От редакторов

Алексей Николаевич Леонтьев.

Лекции по общей психологии.

Оглавление

От редакторов. 2

Введение в психологию. 3

Лекция 1. Психические явления и жизненные процессы. 3

Лекция 2. История развития взглядов на психические явления. 9

Лекция 3. Становление психологии как самостоятельной науки. 13

Лекция 4. Кризис в психологии. Предпосылки возникновения объективной психологии. 19

Лекция 5. Проекты создания марксистски ориентированной психологии: К.Н.Корнилов и Л.С.Выготский. 23

Лекция 6. Проблема возникновения психики, раздражимость и чувствительность. 27

Лекция 7. Предметная деятельность как основание психики. 31

Лекция 8. Возможности изучения психики животных. 35

Лекция 9. Видовое и индивидуально приобретенное поведение, стадия сенсорной психики. 38

Лекция 10. Развитие деятельности животных, перцептивная психика и интеллект. 43

Лекция 11. Формы психического отражения у человека. 51

Лекция 12. Особенности строения человеческой деятельности. 53

Лекция 13. Язык и сознание. 59

Лекция 14. Структура сознания: чувственная ткань, значение, личностный смысл. 63

Лекция 15. Общее представление о восприятии. 68

Восприятие. 75

Лекция 16. Ощущения и реальность. Органы чувств.. 75

Лекция 17. Развитие и функционирование сенсорных систем. 82

Лекция 18. Образ мира. 89

Лекция 19. Восприятие как деятельность. 97

Лекция 20. Тактильное восприятие. 104

Лекция 21. Зрительное восприятие. 113

Лекция 22. Движения глаз и зрительное восприятие. 120

Лекция 23. Категориальность и предметность восприятия. 127

Лекция 24. Слуховое восприятие. 136

Внимание и память. 144

Лекция 25. Звуковысотный слух. 144

Лекция 26.Феноменология внимания. 153

Лекция 27. Непроизвольное и произвольное внимание. 160

Лекция 28. Механизмы внимания. 169

Лекция 29. Теория внимания Н.Н.Ланге. 177

Лекция 30. Виды и явления памяти. 184

Лекция 31. Ответы на вопросы. 191

Лекция 32. Исследования произвольного запоминания. 198

Лекция 33. Опосредствованное запоминание. 204

Лекция 34. Память и деятельность. 211

Мышление и речь. 217

Лекция 35. Виды мышления. Мышление и чувственное познание. 217

Лекция 36. Мышление и деятельность. 224

Лекция 37. Генезис человеческого мышления. 230

Лекция 38. Мышление и речь. 236

Лекция 39. Виды и трансформации речи. 244

Лекция 39. Виды и трансформации речи. 251

Лекция 40. Понятие, развитие обобщений в онтогенезе. 258

Лекция 41. Проблема целеобразования. 265

Лекция 42. Творческое мышление. 271

Мотивация и личность. 276

Лекция 43. Потребности: биологический аспект. 276

Лекция 44. Фундаментальные потребности, производство потребностей. 283

Лекция 45. Проблема классификации потребностей, мотивы. 289

Лекция 46. Мотивация и целеобразование. 297

Лекция 47. Смыслообразующая функция мотива. 304

Лекция 48. Эмоциональные явления. Аффекты. 312

Лекция 49. Выражение эмоций, эмоции, настроения, чувства. 318

Лекция 50. Проблема воли. 324

Лекция 51. Индивид и личность. 332

Лекция 52. Некоторые вопросы формирования личности. 336

Примечания. 343

М., 2000

Алексей Николаевич Леонтьев (1903-1979) — выдающийся советский психолог, действительный член АПН РСФСР, доктор педагогических наук, профессор.

Разрабатывал совместно с Л. С. Выготским и А. Р. Лурия культурно-историческую теорию, провел цикл экспериментальных исследований, раскрывающих механизм формирования высших психических функций (произвольное внимание, память) как процесс "вращивания", интериоризации внешних форм орудийно опосредованных действий во внутренние психические процессы. Экспериментальные и теоретические работы посвящены проблемам развития психики, проблемам инженерной психологии, а также психологии восприятия, мышления и др.

Выдвинул общепсихологическую теорию деятельности — новое направление в психологической науке. На основе предложенной Леонтьевым схемы структуры деятельности изучался широкий круг психических функций (восприятие, мышление, память, внимание).

От редакторов.

Предлагаемая вниманию читателя книга содержит уникальный материал — не публиковавшийся ранее текст устных лекций по общей психологии, прочитанных крупнейшим отечественным психологом XX века Алексеем Николаевичем Леонтьевым (1903—1979). Лекции читались на факультете психологии Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова в 1973—1975 гг. В них представлены все основные разделы традиционного курса общей психологии для студентов психологических факультетов и отделений: «Введение в психологию» (лекции 1 — 14), «Психология познавательных процессов» (лекции 15—42), «Психология личности» (лекции 43—52).

При подготовке лекций к публикации мы столкнулись с рядом трудностей. Одни лекции сохранились только в машинописном варианте с некоторыми пропусками, которые не всегда могли быть восполнены по контексту, другие существовали только в виде магнитофонных записей, и не всегда качество этих записей позволяло полностью идентифицировать текст. Если же текст лекций сохранился в двух вариантах — магнитофонном и машинописном — эти варианты могли настолько отличаться друг от друга, что требовалась специальная работа по согласованию обоих текстов. Мы стояли перед сложным выбором меры редактирования текстов, колеблясь между необходимостью, с одной стороны, максимально сохранить аутентичное авторское слово, и, с другой стороны, сделать текст лекций максимально четким и доступным для понимания. Учитывая, что данная книга ценна не только и не столько как исторический документ, сколько как учебное пособие для сегодняшних студентов (и не только студентов), мы прояснили содержание высказываний (там, где это содержание для нас очевидно), устранили повторы и некоторые отклонения в сторону, добавили ссылки на некоторые литературные источники. В остальном текст при публикации был подвергнут минимальной правке, и особенности устной речи А.Н.Леонтьева намеренно сохранены. Необходимые редакторские комментарии по тексту даны в угловых скобках (< >). Мы также дали краткое заглавие каждой лекции в соответствии с ее основным содержанием, чтобы облегчить читателю ориентировку в книге.

В результате нам удалось собрать практически все лекции А.Н.Леонтьева по курсу общей психологии. Они, на наш взгляд, представляют интерес для читателей потому, что дают возможность ознакомиться с деятельностной трактовкой проблем и закономерностей общей психологии, как говорится, «из первых рук». А своеобразное построение устной речи, диалоги с аудиторией и прочие «шероховатости» придают тексту особую убедительность.

Основная техническая работа по расшифровке магнитофонных записей была выполнена Д.Г.Половневым и А.И.Чекалиной, которым редакторы выражают свою благодарность. Отдельной благодарности заслуживает институт «Открытое общество», без финансовой поддержки которого подготовка издания растянулась бы на многие годы.

Д.А.Леонтьев,

Е.Е.Соколова


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: