double arrow

Роль и значение историко-психологических исследований в формировании морального духа советских людей в годы Великой Отечественной войны

Начавшаяся Великая Отечественная война остро поставила вопрос о задачах психологов в обеспечении победы над врагом. Вспоминая о первых днях войны, известный советский нейропсихолог А.Р. Лурия писал: "Чувство общей ответственности и общей цели охватило всю страну. Каждый из нас знал, что мы обязаны объединиться с нашими соотечественниками, чтобы противостоять смертельной опасности. Каждый из нас должен был найти свое место в этой борьбе - или непосредственно защищая свою страну, или работая в оборонной промышленности, которая была эвакуирована в отдаленные районы страны, или восстанавливая здоровье и трудоспособность раненых".

Приведем некоторые цели работы психологов-педагогов в то время:

4. Максимальная насыщенность всех курсов лекций и практических занятий вопросами оборонно-военного характера, вопросами разоблачения реакционных основ фашистских псевдонаучных измышлений в области педагогики, психологии и школьной гигиены.

5. Самое активное участие в работе по воспитанию трудящихся.

6. Подчинение научно-исследовательской работы задачам Великой Отечественной войны.

7. Самое широкое развертывание общественно-педагогической, агитационно-пропагандистской работы среди трудящегося населения" (Ососков А.В., 1943. С. 56).

Перед медицинскими психологами, работавшими в психиатрических клиниках, были поставлены несколько иные задачи: организация лечения военнослужащих, страдающих нервно-психическими заболеваниями; консультативная работа в эвакуациях.

· Многогранной и многоаспектной была деятельность советских психологов в годы Великой Отечественной войны:

o проведение научных исследований по оборонной тематике;

o работа в эвакогоспиталях по восстановлению здоровья раненых бойцов;

o обеспечение психологической подготовки кадров для тыла и армии и учебно-воспитательного процесса;

o развертывание научно-просветительской, санитарно-гигиенической и профилактической работы;

o непосредственное участие в боевых операциях (в составе кадровых частей, народного ополчения, партизанских отрядов);

o строительство защитных сооружений; работа в тылу (на производстве, в сельском хозяйстве и практическом здравоохранении)

o большинство из них стремилось попасть на фронт. Для этого они записывались добровольцами в народное ополчение. Впоследствии некоторые из ополченцев были отозваны с линии боев и ориентированы на решение задач, связанных с их профессиональными знаниями и на работы над оборонной тематикой.

Многие психологи, наряду с основной работой, занимались просветительской и пропагандистской работой. Свидетельством многообразия деятельности психологов в этом направлении являются строки из письма известного зоопсихолога Н.Н. Ладыгиной-Котс Г.С. Рогинскому от 20 сентября 1943 г.: "Кроме творческой научной работы все мы трое (я, муж и сын) отдавали много времени общественной деятельности, обслуживая раненых бойцов в подшефных госпиталях, читал лекции на сопредельные естественно-научные и оборонные темы (за 2 года прочел их 600); сын, специализировавшийся последние 10 лет на кинематографии, показывал художественное кино на немом аппарате для лежачих раненых (провел за двухлетие 500 сеансов); я - была то в роли демонстратора выставок, то лектора по сравнительной психологии, то чтеца-автора стихотворений, посвященных награжденным героям и героиням фронта (находившимся на излечении в госпиталях), в дни календарных праздников. В апреле этого года в Музейном отделе Наркомпросса я читала доклад на тему "Биопсихология приматов - как база для критики фашистской теории расизма..." (Письмо Н.Н. Ладыгиной-Котс..., 1943).

Несмотря на изменившиеся требования к научным разработкам, советские психологи сумели оперативно и эффективно перестроить свою деятельность. Этому способствовали: опора на богатый исторический опыт, накопленный русской психологией; активное использование результатов предвоенных исследований; осознание ответственности и высокая самоотдача психологов; уменьшение идеологического давления на науку.

Таким образом, можно прийти к выводу, что тематика психологических исследований:
во-первых, имела четко выраженную военно-оборонную направленность (вне зависимости от ведомственной принадлежности психологических центров);
во-вторых, отличалась существенной динамикой в 1941-1945 гг. в соответствии с актуальными задачами военного времени.

Одной из приоритетных в военной тематике советской психологии была проблема личностных качеств бойца и командира. И это вполне логично и объяснимо, поскольку поведение бойцов относится к числу определяющих условий, обеспечивающих исход военных баталий.
В годы Великой Отечественной войны она приобрела особую роль: во-первых, в силу того, что война началась для страны в заведомо неравных, невыгодных для нее условиях, при существенном военно-политическом и организационном превосходстве противника и потому особое значение в отражении натиска наступающих войск фашистской армии приобрел моральный фактор: стойкость, стремление к победе, патриотические чувства и идеалы и т.д.; во-вторых, в это время с особой силой проявились национальные особенности русского народа, присущая ему способность максимально концентрировать свои силы именно в экстремальных условиях, в критических ситуациях. Отсюда интерес исследователей к указанной проблемной области.
Остановимся на ключевых выводах и результатах данной работы.

1. В ней выявлены особенности военного мышления, определяющие эффективность деятельности военного руководителя.

2. Показано, что для того, чтобы стать хорошим полководцем, наряду с природными задатками ("природной силой ума"), необходима разносторонняя "культура мысли", профессиональная подготовленность и образованность: "Недостаточно сказать: полководец должен быть очень умным человеком. К этому надо прибавить: полководец должен быть высокообразованным человеком, он должен иметь прекрасную военную подготовку и выдающееся образование"

3. Вскрыта сложная диалектика и отсутствие односторонности в развитии психологических качеств, амбивалентность их проявления (быстрота принятия решений сочетается с неторопливостью, смелость - с расчетливостью и осторожностью, аналитические способности - с синтетическими и т.д.).

4. Обосновано, что интеллектуальные свойства не выступают в изолированном виде, а существуют и развиваются в целостной структуре личности, во взаимодействии с другими личностными характеристиками и свойствами, они неразрывно связаны с эмоционально-волевыми проявлениями человека, его знаниями, опытом.

5. Ум полководца трактуется как одна из форм практического ума, и выступает не как некий чистый интеллект, а представляет собой сплав интеллектуальных и волевых компонентов.

6. Обозначена важная роль в эффективности деятельности человека эмоциональной устойчивости и отсутствия астенических реакций на опасность, наличия умений сохранять способность адекватно мыслить в критических ситуациях.

7. Указана важность психологического исследования практического мышления (или "практического интеллекта") и сделан вывод о неверности его идентификации с "наглядно-действенным" или "сенсомоторным " (т.е. связанным с непосредственно воспринимаемыми объектами и манипулированием ими) мышлением. Опровергается мнение о превосходстве теоретического мышления над практическим.

Серьезное внимание в годы войны в психологической литературе уделялось освещению вопросов истории психологии. При этом на первый план выступает история отечественной психологической мысли. Обращение к своим корням и традициям при решении сложных теоретических и практических задач, с одной стороны, отражало общие патриотические чувства, переживаемые советскими людьми в годы Отечественной войны, а с другой, являлось одним из важных условий активизации человеческого потенциала. Апелляция к историческому прошлому науки была также призвана консолидировать научное сообщество. Подтверждением высокой значимости указанной области исследований и ее пропагандистско-воспитательной роли являлся тот факт, что разработкой проблем истории психологии в это время занимаются многие известные ученые: Б.Г. Ананьев, Г.С. Костюк, Н.А. Рыбников и другие. Характерно то, что вторая сессия АПН РСФСР (состоявшая 20-21 ноября 1944 г.) была специально посвящена самобытности и оригинальности русской психологии и педагогики.

Немалое значение придавалось также использованию исторического материала в пропагандистской и воспитательной работе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: