Широкую инициативу детям дают комплексные игры — занятия.
Комплексная игра — игра, соединяющая совокупность разнородных творческих занятий, действий, игр, составляющих одно целое, дающих единый педагогический эффект.
Комплексная игра, как правило, длительна и объединяет ролевую игру в одно целое с играми с готовыми правилами. Она может иметь единый сюжет как регулятор творческого самовыражения детей, как совокупную идею — модель действительности или воспроизводства сказочного, фантастического или реального сюжета. Комплексная среду для подражательной, свободной игры и переживания, а тем самым и реальные предпосылки для пробуждающегося индивидуального сознания"4-.
Творческая фантазия — важнейшее качество сюжетных игр.. Она вносит искренность в поступки ребенка, его игровые действия.
. КОМПЛЕКСНЫЕ ИГРЫ ПРОЯВЛЯЮТСЯ В НАРОДНЫХ ИГРАХ
Сюжеты КИ взяты из жизни. К примеру, во время Великой Отечественной войны дети играли в победу над общим нравом — фашизмом. Тема победы была ведущей во всех сюжетах военных игр, в том числе в первые самые тяжелые годы войны. Дети в бесконечных играх "про войну", подпитанных фильмами тех лет, песнями, обидим фоном жизни, более оптимистично, чем взрослые, воссоздавали целостность разрушенной мирной жизни, прогнозировали ее. И это было спасительным психологическим явлением.
|
|
В 20-30-е гг. дети играли "в революцию" — это была их романтическая сказка, схожая со сказками А.Гайдара про мальчишей-кибальчишей и барабанщиков, боровшихся с буржуинами и шпионами. Как ни парадоксально, но идеология тех лет питала социальный романтизм детских игр с их утопическими, но светлыми идеями-сюжетами и героическими ролями. Последняя "вспышка" таких игр относится к концу 50-х — началу 60-х гг., к появлению коммунарского движения
В исследованиях Л.Ивановой комплексные игры получили название "творческие комплексные игры, так как в их основе лежит процесс совместного творчества педагогов и детей". Это, фактически не одна игра, а целая программа деятельности, включающая игры разного вида. (они потом использовались в школах, лагерях, д/с, как средство идеологического воспитания)
В 90-е гг. комплексная игра стала вновь вошла в педагогический процесс.
И.И.Фришман — руководитель программы "Игра — дело серьезное" выдвинула в этом виде игр понятие "хоббитские игры"50.
Английский филолог и философ Д.Р.Толкиен опубликовал в 1954 г. книгу "Властелин колец", которую считают романом XX столетия. Эту книгу более 40 лет не замечали в нашей стране, как и иные книги в бесконечном ряду духовных ценностей, украденных у нескольких поколений детей, отлученных от мировой культуры. Помимо романа "Властелин колец" у Толкиена есть еще и другие — такие, как "Хоббит" и "Сильма-риллион", которые следует рассматривать в качестве прологов к главной книге. Роман создан на базе североевропейского фольклора с его эльфами, троллями, гномами. Толкиен объединил фольклорных героев в придуманный им единый сказочный народ — хоббитов, проживающих в Средиземье. "Хоббит" — это и сказка, и мир — носитель смыслов человеческой мудрости и этики, борьбы Добра со Злом, Правды и Лжи, Благородства и Низости, Самоотверженности и Приспособленчества. Таких антиномий в его романе много. Роман импонировал мифологическому сознанию детей, как импонировали в России фантастическому сознанию детства повести А.Грина. Роман Толкиена — удивительный феномен игры, принятый детьми за правду и потому способный увести их за рамки обыденности. Сам писатель утверждал, что волшебные сказки несут "восстановление, избавление, утешение" и радость, которую он сравнивал с христианской радостью сотворчества. Игровой мир Толкиена мощно подпитал создателей рока, движение хиппи, для которых его книги стали своеобразной библией. Игры Толкиена — это опять же уход в вымышленный и вместе с тем очень знакомый мир мифов, сказок, аллегорий, приключений спонтанных, импульсивных, искренних, т.е. вторичный мир.
|
|
Хоббитские игры, получившие неожиданное развитие во Всероссийском летнем центре "Орленок", комплексные игры романтического, сказочного типа, синтез сюжетно-ролевых, сценарных игр и игр с готовыми правилами.
Это тип игр — коллективных творческих дел, игр-эпопей, празднеств, состязаний, рассчитанных полностью на летнюю театрализованную смену с этапами адаптации, индивидуализации, интеграции, подготовки к расставанию.
СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КОМПЛЕКСНЫХ ИГР
1. Наличие основной развивающей идеи. Это не просто сюжет. Это прежде всего единый, хотя и разноплановый, социальный сюжет, даже если он сказочен, мифологичен, ирреален.
К примеру, тайно оказывать помощь семьям военнослужащих —
"Тимур и его команда" А.Гайдара. Придумать детскую страну
со своими законами, традициями и жить в ней — "Швамбра-
ния", "Синегория" Л.Кассиля. Построить игровой романтичес
кий детский городок Заслоновск, создать "Снежную республи
ку" (С.Шмаков). Создать детское сообщество "Ма" и "Яки" в
летнее время с творческой программой реальной деятельности
(О.Газман, Н.Харитонова). Создать детское братство "Хоббит"
(И.Фришман) и др.
2. Наличие ведущей досуговой деятельности, наполненной
игровыми и неигровыми элементами. Например, туристическая,
или поисковая, или художественная деятельность. В этом случае, скажем, турпоход и есть длительная игра, в которой лодки красочно оформлены, у экипажей есть костюмы, названия, игровые ритуалы отъезда со стоянки, ночные дежурства, костры и т.п. Альпинизм, туризм, танцы на льду, театральная деятельность и т.п. — сложный, комплексный вид игры со своим диском, коммуникативной техникой, границами реального и (вымышленного.
3. Обособление детей в игре во времени и пространстве от
реальной жизни в условиях реальной жизни. Данное обособление родственно вере и правде театральной деятельности актера
и носит, скорее, характер "перенесения" в новую, притягательную систему координат. Немецкий биолог И.Бейтендайк отмечает две тенденции в игре: освобождение от среды и слияние с
нею. Тенденция к освобождению проявляется в создании особо
го игрового мира ("хоббиты") с устанавливаемыми правилами
поведения в этом мире, в котором играющим детям все невозможное возможно. Тенденция к обособлению в игре, равно как
и тенденция к установлению связей с внешним миром, есть, по
нашему мнению, вечный принцип любой детской игры. Но игровое обособление способно носить характер социального бегства от действительности. Это и есть эскапизм (в переводе с
английского "бегство"). Бегство за рамки скучной или
тревожной обыденности, реальности. Но это же и бегство к себе.
|
|
4. Разнообразие игровых ролей, игровых положений, дающих выход самоактуализации, возможности самоконтроля, самовнушения, самоорганизации, самооценки. Комплексная досуговая игра предоставляет такое разнообразие ролей и условия
их свободного выбора.
5. Достаточная для реализации принципа удовольствия длительность пребывания в коллективной творческой деятельности
отдельного индивида.
В каникулярное время, в условиях летних лагерей, когда необходима смена микромира, когда дети, уставшие от одномерности школьной жизни, хотят жизни романтической, игровой, новой. Это уже не имитационные игры, отображающие среду, где "ребенок является зеркалом среды", а игры надсредовые, сочетающие в себе разные виды деятельности. В этом плане комплексная игра не фантом, а феномен.