История формирования военной психологи в годы Великой Отечественной войны

Вторая мировая война, начавшаяся в Европе, и 22 июня 1941 года перешагнувшая границы Советского Союза, существенным образом изменила весь уклад жизни общества. Естественным, и, что главное, необходимым образом военные нужды подчинили себе все сферы жизнедеятельности советского государства и общества. Наука и научная интеллигенция не остались в стороне от этого процесса.

Изменения военного времени затронули практически все аспекты существования и функционирования науки: организационную структуру, направления работы и тематику исследований, формы практической деятельности, требования к научным разработкам, подготовку научных кадров и т.д.

Соответствующие изменения отмечаются и в области психологической науки. Необходимо было:

1) изменить тематику научных исследований, отказаться от ряда традиционных направлений, развивать новые предметные области психологии;

2) осуществить преобразования в организационной структуре, пересмотреть вопросы, связанные с научной координацией и развитием науки;

3) качественно изменить формы взаимодействия психологии с практикой.

Режим работы в условиях сворачивания (в первый год войны) деятельности ряда научных центров, их перебазирования в другие районы страны, сокращения числа психологов, занимавшихся научно-исследовательской деятельностью, привели к необходимости максимальной, предельной мобилизации и концентрации всех интеллектуальных ресурсов на наиболее важном направлении - практических нуждах военного времени.
Соответственно все вышеуказанное, а также необходимость повышения эффективности научно-исследовательской работы обусловили как одно из основных требований прикладную ориентированность теоретических и экспериментальных разработок на решение актуальных практических задач. В качестве ведущего критерия оценки результатов и основного ориентира при планировании научно-исследовательской работы использовались ее прикладная значимость и практическая эффективность. Это было связано, помимо прочего, и с тем, что база научных разработок перемещалась из стен и лабораторий исследовательских институтов в практические учреждения. В области психологии это были, в первую очередь, госпитали и клиники.

Другим важным требованием к научным разработкам явилось существенное сокращение сроков исследований. Это было обусловлено не только тем, что ситуация на фронтах требовала оперативности во всех вопросах, но и тем обстоятельством, что результаты исследований с нетерпением ожидались практическими работниками для использования их в повседневной деятельности.
Еще одно требование - открытость, доступность результатов исследований широкому кругу ученых и практических работников.
Условия военного времени обусловили и ряд особенностей проведения научно-исследовательской работы в области психологии.
Во-первых, как правило, большинство работ выполнялось психологами в тесном взаимодействии со специалистами других профессий. Это позволяло не только комплексно решать все аспекты проблемы, но и использовать для этого данные из других областей знания.

Во-вторых, подавляющая часть исследований включала полный, завершенный цикл разработки: от теоретического обоснования - через экспериментальную проверку - до практического внедрения.
В-третьих, не теоретические выкладки и положения определяли программу, процедуру и методы исследования, а конкретная практическая задача и реальные возможности ее решений. В наибольшей степени это было типично для разработок по восстановлению боеспособности и трудоспособности раненых бойцов.

Основными задачами, которые были поставлены перед психологией, являлись:

o активное, масштабное применение психологических разработок и результатов исследований в решении важнейших прикладных задач, обусловленных нуждами военного времени;

o изучение негативных психологических феноменов, вызванных войной, и разработка рекомендаций по их нейтрализации;

o осуществление консультационной работы по широкому кругу проблем с использованием психологических знаний и др.

Начавшаяся война обусловила необходимость существенной организационной и структурной перестройки в деятельности научно-исследовательских и научно-практических центров, в том числе и психологических. Изменения затронули фактически все элементы организации, управления, кадрового обеспечения и функционирования науки.
При эвакуации профессора и преподаватели, помимо налаживания работы в соответствии с учебными программами, читали курсы лекций по педагогике и психологии для учителей младших, средних и старших классов школ города.

Таким образом, эвакуация научных и учебно-образовательных центров в тыловые районы страны была одним из направлений организационых переструктурирований в области психологии.
Второе направление организационно-структурных изменений заключалось в привлечении отдельных ученых к работе уже созданных учреждений в тыловых районах страны.

Третьим направлением организационных преобразований в области психологии явилось создание новых структур, призванных решать психологически проблемы. Особенно интенсивно эта работа развернулась в связи с необходимостью обеспечения процесса восстановления нарушенных психических функций у раненых.
Несмотря на сложности, связанные с возвращением к полноценной научно-творческой деятельности, большинство психологических центров к 1944-45 гг. возобновляют научно-исследовательскую деятельность в традиционных психологических центрах Ленинграда и Москвы. Однако перемещение психологических учреждений в ходе эвакуации в отдаленные районы страны имело, помимо прочего, и положительные последствия. Они состояли в том, что деятельность эвакуированных институтов, лабораторий, клиник послужила отправной точкой для интенсивного развития психологической науки в местах их дислокации. По сути дела, было осуществлено "массовое хождение психологов в народ", проведена большая просветительская работа - пропаганда психологических знаний.

Говоря об организационном развитии психологии, необходимо отметить, что изменения за годы войны в этой сфере были очень существенными. Был создан ряд новых психологических учреждений, которые уже в послевоенное время стали крупными психологическими центрами. В 1941 г. на базе лаборатории экспериментальной психологии Тбилисского государственного университета создается сектор психологии АН ГССР, ставший методическим центром по психологии в Грузии. В Киеве в 1945 г. создается научно-исследовательский институт психологии, впоследствии - один из ведущих психологических центров на Украине. В том же году в составе Института философии АН СССР под руководством С. Л. Рубинштейна организован сектор психологии - первое специализированное психологическое подразделение в рамках "большой", или союзной, АН СССР (Брушлинский А.В., 1995). Большое значение имело и создание при философском факультете Московского университета в 1943 г., и при философском факультете Ленинградского университета - в 1944 г. - отделений психологии (в 60-е гг. они были преобразованы в факультеты психологии, первые в нашей стране), ставших впоследствии основными центрами подготовки профессиональных психологов.

Важнейшее значение для всего хода последующего развития психологии в СССР имело создание в октябре 1943 г. Академии педагогических наук, основными задачами которой являлись: научная разработка вопросов психологии, подготовка через аспирантуру и докторантуру.

Таким образом, можно сказать, что на протяжении войны шел поиск наиболее эффективной системы управления психологической наукой и всей наукой в целом.

Таким образом, подводя итоги организационно-структурным преобразованиям в сфере психологической науки и ее кадровому обеспечению, необходимо сделать следующие выводы:

1. Нужды военного времени привели к значительным трансформациям в структуре управления психологической наукой. При этом акцент был сделан на его централизацию и создание широкой сети новых психологических центров и организаций научно-исследовательской, научно-методической и научно-практической ориентации.

2. Процесс эвакуации психологических институтов и лабораторий, научных сотрудников из центрально-европейской части страны в другие, тыловые районы способствовал интенсификации научной деятельности по психологии в провинциальных учебных и клинических заведениях, пропаганде и распространению психологических знаний

3. Несмотря на трудности военного времени, продолжалась активная работа по подготовке специалистов-психологов, потребность в которых все более увеличивалась.

Пpоблема воспитания pассматpивалась в психологической литеpатуpе военных лет в двух плоскостях - как в плане ее теоретико-методологического анализа, так и в виде постановки конкpетных психолого-педагогических вопpосов фоpмиpования личности pебенка.

Таким образом, завершая обзор состояния и развития отечественной психологии в годы Великой Отечественной войны, следует сделать ряд обобщающих выводов.
Во-первых, именно в период 1941-1945 гг. психологи получили большой эмпирический материал и данные, позволившие сразу после войны подготовить ряд фундаментальных работ обобщающего характера, на многие годы определившие развитие отдельных психологических отраслей (нейропсихологии, военной психологии, психофизиологии, психологии здоровья).
Во-вторых, существенно возрос статус психологии в обществе, что выразилось не только в создании и финансировании государством новых психологических центров, институтов, учебных подразделений, координирующих органов. Также произошло увеличении общего числа психологов, введении психологии как обязательного для изучения предмета в средней общеобразовательной школе, присуждении ряду психологов и психофизиологов правительственных наград и премий. Другими словами, успехи психологической науки в значительной мере ослабили негативное отношение государственных и партийных чиновников к психологии как науке, а у самих психологов "сняли" комплекс страха за профессиональную принадлежность к психологическому сообществу и вины за просчеты педологического и психотехнического движения начала 30-х гг. Можно сказать, психология была реабилитирована в глазах общественности после разгромного Постановления 1936г.
В-третьих, были заложены основы новых направлений советской психологии, таких как нейропсихология, военная психология, психология труда, психология познания, отчасти социальная психология, что существенно расширило отраслевую структуру психологии, а соответственно и укрепило ее позиции в структуре научных дисциплин в целом.
В-четвертых, благодаря деятельности эвакуированных научных и учебных психологических центров в периферийных и провинциальных центрах Советского Союза, в послевоенное время отмечается бурный рост региональных психологических лабораторий, учебных кафедр и формирование психологического сообщества в регионах, где до войны психология не была развита.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: