Основные направления и тенденции развития античной философии. Античная философия

Слово «античная» (древняя) употребляется для обозначения истории, культуры Древней Греции и Древнего Рима на протяжении почти тысячелетнего периода.

Античная философия имела ряд особенностей. Во-первых, она возникает прежде всего в городах Малой Азии и поэтому испытала влияние восточной культуры и ее философии. Во-вторых, она использовала новый способ духовного самовыражения — стройную логическую форму и рационализм. В-третьих, ее отличал космоцентризм, осмысление космоса и природы, в рамках которых обычно рассматривался и сам человек.

Выделяют три этапа античной философии: 1) древнегреческий (У1-У вв. до н. э.) - в центре внимания были проблемы космоса и природы. 2) классический (У-1У вв. до н. э.) — главный предмет изучения — это проблемы человека, его сущности и познавательных возможностей. 3) греко-римский? или эллинистический этап (IV в. до н.э. — IV в. н. э.) — период упадка греческой демократии, полисной системы и перемещения центра духовной жизни в столицу Римской империи.

Обратимся к первому этапу. Главным субъектом политической и духовной жизни был свободный гражданин полиса (города — государства). Основные темы философии этого периода-проблемы космического и логико-гносеологического характера и в меньшей степени этика. Философия рассматривается как наставница жизни и обобщенная научная система.

Первой научной и философской школой в европейской цивилизации была, милетская школа, зародившаяся на западном побережье полуостро ва Малая Азия в г.Милете. Ее представители Фалес, Анаксимандр, Анаксимен были родоначальниками натуралистической фазы развития античной философии. Фалес полагал началом всего воду. Из воды все происходит и в воду все возвращается. Анаксимандр – ввел понятие «апейрон» – первоначало всего сущего. В мире происходит вечный круговорот, в котором одно появляется на основе апейрона, другое исчезает, превращаясь в апейрон. Апейрон, бессмертен и неуничтожим. Ему принадлежит глубокая догадка о происхождении жизни. Живое зародилось на границе суши и моря из ила под воздействием небесного огня. Анаксимен – первоначало воздух. Все возникло из воздуха через его разрежение и сгущение. Солнце – это земля, которая раскалилась от быстрого движения, Земля неподвижна, а другие светила движутся воздушными вихрями. Представители милетской школы тем самым пытались рационализировать мифы, но одновременно признавали и материальное начало мира, наделяли все его проявления ду шой, отождествляя Бога и природу, т.е. они были пантеистами, пытались. соединить эмпирические и теоретические знания.

Другой школой ранней античной философии была пифагорейская. Она объединяла и философов, и врачей, и скульпторов и представителей других областей знаний. Ее основателем был Пифагор. Он утвердил математику как научную дисциплину, ввел понятие «философия» и считал, что началом всего является число, так как оно имеет вневременную природу — и вечно. Число - «физис» вещей, некая реальность, стоящая выше реальных вещей. Вечный мир доступен только интеллекту, но не чувствам. И процесс познания — это процесс познания управляющих миром чисел. Чувственный мир подгонялся к математическому идеалу. Пифагор был основателем рационалистической религии и вместе с тем он обо значил космос, как порядок, устанавливаемый числом. Пифагорейцы считали, что душа должна освобождаться от тела путем очищения, поиска блага, истины, достигать единения с Богом. Пифагор признавал бессмертие души путем ее бесконечной миграции в телах людей и даже живот ных.

Среди выдающихся философов ранней античности назовем еще Гераклита, Эмпедокла, Анаксагора, Демокрита, Сократа. Так, Гераклит первым стал различать чувственное и рациональное познание и был основоположником гносеологии и стихийной диалектики. Ему принадлежат высказывания: «все течет», «нельзя войти в одну и ту же реку дважды». Гераклит – выдвинул мысль о море, как основном космическом законе. Первооснова – огонь. Выдвинул понятие «логос» – объективный закон мироздания. Исходит из того, что все изменчиво, нельзя в одну реку войти дважды..

Существовала так же Элейская школа (Зенон, Парменид, Ксенофан) Элсаты считаются родоначальниками рационализма, они подошли к понятийному отражению действительности, но переход от чувств к разуму рассматривали обособленно друг от друга. Зенон был основателем школы субъективной диалектики и утверждал, что существует только то, что можно логически доказать. Он сформулировал 40 апорий (неразрешимых затруднений). На пример, на основе апория «Стрела» он утверждал, что «движущееся тело не движется ни в том месте, где оно есть, ни в том, где его нет.»

Эмпедокл выдвинул идею о строении и многокачественности мира, о вечности «корней бытия»: земли, воздуха, огня и воды, которые подчиня ются двум силам (Любви и Вражды). Взаимодействуя, эти силы и образу ют многокачественный мир, а также и космос.

Анаксагор утверждал, что мир состоит из сочетания многообразных материальных сущностей (гомеомерий). Они инертная масса и их приво дит в движение Нус (ум), «Разум в центре мира». Основой познания Анаксагор считал ощущения, дополненные разумом.

Демокрит — яркий энциклопедист античности. Он написал около 70 произведений в сфере самых различных знаний (математика, этика, ме дицина, астрономия и т.д.) В мире есть пустота и частицы (атомы) Они неделимы и различны по форме и порядку расположения. Демокрит впер вые рассмотрел движение как способ бытия материальных тел и выделил три формы движения: перемещение, вихревой поток, испарение предметов космоса (запахи). Демокрит обосновывал причинную зависимость явле ний мира и вещей. Выяснение причин и есть цель познания, в котором выделяется чувственная и рациональная стороны. Высшей нравственнос тью Демокрит считал «блаженное состояние духа», при котором душа пребывает в спокойствии и равновесии. Демокрит был ярким сторонни ком демократии, основой которой должны быть закон и добродетель.

Платон – организовал академию, занимался гносеологией, антропологией, этиоэстетикой, проблемами общества и государства. Его философия универсальна, затронул все проблемы. У него все вытекает из центра – теория идей. По Платону философия не должна заниматься накоплением всего о мире. Философ должен знать сущности всего. Сущности – совершенны, вечны, объективны, идеальны, их надо определять. Сущностью он называл идеи. Под сущностью понимал содержимое понятий. Разделил все бытие на мир идей и мир вещей, который был тенью истинного мира. Люди, лошади и т.д. Это отблески идей, это все бестелесно. Человек живет во вторичном мире – мире иллюзий. Идеи – объект чувственного познания – чувственный мир идей и вещей. Благодаря чувственному познанию мы имеем мнение, иллюзии, заблуждения. Поскольку задача познания – выявить сущность, а сущность познается только умом, то настоящее познание – рациональное, мысленное. Понятия, которыми человек оперирует – отражают идеи в уме. Человек двойственен, телесен и духовен. Душа попадает в человека из мира между чувством и бесчувством – мир неба на звездах. Душа ближе к миру бестелесного. Души низвергаются и их местом обитания является тюрьма – душа человека. Душа вечна, бестелесна, идеальна, но она может вернуться только тогда, когда побывает в мудреце, а если попала в ремесленника, то переселится в другие тела.

Понятие – вещ, объект, предмет.

Сущность – явление.

Общее – отдельное, единичное.

Единое – многое, различное.

Причина – следствие.

Содержимое – телесная форма.

Утопия Платона.

Высоко оценил государство и роль государства; человек для государства, а не государство для человека. Государство делит людей на три сословия: мудрецы, воины, производители, каждый занимается своим делом.

Особое внимание уделил воинам – не имеют частной собственности, семьи, но дети есть. Детей забирают и тоже воспитывают как воинов. Мудрецы – человек, который собирается вершить судьбами других, он должен ничего не иметь (семьи). Туда попадают из касты воинов, способные мыслить.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: