взаимосвязей клубных объединений с другими коллективами и социальной средой;
б) психолого-педагогические:
- изучением выявление интерес» в воспитанников в сфере досуга, их потребностей, способностей и умений, которые могут быть сформированы, реализованы и развиты в определенных видах клубной деятельности;
- создание возможностей для творческого развития воспитанников в процессе реализации ими своих потребностей, способностей, интересов и умений в клубной деятельности;
- учет половозрастных особенностей и личностных ресурсов воспитанников при выборе направлений и видов клубной деятельности;
- обеспечение личностной значимости и социально ценной направленности содержания клубной деятельности;
- стимулирование активности и формирование субъектной позиции воспитанников;
в) педагогические:
- адекватность содержания клубной деятельности интересам воспитанников, социальным условиям и возможностям ее организации;
- сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм в процессе организации жизнедеятельности клубного коллектива;
- стимулирование самостоятельности воспитанников, направленное на их самоорганизацию и саморазвитие;
- создание, сохранение и обновление традиций деятельности и отношений в клубном коллективе.
Целями организации клубной воспитательной деятельности с детьми могут являться следующие:
• социально-педагогическая защита подростков (предотвращение межличностных конфликтов, формирование позитивных отношений между людьми; развитие способностей и интересов личности, защита ее прав; формирование и развитие личностных качеств ребенка, необходимых для позитивной жизнедеятельности);
• увеличение степени самостоятельности детей, развитие их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы;
• создание условий, в которых дети могут максимально проявить свои потенциальные возможности;
• адаптация или реадаптация детей в обществе;
• компенсация дефицита общения в школе, семье, в среде сверстников;
• дополнительное образование, получаемое в соответствии с жизненными планами и интересами воспитанников.
Приоритетными направлениями клубной деятельности по месту жительства должны быть следующие:
■ помощь семье в решении проблем, связанных с учебой, воспитанием, присмотром за ребенком;
■ помощь ребенку в устранении причин, негативно влияющих на его поведение, успеваемость и посещение образовательного учреждения;
■ привлечение детей, родителей, общественности к организации и проведению социально-педагогических мероприятий;
■ изучение, диагностирование, разрешение конфликтов, проблем, трудных жизненных ситуаций, затрагивающих интересы ребенка, на ранних стадиях развития с целью предотвращения серьезных последствий;
■ индивидуальное и групповое консультирование детей, родителей, педагогов по вопросам разрешения проблемных ситуаций, конфликтов, снятию стресса, воспитанию детей в семье и т.п.;
■ выявление запросов, потребностей детей и разработка мер помощи конкретным детям с привлечением специалиста в из соответствующих организаций;
■ пропаганда и разъяснение прав детей, семей;
■ решение практических вопросов обеспечения учебно-воспитательной деятельности внеучебного процесса;
■ организация реабилитационных лагерей для дезадаптированньк детей;
■ проведение летних профильных смен (трудовых, творческих, досуговых, спортивных).
|
|
Отличительными особенностями методики организации досуговой деятельности детей выступают:
- активное использование различных видов соревнования;
- обязательная оценка результата в деятельно ста в целях поощрениям стимулирования активности;
- использование механизмов лидерства, с помощью которых можно добиться единства группы, способствовать установлению коллективистских отношений;
- стимулирование внутригрупповой сплоченности;
- сочетание групповой и индивидуальной работы.