Понятие индивидуального трудового спора

Перечень рекомендуемой литературы

Основная литература:

1. Гавриленко, В.Г., Тихиня, В.Г., Ядевич, Н.И. Порядок разрешения трудовых споров / В.Г. Гавриленко, В.Г. Тихиня, Н.И. Ядевич. - Минск: БИП, 1999.

2. Гаврилина, А.К. Трудовые споры в судебной практике / А.К. Гаврилина.- М., 1992.

3. Кеник, К.И. Судебная практика по трудовым делам: учеб. пособие / К.И. Кеник. - Минск: Амалфея, 2000.

4. Толкунова, В.Н. Трудовые споры и порядок их разрешения / В.Н. Толкунова. - М.: Юрист, 1996.

Дополнительная литература:

1. Артемова, В.Н. Трудовые споры / В.Н. Артемова. - Минск: Беларусь, 1977.

2. Герасимова, Е.С. Рассмотрение дел о признании забастовки незаконной / Е.С. Герасимова // Журн. рос. права. - 1997. - № 12.

3. Глянцев, В. Порядок рассмотрения трудовых споров / В. Глянцев // Сов. юстиция. - 1993. - № 5. - С. 11-12.

4. Кильдеев, А.Х., Сафонов, В.А. Проблемы правового регулирования коллективных споров / А.Х. Кильдеев, В.А. Сафонов // Правоведение. - 1995. - № 3.

5. Климов П.В. Разрешение трудовых споров в Великобритании / П.В. Климов // Законодательство. - 2001. - № 6. - С. 80.

6. Комолов, В. Особенности применения удостоверения КТС как исполнительного документа / В. Комолов // Хозяйство и право. - 2000. - № 1.

7. Курушин, А.А. Отказ в приеме на работу и некоторые проблемы оспаривания / А.А. Курушин // Юрист. - 2000. - № 6.

8. Лех, Л. Сравнительный анализ разрешения трудовых споров в Финляндии и в РФ / Л. Лех // Государство и право. - 2001. - № 5.

9. Нуртдинова, А. Примирительные процедуры в ходе разрешения коллективного трудового спора / А. Нуртдинова // Право и экономика. - 1999. - № 9.

10. Соколовская, А. Законодательство о труде и его применения при рассмотрении трудовых споров / А. Соколовская // Судовы веснік. - 2001. - № 2.

11. Томашевский К. Защитить права работника в суде: реально, но хлопотно / К. Томашевский // БНПИ. - 2001. - № 34.

12. Шыманскі, М.М. Прававыя адрозненні індывідуальных і калектыўных працоўных спрэчак / М.М. Шыманскі // Весці НАН Беларусі. Сер. Гум. Навук. - 1998. - № 1.

13. Щугнев, А.А., Зенов, Н.Ф. Правовые основы участия профсоюзов в регулировании разногласий между работником и работодателем / А.А. Щугнев, Н.Ф. Зенов // Рос. судья. - 2001. - № 9.

14. Юрчак, В. Исполнение решений по трудовым спорам / В. Юрчак // Отдел кадров. - 2001. - № 9.

Тема: 1: Понятие, причины и виды трудовых споров. (4/2)

Трудовой спор - разногласия между работником и работодателем по вопросам применения законодательства о труде, о выполнении условий индивидуального трудового и коллективного договоров, не урегулированные раннее между работником и работодателем.

Основаниями возникновения трудовых споров могут быть разнообразные факторы: объективного и субъективного характера. Факторы объективного характера вытекают из социально-экономической обстановки в республике, вызванные переходом к рыночной экономике, а субъективного характера - из недостаточности знаний трудового законодательства или умышленного нарушения норм закона.

Споры могут быть разрешены сторонами в ходе переговоров путем подбора оптимального для обеих сторон решения. Законодательством предусмотрен порядок разрешения трудовых споров в случаях, если стороны не пришли к единому мнению или не пожелали разрешить его путем переговоров.

Трудовые споры можно классифицировать по различным основаниям: по субъективному составу, по характеру (предмету) спора, по подведомственности их рассмотрения.

По субъективному составу трудовые споры делятся на индивидуальные и коллективные.

По характеру (предмету) трудовые споры могут быть исковыми или неисковыми. Исковыми преимущественно являются индивидуальные трудовые споры, которые возникают в связи с неисполнением им ненадлежащим исполнением установленных законом или договорами условий труда. Неисковыми могут быть как индивидуальные трудовые споры, так и коллективные споры, которые связаны с установлением новых условий труда или изменением установленных.

По подведомственности рассмотрения трудовые споры делятся на рассматриваемые в общем порядке и в специальном порядке. Общий порядок рассмотрения споров предусматривает рассмотрение спора согласительной комиссией или в суде.

В специальном порядке рассматриваются споры отдельных категорий работников (военнослужащих).

В действующем законодательстве Республики Беларусь используется термин «трудовые споры». В ранее действовавшем советском трудовом законодательстве (КЗоТ 1918 г. и 1922 г.) употреблялся термин «трудовые конфликты».

В теории трудового права понятие трудовых споров принято отличать от предшествующих им трудовых разногласий сторон, а также от трудового правонарушения, являющегося непосредственным поводом для разногласий и одним из этапов возникновения трудового спора.

Возникновению трудовых споров, как правило, предшествуют трудовые правонарушения. Трудовым правонарушением называется виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанным субъектом своей трудовой обязанности, приведшее к нарушению права другого субъекта данного правоотношения. Трудовой спор может возникнуть также в ситуации, когда действия обязанного субъекта были законными, но другой субъект считает их неправомерными, то есть, когда трудовое правонарушение фактически отсутствует. При этом установление наличия либо отсутствия в той или иной ситуации трудового правонарушения является прерогативой компетентного органа, рассматривающего трудовой спор.

Отметим, что само по себе трудовое правонарушение еще не является трудовым спором, а различная оценка его субъектами трудового правоотношения является всего лишь разногласием, которое субъекты могут разрешить самостоятельно. Разногласие субъектов трудового права может перерасти в трудовой спор, лишь тогда, когда оно не урегулировано сторонами самостоятельно, и поэтому вынесено на рассмотрение органа по рассмотрению трудового спора.

Например, если работника в период пребывания его на больничном администрация нанимателя уволила по любому основанию (кроме увольнения в случаях ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуального предпринимателя), то имело место и трудовое правонарушение (нарушение нормы ст. 43 ТК РБ) и трудовое разногласие, поскольку работник справедливо считает, что его уволили неправомерно, однако, работник может и не оспаривать это увольнение в органе по рассмотрению трудового спора (в данном случае Трудовые споры и порядок их разрешения случае в суде), а просто поступить на другую работу. В этой ситуации трудового спора не возникнет, хотя и трудовое правонарушение и трудовое разногласие имело место быть. Таким образом, трудовой спор возникает лишь тогда, когда разногласие о праве или законном интересе работника переносится на разрешение органа по рассмотрению трудового спора.

Следовательно, динамика возникновения трудового спора по этапам будет выглядеть следующим образом:

• трудовое правонарушение (действительное или лишь по мнению правомочного субъекта);

• различная его оценка субъектами правоотношения (разногласия);

• попытка урегулировать эти разногласия самими сторонами при непосредственных переговорах, то есть саморегулирование разногласий;

• обращение для разрешения разногласий в юрисдикционный орган трудовой спор.

Обращение работника с индивидуальным трудовым спором или работников – с коллективным трудовым спором в юрисдикционный орган является важнейшей формой самозащиты трудовых своих прав, так как это обращение показывает инициативу работника (работников) на оспаривание не урегулированных ими трудовых разногласий.

Таким образом, разногласие спорящих субъектов трудового права перерастает в трудовой спор только тогда, когда оно не урегулировано самими сторонами и поступило на рассмотрение юрисдикционного органа. Обращение работника (работников) с индивидуальным (или коллективным) разногласием для его оспаривания в соответствующий юрисдикционный орган является важнейшей формой самозащиты своих трудовых прав. Это обращение показывает проявление инициативы работника (работников) на самозащиту (оспаривание) трудовых прав или законных своих трудовых интересов. Без проявления такой инициативы трудового спора не будет, хотя бы разногласия и не были самоурегулированы.

понятие индивидуального трудового спора,

индивидуальный трудовой спор – это разногласия, возникающие между работниками, с одной стороны, и нанимателями – с другой стороны по вопросам применения законодательных и иных нормативных актов о труде, коллективного и трудового договоров (контрактов) и иных соглашений о труде.

Предмет индивидуального трудового спора отличается от предмета коллективного трудового спора. Коллективный трудовой спор – неурегулированные разногласия сторон коллективных трудовых отношений по поводу, изменения социально-экономических условий труда и быта работников, заключения, изменения, исполнения либо прекращения коллективных договоров, соглашений.

Следовательно, трудовой спор может возникнуть и без правонарушения в случаях, если субъект трудового права (работник, профком, трудовой коллектив) обращается в юрисдикционный. Понятие и сущность трудового спора в орган, оспаривая отказ другого субъекта установить новые или изменить существующие социально-экономические условия труда и быта.

Таким образом, трудовые споры представляют собой поступившие на разрешение юрисдикционного органа разногласия субъектов трудового права по вопросам применения трудового законодательства или об установлении в партнерском порядке новых условий труда. Указанное определение, сформулированное В. Н. Толкуновой [40, С. 6], позволяет отличить трудовые споры от разногласий, решаемых самими спорящими сторонами, а также указывает на то, что трудовые споры могут возникать не только из трудового правоотношения, но и из иных, непосредственно связанных с ним, примыкающих к нему правоотношений, в том числе и из правоотношений коллективного

организационно-управленческого характера.

В порядке определенном ТК, рассматриваются споры между работником и нанимателем вытекающие именно из трудовых правоотношений. Другие споры между работником и нанимателем (например, об оплате за проживание в ведомственном общежитии и т.п.) не является трудовым, поскольку они нормами трудового права не регулируются.

Возникновение трудовых споров обусловлено как объективными, так и субъективными причинами.

К объективным причинам можно отнести экономическое, в том числе финансовое, положение конкретного нанимателя, что может повлечь несвоевременную выплату заработной платы, не предоставление работникам установленных законодательством или коллективным договором, соглашением гарантий и льгот, сокращение численности или штата работников, изменение содержания трудовой функции.

Субъективные причины возникновения трудовых споров – недостаточное знание работником и нанимателем трудового законодательства, иногда и сознательное его не соблюдение, неправильное толкование норм права, а также недобросовестное отношение работников к исполнению своих трудовых обязанностей, предъявление ими необоснованных требований и т.п.

В литературе [22, 26, 33, 40 и др.] трудовые споры принято классифицировать по следующим основаниям:

• по спорящему субъекту;

• по характеру трудового спора;

• по виду спорного правоотношения.

По спорящему субъекту все трудовые споры делятся на индивидуальные и коллективные.

Рассмотрение индивидуального трудового спора рассматривается в ст. 233 - 251 ТК Гл.17, а коллективного трудового спора ст. 377 - 399 ТК Гл.36.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: