double arrow

Введение. Статья 10 Конституции РФ закрепляет положение, согласно которому «Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную


Статья 10 Конституции РФ закрепляет положение, согласно которому «Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны».

Однако обособление различных ветвей власти — это не открытие российской конституции. Сама идея разделения властей «витала в воздухе» давно. Однако сформулирована эта идея как теория была лишь в 18 веке французским философом барону де Ла-Бреду, больше известным нам под именем Шарля-Луи Монтескье. «В каждом государстве, указывал он, имеется власть законодательная, исполнительная и судебная. Все эти власти должны быть разделены, так как если судья станет законодателем, то свобода граждан окажется во власти произвола. Если судебная власть будет соединена с исполнительной, то судья получит возможность стать угнетателем».

Как видим, автор теории разделения властей с большой опаской относился к власти, так как полагал и видимо не без основания, что... «всякий человек, обладающий властью, склонен злоупотреблять ею, и он идет в этом направлении пока не достигнет предела».




Мы не будем рассматривать теорию разделения властей, начиная с седых пирамид. Тонкости этой теории изучает другая дисциплина. Наша цель определить — что представляет собой судебная власть в России, какое место эта власть занимает сегодня среди прочих ветвей власти.

Напомню, в судебной системе России выделяют три ветви (подсистемы): система судов общей юрисдикции, система арбитражных судов, система конституционных судов.

Сегодня речь пойдет именно о системе судов общей юрисдикции.








Сейчас читают про: