Тут прозвучала большая часть идей современного естествознания. До 5-4 веков д. н.э. доминирование концепции созерцательного материализма. В дальнейшем появляется идеалистическое направление, однако ведущая роль остаётся за материализмом. Общим в созерцательном материализме является поиск основы мироздания (определение первоосновы - огонь, вода, земля, воздух. Или даже гомеомерии, а то и атомы. Вторая проблема связана с необходимостью выделения признаков психического (души) и непсихического. Что имеет душу? Панпсихизм (гилозоизма) в природе всё имеет душу. Душу имеет всё живое – биопсихизм (Эмпидокл, Аристотель). Нейропсихизм – душа тошлько у тех, кто имеет нервную систему. Последняя точка зрения – антропопсихизм – душу имеет только человек. Под психикой уже понимается способность к самоанализу. С позиций антропопсихизма написаны в период раннего христианства работы Плотина, Августина. Антропопсихизм и у Декарта. Следующий вопрос, общий для философов античности, - о соотношении души и тела. Где душа располагается? Три точки зрения. Самая ранняя относится к 6 в. до н.э. Алкмеон, врач, формулирует принцип нервизма – душа располагается в головном мозгу – мозгоцентрическая точка зрения. Аристотель придерживался сердцецентрической точки зрения. Третья – полицентрическая – трёхуровневая локализация души: мышление и разум в голове, добродетели и чувства в сердце, а в печени – похоть и влечения.
|
|
8. Взгляды древних мыслителей на границы психического
Анимизм (зависимость природы и человека от произвола души или многих душ)
Панпсихизм (всеобщая одушевлённость – весь мир одушевлён и наделён душой)
Гилозоизм (различные учения о всеобщей одушевлённости материи)
Стихийный материализм (душа – частица материальной стихии, естественное природное явление, часть мироздания, вида материи – воды, огня, воздуха, апейрон)
Панпсихизм (гилозоизма) в природе всё имеет душу. Душу имеет всё живое – биопсихизм (Эмпидокл, Аристотель). Нейропсихизм – душа тошлько у тех, кто имеет нервную систему. Последняя точка зрения – антропопсихизм – душу имеет только человек. Под психикой уже понимается способность к самоанализу. С позиций антропопсихизма написаны в период раннего христианства работы Плотина, Августина. Антропопсихизм и у Декарта.