Восток России

http://www.vostoknews.ru/?p=2&id=328

Формирование границ любого государства - длительный и противоречивый процесс. Китай, стремительно и динамично развивающийся сегодня, в этом плане не стал исключением. Переживая периоды внутренних и внешних потрясений, он постоянно менял свои картографические очертания. Сегодня возникают естественные вопросы: закончился ли процесс формирования китайских границ в начале XXI века? На каких участках возможны новые изменения?

История формирования российско-китайской границы охватывает период с конца XVII в. до начала ХХ в. Сейчас она имеет протяженность около 4 тыс. км. За последние четыре века подписаны десятки договоров и трактатов, начиная с первого официального - Нерчинского договора 1689 г. Политической особенностью формирования русско-китайской границы было то, что она устанавливалась не в результате широкомасштабных войн, а в ходе дипломатических переговоров, в которых обе стороны в равной степени имели свои победы и поражения.

Добрососедство было нарушено в 60 - 70-е годы ХХ в., в период известных советско-китайских разногласий. Тогда же вновь появились на свет китайские претензии на полтора миллиона квадратных километров российских территорий, якобы несправедливо "отторгнутых царской Россией у Китая в XIX веке". В Китае учеными-историками была разработана концепция "утерянных земель" и некоего "исторического долга" России Китаю, отголоски которой, к сожалению, звучат в Китае и сегодня со страниц некоторых исследований, популярных изданий и даже школьных учебников.

Формула патриарха китайских реформ Дэн Сяопина "закрыть прошлое, открыть будущее" стала ключевой не только для нормализации межгосударственных отношений России и КНР, но и при решении территориально-пограничных проблем. Соглашения от 16 мая 1991 г. о восточном и 3 сентября 1994 г. о западном участках границы стали началом практического решения территориальных споров. Была проведена полная демаркация границы, и в 1999 г. подписан документ, по которому только два участка из 22 остались несогласованными. Свой вклад в решение пограничной проблемы внес и российско-китайский Договор от 16 июля 2001 г. В нем зафиксировано "отсутствие взаимных территориальных претензий" у России и Китая и желание продолжить переговоры "на еще не согласованных ее участках". До разрешения этих вопросов стороны обязались соблюдать статус-кво, то есть российскую юрисдикцию (ст. 6).

Что же осталось сегодня нерешенным в пограничной проблеме? Не определены два участка:

1) остров Большой в районе Абагатуя на реке Аргунь;

2) острова Тарабаров и Большой Уссурийский на Амуре под Хабаровском.

Географическая особенность первого связана с тем, что река Аргунь в районе Абагатуя растекается по двум руслам, которые огибают остров Большой с севера и с юга. Российская позиция, основанная на документах 1911 г., заключается в том, что граница должна проходить по южному руслу. По мнению китайских представителей, южное русло - это русло реки Хайлар, которая течет со стороны Китая, раздваивается и впадает в Аргунь. Граница, по мнению китайской стороны, поэтому должна проходить по северному руслу Аргуни и посему остров Большой должен быть включен в состав Китая.

Трудности демаркации второго участка у Хабаровска также связаны с путаницей вокруг проток и островов. Россия, основываясь на положениях Пекинского дополнительного договора 1860 г., настаивает на том, чтобы граница огибала острова Тарабаров и Большой Уссурийский с юга. Однако эти острова в отличие от безлюдных островов в районе Абагатуя на Аргуни обжиты и заселены и из-за близости к Хабаровску имеют и стратегическое значение. Российские представители говорят о возможности компромисса в таком варианте: решить пограничный вопрос на Аргуни согласно китайской версии, однако в обмен на это на участке под Хабаровском провести демаркационную линию в соответствии с российским предложением. Но такой вариант для Китая пока, к сожалению, неприемлем.

Китай, соглашаясь, что по договору граница так и проходила, ссылается на нормы современного права, по которым демаркационная линия должна проходить по главному фарватеру реки. Поскольку по протоке Казакевича судоходство невозможно, то главный фарватер должен идти по северной границе островов, которые в этом случае переходят под юрисдикцию Китая.

Однако международным правом определена только целесообразность, но отнюдь не обязательность проведения государственных границ по главным фарватерам пограничных рек.

Пекинский договор 1860 г. в целом краток, лаконичен и этим он отличается от современных международных документов. Но он не допускает разночтений. Согласно 1-й статье Пекинского договора, "граничная линия для большей ясности, обозначена красною чертою", то есть красная черта и есть линия государственной границы. Красная черта граничной линии, проведенная по реке Амур, в целом смещена к китайскому берегу Амура, особенно в его среднем течении, и в основном проходит по нему.

Говоря о российско-китайской границе, нельзя обойти общую проблему. Насколько в принципе оправданны те или иные территориальные компромиссы со стороны России и не обрушится ли со временем на Россию новая "волна китайских притязаний" с учетом произошедшей смены руководства в КНР, существования там отдельных антироссийски настроенных групп, других негативных факторов.

Известно, что территориальные притязания Китайской Народной Республики к России имеют историческую давность. И, казалось бы, за столь давний период в России должна быть выстрадана четкая и последовательная стратегия в отношении неприкосновенности своих рубежей и неизменности ее границ. Однако уроки, преподаваемые нам нашим соседом, кажется, нас ничему не научили, и мы последовательно сдаем свои позиции.

Китайским же гражданам еще со школьной скамьи упорно внушают, что в XIX в. царская Россия, пользуясь слабостью соседа, несправедливо захватила значительную часть китайских земель. Так, в программах всех учебных заведений присутствует блок вопросов об агрессивности России по отношению к Китаю во все исторические времена. Не одно поколение китайцев выросло с мыслью, что когда-то Китаю принадлежали территории Приморского и Хабаровского краев, Камчатской, Сахалинской, Амурской и др. областей Российской Федерации. И хотя в настоящий момент Пекин не высказывает открытых претензий на "утраченные территории", официально он от них не отказался.

Игнорируя исторически сложившиеся границы, китайская сторона на протяжении нескольких десятилетий публикует карты, на которых многие важные участки наших дальневосточных рубежей окрашены в национальный желтый цвет, а российские города имеют китайские названия!

Впервые, в середине 20-х годов руководство, стоящее у власти в Пекине, заявило о "неравноправных договорах между царской Россией и императорским Китаем, заключенных в XIX в. и определявших в основном линию прохождения границы, и выдвинуло требование о пересмотре государственных границ СССР в пользу Китая. Так, в 1926 г. в Шанхае был издан "Новый атлас Китая", в котором земли Приморья и Приамурья включались в состав китайской территории. В дальнейшем этот метод стал широко применяться китайскими политиками для обоснования своих территориальных притязаний.

Карты, на которых дальневосточные земли входили в состав КНР, издавались как в период наивысшего прославления братской дружбы между двумя странами, так и в годы застоя в отношениях между ними. В 50-х гг., например, была издана книга, снабженная картой, отображавшей все территориальные потери Китая после "опиумных войн" в 40-60-х гг. XIX в. В качестве захваченных у него земель на карте фигурировали Приморье и Сахалин. В это же время начинают выходить учебники по истории, монографии и статьи, в которых открыто проводилась мысль о бесспорности исторических прав Китая на обширные территории российского Дальнего Востока.

В 1964 г. в Пекине издательством "Гоцзи шудянь" была выпущена книга Жэнь Юйди "Краткий очерк географии Китая", изданная на английском языке и рассчитанная на иностранных читателей. В книге была помещена схематическая карта, на которой особым знаком (прерывистой жирной линией) были обозначены "неопределенные государственные границы", а именно: почти весь участок границы, проходящей на Дальнем Востоке по рекам Аргуни и Амуру. Лишь близ слияния Амура с Уссури граница обозначена как установленная, причем линия ее проведена так, что район островов Большой Уссурийский и Тарабаров отнесен к Китаю. Прерывистость линии границы на участке Аргуни и Амура не могла быть объяснена тем, что проходит здесь по водному рубежу (как это иногда делается на географических картах), ибо другие речные участки госграницы КНР и СССР, например на участке р.Уссури, были обозначены сплошной линией.

В "Атласе мира", опубликованном издательством "Диту Чубаньшо" в феврале 1972 г., говорится, что царская Россия "вынудила Китай подписать ряд неравноправных договоров и отторгла 1,5 млн кв. км китайской территории".

В "Атласе КНР", выпущенном в октябре 1972 г., китайско-советская граница в районе Хабаровска на картах проведена по главному руслу реки Амур, а не по протоке Казакевичева. Тем самым в атласе подтверждалась претензия Китая на значительные территории России в районе Хабаровска.

Проблема пограничного разграничения в этом районе имеет почти вековую историю. Согласно Пекинскому договору (1860), заключенному царской Россией и императорским Китаем, граница на Амуре проходила по китайскому берегу, и все острова считались российскими. Тогда же на левом берегу Уссури был установлен пограничный столб "литер Е" напротив станицы Казакевичево. Приложенная к договору Разменная карта 1861 г. фиксировала это. Этот столб имел особо принципиальное значение, так как определял местонахождение устья реки Уссури - то есть не у Хабаровска, а у места соединения Уссури с южным рукавом Амура, называемым протокой Казакевичева (по-китайски - Фуюаньская). Однако в 1919 г. китайская сторона уничтожила этот погранстолб. Тогда же китайские дипломаты и стали утверждать, что столб стоял напротив Хабаровска, а устье реки Уссури находится не у села Казакевичева, а под Хабаровском. Стало быть, граница должна проходить по Амуру и Амурской протоке мимо Хабаровска. Так возникла проблема островов.

Действующая государственная граница в этом районе, получившем название "Фуюаньский треугольник", проходит по протоке Казакевичева. Однако китайцы не только продолжают считать острова Тарабаров и Большой Уссурийский своей территорией, но и постоянно включают их в состав КНР на официальных картах и даже туристических картах, выходящих на русском языке. Как часть тер ритории Китая острова были обозначены на картах 50-х гг., таковыми же они остались и на картах XXI века. В китайском городе Фуюань, ближайшем к Хабаровску, продается карта административно-территориального деления провинции Хэйлунцзян издания 2001 г., на которой государственная граница в районе Хабаровска проходит вблизи городской набережной.

С экономической точки зрения, китайским судам выгодно ходить от устья р.Уссури до главного русла Амура через протоку Казакевичева, что они и делали на протяжении многих десятилетий, пока протока не стала мелеть. Начиная с 70-х гг., не соглашаясь с предложением о проведении работ по углублению русла протоки и удлиняя путь почти на 100 км, китайцы предпочитают огибать спорные острова непосредственно у Хабаровска, демонстрируя тем самым свои территориальные притязания. Более того, китайцы проводят искусственные ирригационные работы, осушают сопутствующие протоки, чтобы в конечном итоге присоединить острова к китайской территории и таким образом приобрести больше оснований для того, чтобы претендовать на них.

Китайская сторона не скрывает своей заинтересованности в изменении границы на этих речных участках в свою пользу. Можно предположить, что главной целью политики КНР является не столько само обладание этими территориями, сколько проистекающие из него экономические и политические выгоды, главная из которых - возможность контролировать развитие всего Дальнего Востока. Позиция КНР в территориальном вопросе носит откровенно наступательный характер и подчинена стратегическим интересам страны. Вполне очевидно, что сегодня в основном достигнутое урегулирование проблем спорных участков на российско-китайской границе и явственное "замирение" можно квалифицировать как стремление пекинской элиты сосредоточить усилия на реализации своих претензий на юрисдикцию над рядом островных территорий.

Таким образом, можно сделать вывод, что китайцы, с детства воспитанные на убеждении, что Россия незаконно отторгла значительную часть части территории Китая, преисполнены сознания, что они лишь временно мирятся с "исторической несправедливостью", выражающейся в принадлежности Приморья и Приамурья России. И хотя в настоящее время Пекин предпочитает не обострять пограничные споры с Россией, руководство КНР отнюдь не отказалось от своих замыслов в отношении "утраченных территорий". Это подтверждается тем фактом, что на выпускаемых сегодня в Китае картах территория Дальнего Востока продолжает включаться в состав КНР.

Об этих утраченных территориях твердят на уроках в школе, повторяют при нахождении на российской территории. Большинство китайцев едут к нам, в полной уверенности, что едут, "к себе домой"! Поэтому и ведут себя соответственно.

Вот к чему привела политика уступок и компромиссов, которую вел Горбачев, а затем продолжил Ельцин.

Главным же аргументом абсурдности китайских притязаний на эти острова является научное обоснование места впадения Уссури в Амур в районе села Казакевичево.

Существует масса неоспоримых доказательств места слияния рек: и по изменению состава воды в месте слияния, и по геологическим, и по гидрологическим признакам. Даже школьнику известно, что каждая река может иметь сколько угодно рукавов, островов в своем сечении, но она имеет обязательно два - левый и правый - коренных берега. Необходимо подчеркнуть: коренных - значит, материковых. Берег острова не может быть коренным берегом. Глядя на обыкновенную карту, видно, что левый коренной берег Уссури заканчивается напротив села Казакевичево, сопрягаясь с правым коренным берегом Амура, что указывает на место слияния этих рек.

Когда мы, в первую очередь, сами, и наши московские власти уясним, что Уссури впадает в Амур не у Хабаровска, а в сорока километрах от него, в районе села Казакевичево; тогда и с китайцами будет легко разговаривать.

Если же у нас не будет такого научного обоснования, твердости в переговорах, то наши острова Тарабаров и Большой Уссурийский при попустительстве федеральных компетентных органов перейдут под юрисдикцию Китая.

Кстати, верхняя палата парламента Киргизии в 2002 году отказалась ратифицировать дополнительное пограничное соглашение с Китаем на участке Узенги-Кууш. Спорные земли площадью более 270 тысяч гектаров, богатые гидроресурсами, по мнению сенаторов, являются "исконно киргизскими" и должны оставаться территорией Киргизии.

Российским парламентариям было бы неплохо поучиться уверенности в отстаивании государственных интересов у своих коллег из Киргизии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: