По мнению Спенсера, мы должны согласиться с Кантом, что в познании нам даны лишь явления или, по канту, «вещи для нас», тогда как вещь в себе (её сущность) остаётся непознаваемой. Спенсер известен также тем, что попытался применить принцип эволюционизма к неживой природе, в особенности к живой природе и к обществу. В то же время сам эволюционизм он трактует явно механически, исходя из трёх его особенностей эволюционизма и эволюции:
1) эволюция любых систем есть всегда перераспределение элементов;
2) эволюция от простого к сложному, от низшего уровня организации к высшему уровню организации есть всегда повышение интегративности (целостности) системы;
3) переход от простого к сложному может характеризоваться также и дезинтеграцией, рассеиванием элементов и упрощением самой системы.
(4)) Свою схему Спенсер применяет к характерам и познанию живого, и в этом смысле считает, что эволюция живого осуществляется в результате его взаимодействия (живого) с окружающей средой, при этом живое должно находиться в равновесии с окружающей средой. Изменение в окружающей среде абиотическое (физическое), биотическое (взаимодействие живого с живым) приводит к изменениям в разнообразных видах живого и эти изменения (окружающей среды) прижизненно (в онтогенезе) онтогенетически наследуются.
|
|
Спенсер известен и в современной науке, и в философии как один из творцов принципа эволюционизма, который выполняет объяснительную и прогностическую функцию во всех без исключения современных науках, и следует отметить, что даже современная физика, которая была оплотом механицизма в науке, в настоящее время базируется на принципе самоорганизации, на принципе нелинейности многообразных физических объектов от микрофизических до макро и метафизических (астрофизических) объектов.
Лекция № 13 (12 марта 2008 года).
Логический позитивизм