Эластичность спроса и предложения. Необходимо знать, и как в количественном отношенииизменяются спрос и предложение под воз­действием указанных факторов

Необходимо знать, и как в количественном отношении изменяются спрос и предложение под воз­действием указанных факторов. Эта задача решается при помощи по­нятий эластичности спроса и предложения.

Эластичность — это мера реагирования одной переменной величины на изменение другой.

Эластичность спроса по цене, или ценовая эластичность спроса, представляет собой процентное изменение величины спроса на товар, вызванное 1%-ным изменением его цены, при неизменности прочих факторов, влияющих на спрос. Она измеряется коэффициентом эластичности спроса по цене (Ed). Рассмотрим более подробно этот показатель. Если Q — это количество спрашиваемого товара, а Р — его цена, то коэф­фициент эластичности спроса по цене равен:

Ed = % Q / % P

где E d – коэффициент эластичности спроса по цене; % Q — процентное изме­нение количества требуемого товара; % Р — процентное изменение цены.

Напомним, что процентное изменение переменной равно абсолют­ному изменению переменной, деленному на первоначальное значе­ние переменной, и умноженному на 100%:

Точно так же

Коэффициент эластичности спроса по цене обычно представляет собой отрицательную величину, так как кривая спроса показывает обратную зависимость спроса от цены (если числитель положитель­ный, то знаменатель отрицательный, и наоборот). Но экономисты все­го мира игнорируют отрицательный знак коэффициента эластичнос­ти и показывают только его абсолютную величину. Однако коэффи­циент эластичности спроса по цене может быть и положительным. Это бывает в следующих случаях:

1. Для таких товаров, как соль, спички, хлеб и т. д. увеличение цены не приводит к снижению спроса (цены на эти товары должны находиться под контролем государства).

2. Когда рынки заполнены товарами, потребность в которых на­сыщена. Тогда небольшое снижение цены не приведет к увеличению спроса (он может даже уменьшиться).

3. На рынках ряда продовольственных товаров (например, карто­фель, макароны). Если уровень экономического развития страны очень низок, то основная масса населения тратит на их приобретение большую часть доходов. В случае общего повышения цен спрос на эти товары еще более возрастает. В мировой экономической литера­туре это явление получило название эффекта Гиффена.

4. В случае безудержной инфляции, когда повышение цен спо­собствует ажиотажному росту спроса.

Спрос называется эластичным по цене, если данное процентное изменение цены ведет к большему процентному изменению спроса (коэффициент эластичности больше 1). Например, уменьшение цены на апельсины на 33% привело к увеличению спроса на них на 50% (Ed = 1,5), т. е. спрос на апельсины эластичен по цене. Если спрос эласти­чен по цене, то ее снижение приводит к увеличению общей выручки за счет увеличения объема продаж (рис. 4.6). При первоначальной цене (P 1) общая выручка (произведение цены P 1 и количества товара Q 1) равна площади прямоугольника P 1A Q 1O.. Если цена снизится до Р2 , то спрос увеличится до Q 2. Общая выручка при этом будет равна площади прямоугольника Р2BQ2O, что, очевидно, больше, чем перво­начальная выручка. Следовательно, если спрос эластичен по цене, то предпринимателю выгодно снижать цены.

Спрос называется неэластичным по цене, если данное процент­ное изменение цены ведет к меньшему процентному изменению спро­са (коэффициент эластичности меньше 1). Например, цена на товар увеличилась на 3%, а спрос при этом уменьшился только на 1% (Ed = 0,3), т. е. спрос на данный товар неэластичен по цене. Если спрос неэластичен по цене, то уменьшение цены приводит к уменьшению общей выручки: потеря выручки, вызванная снижением цены, оказывается больше прироста выручки за счет расширения объема про­даж. Предпринимателю в этом случае не выгодно снижать цену.

 
 

Рис.4.6. Изменение выручки Рис.4.7. Совершенно эластичный

при эластичном спросе и совершенно неэластичный спрос

Спрос имеет единичную эластичность, если процентное изме­нение цены ведет точно к такому же процентному изменению спро­са. Коэффициент эластичности спроса по цене здесь равен 1. В слу­чае единичной эластичности изменение цены не приводит к изме­нению общей выручки: потеря выручки, вызванная снижением цены, будет равна приросту выручки за счет расширения объема продаж.

Спрос также может быть совершенно неэластичным и совершен­но эластичным. В первом случае покупатели абсолютно никак не реагируют на изменение цены (кривая спроса D на рис. 4.7, Ed =0). Примером совершенно неэластичного спроса может быть спрос на жизненно необходимые лекарства. Во втором случае покупатели по данной цене приобретут любое количество товара, а если цена по­высится, то не приобретут ничего (кривая спроса D1 на рис. 4.7, Ed здесь равен бесконечности). С совершенно эластичным спросом сталкивается небольшая конкурентная фирма на большом рынке. Если такая фирма назначит более высокую цену, то она потеряет всех покупателей.

Ценовая эластичность предложения, или эластичность предложения по цене,показывает чувствительность предложения к изменению рыночной цены. Она представляет собой процентное изменение величины предложения товара, вызванное 1 %-ным изменением его цены, при неизменности прочих факторов, вли­яющих на предложение. Ценовая эластичность предложения измеря­ется коэффициентом эластичности предложения по цене (Es).

где E s— коэффициент эластичности предложения по цене; % Q — процент­ное изменение количества предлагаемого товара; % Р — процентное изме­нение цены.

 
 

Предложение называется эластичным по цене, если данное про­центное изменение цены ведет к большему процентному изменению предложения. Коэффициент эластичности здесь больше 1 (кривая S1 на рис. 4.8).

Рис. 4.8. Эластичность предложения Рис. 4.9. Крайние случаи эластичности предложения

Предложение называется неэластичным по цене, если данное процентное изменение цены ведет к меньшему процентному измене­нию предложения. Коэффициент эластичности здесь меньше 1 (кри­вая S2 на рис. 4.8).

Предложение имеет единичную эластичность, если процентное изменение цены ведет точно к такому же процентному изменению предложения. Коэффициент эластичности предложения по цене здесь равен 1 (кривая S3 на рис. 4.8).

Кроме того, эластичность предложения также может принимать крайние значения — совершенно эластичное (кривая S1 на рис. 4.9, E s равен бесконечности) и абсолютно неэластичное (кривая S2 на рис. 4.9, E s = 0). Примером абсолютно эластичного предложения может служить кривая предложения труда на совершенно конкурентном рынке тру­да, а примером абсолютно неэластичного предложения — кривая пред­ложения земли.

Чувствительность спроса к изменениям в доходе потребителя измеряется при помощи эластичности спроса по доходу. Эластичность спроса по доходу это процентное изменение спроса, вызванное 1%-ным изменением дохода:

где Е1 коэффициент эластичности спроса по доходу; % Q - процентное изменение количества спрашиваемого товара; % I — процентное изменение дохода.

Для нормальных товаров эластичность спроса по доходу — ве­личина положительная (E1>0), так как с увеличением дохода спрос на эти товары увеличивается; а для товаров низшей категории — от­рицательная (E1 <0), так как с увеличением дохода спрос на эти то­вары уменьшается. Спрос на предметы роскоши обычно эластичен по доходу (E1>1), а предметы первой необходимости имеют неэлас­тичный спрос по доходу ( E1 <1). У богатых людей с ростом дохода доля потребительских расходов, приходящаяся на предметы первой необходимости, такие, как хлеб и обувь, падает. У бедных же боль­шая часть доходов тратится на предметы первой необходимости. Таким образом, по мере того, как страна становится богаче (растет уровень благосостояния общества), отрасли, производящие товары низшей категории, сокращают выпуск продукции. Темпы роста от­раслей, производящих товары первой необходимости, ниже сред­них, а темпы роста отраслей, производящих предметы роскоши, выше средних.

Как нам уже известно, спрос на товары зависит также от цен на взаимосвязанные (взаимозаменяемые и взаимодополняемые товары. Для того чтобы выявить количественно эту зависимость, в экономике используется понятие перекрестной эластичности. Пере­крестная эластичность спроса по цене — это процентное измене­ние спроса на один товар, вызванное 1%-ным изменением цены дру­гого товара:

где...Eij коэффициент перекрестной эластичности спроса по цене товара i по отношению к товару j; % Qi — процентное изменение спроса на товар i; % Pj— процентное изменение цены товара j.

Для взаимозаменяемых товаров коэффициент перекрестной эла­стичности положителен (Eij >0), так как с повышением цены на один товар увеличивается спрос на другой (повышается цена говядины — растет спрос на свинину). Чем больше положительный коэффици­ент эластичности между любой парой товаров, тем с большей легкостью покупатели заменяют один товар другим. Для взаимодополняе­мых товаров коэффициент перекрестной эластичности отрицателен (Eij <0), так как с ростом цены на один товар снижается спрос на дру­гой (повышается цена DVD-плейеров — снижается спрос на компакт-диски). Высокая отрицательная перекрестная эластичность свиде­тельствует о важной дополняемости товаров.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: