Тезис № 2. Рассел поставил задачу освободить язык науки, элиминировать из него неосмысленные (бессмысленные) предложения

Рассел поставил задачу освободить язык науки, элиминировать из него неосмысленные (бессмысленные) предложения, в частности, омонимы, синонимы и т.д., т.е., по существу, построить идеальный язык науки. Этот идеальный язык науки Рассел и другие позитивисты строят на фундаменте пропозициональной логики или логики предложения. Суть этой попытки (построить идеальный язык) состоит:

1) в том, что формулируются элементарные атомарные предложения, когда субъекту С приписывается определённое свойство, предикат П, С есть П;

2) атомарные высказывания независимы друг от друга;

3) атомарным высказываниям приписывается либо истинность, либо ложность;

4) из атомарных высказываний строятся, выводятся молекулярные высказывания или предложения;

5) основой для логического вывода в молекулярных и более сложных предложениях является математическая логика, а именно конъюнкция (и), дизъюнкция (или), импликация (если …, то …) и т.д.;

6) в молекулярные предложения вводятся общие суждения типа а есть а, дважды два – четыре, т.е. тавтологии;

7) на основе атомарных, молекулярных предложений, тавтологий формулируются логически достоверные аксиомы и выводится всё более сложное научное знание.

В 1914 г. молодой логик, считающий себя учеником Рассела, Людвиг Видгенштейн (годы жизни: 1889 – 1951 гг.) подарил первому (Расселу) свою книжечку «Логикофилософский трактат». Рассел написал пространное предисловие к этой книжице, которое своей поверхностностью не удовлетворило Видгенштейна. Видгенштейн уехал из Вены и стал просто учительствовать в школе, а в 1914 г. ушёл добровольцем на фронт и до 1921 г. в окопах Первой Мировой войны проносил книжицу в ранце, в 1921 г. она увидела свет.

Видгенштейн как и другие позитивисты 20-го столетия, по существу, в той или иной мере интерпретирует философию австрийского мыслителя и философа Эрнста Маха. Согласно последнему, следует отыскать в этом мире общие элементы: цвет (объекта), запах, пространство, время, движение, силу и т.д. В этих элементах мира не различается психическое и физическое, внешняя сторона познания (реальный мир) и внутренняя сторона (чувства, рассудок, разум, интуиция и т.д.) Þ задача научного познания, по Эрнсту Маху, и заключается в описании последовательности этих элементов, т.е. в конечном счёте последовательности ощущений (Ленин: Беркли, Юм – уже было) и чувственных данных. Видгенштейн, к сожалению, вслед за Махом полагает, что в логике и языке науки мы имеем дело с так называемыми фактами, достоверность которых или их истинность подтверждается не самой реальностью (объективным, физическим миром), а истинностью или ложностью, приписываемой нами атомарным или молекулярным предложениям, а во-вторых, логической взаимосогласованностью атомарных и молекулярных высказываний и предложений (труд Богданова: слева – капитал, справа – тектология), следовательно, выявление сущности, выявление причинно-следственных связей самих объектов физического мира не входит в концепцию так называемых логических фактов Видгенштейна (наука не должна этим заниматься – типичная позиция субъективного идеализма).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: