Алексей Николаевич Леонтьев.
Лекции по общей психологии.
Оглавление
От редакторов. 2
Введение в психологию. 3
Лекция 1. Психические явления и жизненные процессы. 3
Лекция 2. История развития взглядов на психические явления. 9
Лекция 3. Становление психологии как самостоятельной науки. 13
Лекция 4. Кризис в психологии. Предпосылки возникновения объективной психологии. 19
Лекция 5. Проекты создания марксистски ориентированной психологии: К.Н.Корнилов и Л.С.Выготский. 23
Лекция 6. Проблема возникновения психики, раздражимость и чувствительность. 27
Лекция 7. Предметная деятельность как основание психики. 31
Лекция 8. Возможности изучения психики животных. 35
Лекция 9. Видовое и индивидуально приобретенное поведение, стадия сенсорной психики. 38
Лекция 10. Развитие деятельности животных, перцептивная психика и интеллект. 43
Лекция 11. Формы психического отражения у человека. 51
Лекция 12. Особенности строения человеческой деятельности. 53
Лекция 13. Язык и сознание. 59
|
|
Лекция 14. Структура сознания: чувственная ткань, значение, личностный смысл. 63
Лекция 15. Общее представление о восприятии. 68
Восприятие. 75
Лекция 16. Ощущения и реальность. Органы чувств.. 75
Лекция 17. Развитие и функционирование сенсорных систем. 82
Лекция 18. Образ мира. 89
Лекция 19. Восприятие как деятельность. 97
Лекция 20. Тактильное восприятие. 104
Лекция 21. Зрительное восприятие. 113
Лекция 22. Движения глаз и зрительное восприятие. 120
Лекция 23. Категориальность и предметность восприятия. 127
Лекция 24. Слуховое восприятие. 136
Внимание и память. 144
Лекция 25. Звуковысотный слух. 144
Лекция 26.Феноменология внимания. 153
Лекция 27. Непроизвольное и произвольное внимание. 160
Лекция 28. Механизмы внимания. 169
Лекция 29. Теория внимания Н.Н.Ланге. 177
Лекция 30. Виды и явления памяти. 184
Лекция 31. Ответы на вопросы. 191
Лекция 32. Исследования произвольного запоминания. 198
Лекция 33. Опосредствованное запоминание. 204
Лекция 34. Память и деятельность. 211
Мышление и речь. 217
Лекция 35. Виды мышления. Мышление и чувственное познание. 217
Лекция 36. Мышление и деятельность. 224
Лекция 37. Генезис человеческого мышления. 230
Лекция 38. Мышление и речь. 236
Лекция 39. Виды и трансформации речи. 244
Лекция 39. Виды и трансформации речи. 251
Лекция 40. Понятие, развитие обобщений в онтогенезе. 258
Лекция 41. Проблема целеобразования. 265
Лекция 42. Творческое мышление. 271
Мотивация и личность. 276
Лекция 43. Потребности: биологический аспект. 276
Лекция 44. Фундаментальные потребности, производство потребностей. 283
Лекция 45. Проблема классификации потребностей, мотивы. 289
Лекция 46. Мотивация и целеобразование. 297
|
|
Лекция 47. Смыслообразующая функция мотива. 304
Лекция 48. Эмоциональные явления. Аффекты. 312
Лекция 49. Выражение эмоций, эмоции, настроения, чувства. 318
Лекция 50. Проблема воли. 324
Лекция 51. Индивид и личность. 332
Лекция 52. Некоторые вопросы формирования личности. 336
Примечания. 343
М., 2000
Алексей Николаевич Леонтьев (1903-1979) — выдающийся советский психолог, действительный член АПН РСФСР, доктор педагогических наук, профессор.
Разрабатывал совместно с Л. С. Выготским и А. Р. Лурия культурно-историческую теорию, провел цикл экспериментальных исследований, раскрывающих механизм формирования высших психических функций (произвольное внимание, память) как процесс "вращивания", интериоризации внешних форм орудийно опосредованных действий во внутренние психические процессы. Экспериментальные и теоретические работы посвящены проблемам развития психики, проблемам инженерной психологии, а также психологии восприятия, мышления и др.
Выдвинул общепсихологическую теорию деятельности — новое направление в психологической науке. На основе предложенной Леонтьевым схемы структуры деятельности изучался широкий круг психических функций (восприятие, мышление, память, внимание).
От редакторов.
Предлагаемая вниманию читателя книга содержит уникальный материал — не публиковавшийся ранее текст устных лекций по общей психологии, прочитанных крупнейшим отечественным психологом XX века Алексеем Николаевичем Леонтьевым (1903—1979). Лекции читались на факультете психологии Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова в 1973—1975 гг. В них представлены все основные разделы традиционного курса общей психологии для студентов психологических факультетов и отделений: «Введение в психологию» (лекции 1 — 14), «Психология познавательных процессов» (лекции 15—42), «Психология личности» (лекции 43—52).
При подготовке лекций к публикации мы столкнулись с рядом трудностей. Одни лекции сохранились только в машинописном варианте с некоторыми пропусками, которые не всегда могли быть восполнены по контексту, другие существовали только в виде магнитофонных записей, и не всегда качество этих записей позволяло полностью идентифицировать текст. Если же текст лекций сохранился в двух вариантах — магнитофонном и машинописном — эти варианты могли настолько отличаться друг от друга, что требовалась специальная работа по согласованию обоих текстов. Мы стояли перед сложным выбором меры редактирования текстов, колеблясь между необходимостью, с одной стороны, максимально сохранить аутентичное авторское слово, и, с другой стороны, сделать текст лекций максимально четким и доступным для понимания. Учитывая, что данная книга ценна не только и не столько как исторический документ, сколько как учебное пособие для сегодняшних студентов (и не только студентов), мы прояснили содержание высказываний (там, где это содержание для нас очевидно), устранили повторы и некоторые отклонения в сторону, добавили ссылки на некоторые литературные источники. В остальном текст при публикации был подвергнут минимальной правке, и особенности устной речи А.Н.Леонтьева намеренно сохранены. Необходимые редакторские комментарии по тексту даны в угловых скобках (< >). Мы также дали краткое заглавие каждой лекции в соответствии с ее основным содержанием, чтобы облегчить читателю ориентировку в книге.
В результате нам удалось собрать практически все лекции А.Н.Леонтьева по курсу общей психологии. Они, на наш взгляд, представляют интерес для читателей потому, что дают возможность ознакомиться с деятельностной трактовкой проблем и закономерностей общей психологии, как говорится, «из первых рук». А своеобразное построение устной речи, диалоги с аудиторией и прочие «шероховатости» придают тексту особую убедительность.
|
|
Основная техническая работа по расшифровке магнитофонных записей была выполнена Д.Г.Половневым и А.И.Чекалиной, которым редакторы выражают свою благодарность. Отдельной благодарности заслуживает институт «Открытое общество», без финансовой поддержки которого подготовка издания растянулась бы на многие годы.
Д.А.Леонтьев,
Е.Е.Соколова