double arrow

Два способа образования аориста


Основа неопределенной формы глагола может оканчиваться на гласную и на согласную.
В зависимости от окончания основы аорист образуется двумя способами. Если основа кончается на гласную, то окончания аориста присоединяются к основе непосредственно. Если основа кончается на согласную, то окончания аориста присоединяются к основе посредством соединительной гласной -о-, которая во 2-м и 3-м лице единственного числа выступает в своем смягченном варианте .

Перевод на русский язык:

я, ты, он (она, оно) – Что сделал? написал (-а, -о); принес (-а, -о).
мы, вы, они – Что сделали? написали, принесли.
мы (вдвоем), вы (вдвоем), они (вдвоем) – Что сделали? написали, принесли.


Запомним:


1. У аориста два способа образования в зависимости от основы неопределенной формы глагола – на гласную и на согласную (см. выше).

2. Если основа оканчивается на гласную, то формы 2-го и 3-го лица единственного числа аориста представляют собою чистую основу (окончание аориста нулевое).

3. Если основа оканчивается на согласную, то в формах 2-го и 3-го лица единственного числа аориста присутствует на конце соединительная гласная -е.

4. Смягченная соединительная гласная имеется только в формах 2-го и 3-го лица единственного числа. Во всех остальных случаях употребляется соединительная гласная -о-.

Боже, очисти меня, грешного, ибо я никогда не делал доброго пред Тобою.

О, святый Ангеле Божий, хранитель и покровитель несчастной моей души и тела, всё мне прости, чем я оскорбил тебя во все дни моей жизни, и, если я чем согрешил в прошедшую ночь сию, покрой (защити) меня в настоящий день…

Вот я удалился, бегал и водворился в пустыне.

В день скорби моей я воззвал к Тебе, и Ты услышал меня.

* В результате Никоновской книжной справы (XVII в.) формы аориста и имперфекта 2 лица единств. числа были заменены на перфект и в гимнографических текстах практически не встречаются.
** Форма прошедшего времени (аориста) совпадает с повелительным наклонением.

Ибо вот, я в беззакониях зачат и во грехах родила меня мать моя.


«Так как он на Меня уповал, то Я избавлю его, покрою его, ибо он познал имя Мое».


Рождество Твое, Христе Боже наш, воссияло мiру свет разумения Истины…

…очисти нас, грешных и недостойных рабов Твоих, – ибо мы [много раз] согрешали и творили беззаконие и недостойны возвести очи наши и воззреть на высоту небесную, ибо оставили мы путь правды Твоей и поступали по самоволию наших сердец…



Законоположники Израилевы, иудеи и фарисеи, сонм Апостольский взывает к вам: «Вот Храм, Который вы разорили, вот Агнец, Которого вы распяли и гробу предали, – но властию Своею Он Воскрес! Не прельщайтесь, иудеи: ибо это Он Спасший в море и в пустыне Питавший, Он – Жизнь и Свет и Мир мiру.


Скорби сердца моего умножились, – от бедствий моих изведи меня.


Посмотри на врагов моих: как они умножились и (какою) ненавистью неправедною возненавидели меня!


Ибо чужие восстали на меня и сильные взыскали души моей, и не представили Бога пред собою.

* * *

Аорист глагола «быти»

У глагола «быти» аорист образуется от двух основ:


Образование аориста от глагола «быти» ничем не отличается от обычного образования аориста с основой на гласный, кроме формы «бысть».
Это 3-е лицо единственного числа (он, она, оно) от основы на «бы-».

Различие форм аориста от двух основ – смысловое.

Аорист от глагола «быти» от основы на

выражает длительное или постоянное бытие в прошлом, что позволяет сблизить этот аорист с имперфектом и переводить его на русский язык глаголом несовершенного вида «был».
В греческом языке ему соответствует имперфект глагола ειμί- быть, существовать.

Кроме того, таким аористом может быть выражено понятие о вечном бытии Триединого Бога – безвременном, безначальном и бесконечном. Например, в Евангелии от Иоанна:


В Синодальном переводе:
В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога (Ин 1, 1-2).


Аорист от глагола «быти» с основой на выражает понятие становления, рождения, появления чего-либо или кого-либо и всегда соответствует греческому γίγνομαι, что означает рождаться, происходить, совершаться, становиться, делаться. В большинстве случаев он так и переводится на русский язык.


В Синодальном переводе:
Всё чрез Него нáчало быть и без Него ничто не нáчало быть, что нáчало быть (Ин 1, 3).

* * *

Аорист с особенностями образования


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: