Частицы порошка под давлением подают к распылительному пистолету, при этом они плавятся на предварительно нагретой поверхности изделия.
Метод обеспечивает направленное нанесение покрытия, не требуется защита мест, не подлежащих нанесению покрытия.
Применяется для изолировки пазов ротора и статора, для уплотнения соединений, герметичности изделий. Недостаток –процесс малопроизводительный, ручной.
Изолирование жидкими диэлектриками
Виды изолирования
Различают внутреннее, поверхностное и общее изолирование. Внутренним называется такое, при котором жидкий диэлектрик проникает в глубь материалов заполняя поры и промежутки. В случае применения лаков и компаундов, операция называется пропиткой, применяется для обмоток.
Поверхностное изолирование создаёт внешний изоляционный слой с целью дополнительного механического и влагозащитного слоя. Операция называетсязаливкой, если производится в специальных формах. Применяют для изделий не имеющих подвижных частей (трансформаторы, ёмкости, дроссели, узлы ЭТИ). В случае нанесения плёнки покровного лака операция называется лакирование, применяется для влагозащиты ЭРЭ.
|
|
Общее изолирование сочетает внутреннее и внешнее.
Назначение пропитки обмоток:
- создание электрически прочной изоляции;
- увеличение механической прочности обмоток;
- улучшение теплопроводности обмотки;
- повышение нагрева стойкости изоляции;
- повышение влагостойкости;
- повышение химической стойкости.
Применяемые материалы
При выборе пропиточного лака учитывают класс нагревостойкости изоляции изделия.
Для обмотки класса нагревостойкости В применяют лак МЛ-92 и составы без растворителя КП-34;КП-103 для обмоток с изоляцией класса F применяют лаки ПЭ-933; класса Н-компаунд КО-916К; КО-964Н.
Пропиточные лаки содержат в своём составе пленкообразующие и растворители, которые в процессе сушки улетучиваются.
Компаунды – механические смеси из электроизоляционных материалов, не содержащие растворителей. Покровные лаки и эмали состоят из основы и растворителя, быстро сохнут и образуют блестящую плёнку, отверждаются как при воздушной, так и термостатной сушке (лак УР-231, ЭП-9114).
Для обмоток роторов и статоров применяют:
МЛ - 92 – лак для окунания обмоток; компаунды КО – 921; КО - 916; КО – 815 для пропитки капельным способом; лак БТ – 988 – битумный для больших машин; эпоксидные компаунды ЭКПТ, ЭКМ – 1 применяют для пропитки якорей.